СОЛАС(2006). Глава II-1. Конструкция - устройство, деление на отсеки и остойчивость, механические и электрические установки

 

     ГЛАВА II-1

 КОНСТРУКЦИЯ - УСТРОЙСТВО, ДЕЛЕНИЕ НА ОТСЕКИ И ОСТОЙЧИВОСТЬ, МЕХАНИЧЕСКИЕ И ЭЛЕКТРИЧЕСКИЕ УСТАНОВКИ

 

 

С изменениями, внесенными

 

Дата принятия

Год

Документ

Вступление

в силу

 

1981

MSC.1(XLV),

01.09.1984

 

1983

MSC.6(48),

01.07.1986

 

1988

MSC.11(55),

11.10.1989

 

 

MSC.12(56),

29.04.1990

 

1989

MSC.13(57),

01.02.1992

 

1990

MSC.19(58),

01.02.1992

 

1992

MSC.26(60),

MSC.27(61),

01.10.1994

01.10.1994

 

1995

CONF,

01.07.1997

 

1996

MSC.47(66),

01.07.1998

05.12.1996

1996

MSC.57(67),

01.07.1998

04.06.1997

1997

MSC.65(68),

01.07.1999

18.05.1998

1998

MSC.69(69),

01.07.2002

05.12.2000

2000

MSC.99(73),

01.07.2002

12.12.2002

2002

MSC.134(76),

01.07.2004

21.05.2004

2004

MSC.151(78)

01.01.2006

09.12.2004

2004

MSC.170(79)

01.07.2006

01.07.2006

2005

MSC.194(80)

01.01.2007

 

 

     ЧАСТЬ А -ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

 

     Правило 1.
Применение

 

 1.1 Данная глава, если специально не предусмотрено иное, применяется к судам, кили которых заложены или которые находятся в подобной стадии постройки на 1 июля 1986 г. и после этой даты.

 

 1.2 Для целей данной главы термин подобная стадия постройки означает стадию, на которой:

 

.1 начато строительство, которое можно отождествить с определенным судном; и

 

.2 начата сборка этого судна, причем масса использованного материала составляет по меньшей мере 50 тонн или один процент расчетной массы материала всех корпусных конструкций, смотря по тому, что меньше.

 

 1.3 Для целей данной главы:

 

 .1 выражение суда, построенные означает суда, кили которых заложены или которые находятся в подобной стадии постройки;

 

.2 выражение все суда означает суда, построенные на 1 июля 1986 г., до или после этой даты;

 

.3 грузовое судно, когда бы оно ни было построено, переоборудуемое в пассажирское, считается пассажирским судном, построенным на дату начала такого переоборудования.

 

 2. Если специально не предусмотрено иное, в отношении судов, построенных до 1 июля 1986 г., Администрация должна обеспечить выполнение требований, применяемых на основании главы II-1 Международной конвенции по охране человеческой жизни на море 1974 г., измененных резолюцией MSC.l(XLV).

 

   3.1 После ремонта, переоборудования, модификации и связанного с ними изменения в оборудовании все суда должны по меньшей мере отвечать требованиям, предъявлявшимся к ним до этого. Такие суда, если они построены до 1 июля 1986 г., должны, как правило, отвечать требованиям, предъявляемым к судам, построенным на эту дату или после нее, по меньшей мере в той же степени, как до производства такого ремонта, переоборудования, модификации или изменения в оборудовании. В части, подвергаемой капитальному ремонту, переоборудованию, модификации существенного характера и связанному с ними изменению в оборудовании, суда должны отвечать требованиям, предъявляемым к судам, построенным 1 июля 1986 г. и после этой даты, в той мере, в какой Администрация сочтет это целесообразным и практически возможным.

 

 3.2 Несмотря на положения пункта 3.1, пассажирские суда, которые подвергаются ремонту, переоборудованию и модификации, связанным с удовлетворением требований правила II-1/8-1, не должны считаться прошедшими ремонт, переоборудование и модификацию существенного характера.

 

 4. Администрация государства, если она считает, что защищенный характер и условия рейса таковы, что делают нецелесообразным или излишним применение каких-либо требований данной главы, может освободить от выполнения таких требований отдельные суда или категории судов, имеющих право плавания под флагом данного государства, которые во время рейса удаляются от ближайшего берега не более чем на 20 миль.

 

   5. В случае использования пассажирских судов для специальных перевозок большого числа пассажиров особой категории, таких как перевозка паломников, Администрация государства, под флагом которого такие суда имеют право плавания, если она убеждена в невозможности выполнения на практике требований настоящей главы, может освободить такие суда от выполнения этих требований, при условии что они полностью отвечают положениям:

 

.1 Правил, приложенных к Соглашению по пассажирским судам, осуществляющим специальные перевозки 1971 г.; и

 

.2 Правил, приложенных к Протоколу по требованиям, предъявляемым к помещениям пассажирских судов, осуществляющих специальные перевозки, 1973 г.

 

                                      Правило 2.
Определения

 

Для целей данной главы, если специально не предусмотрено иное:

 

 1.1 Грузовая ватерлиния деления на отсеки есть ватерлиния, применяемая при делении судна на отсеки.

 

 1.2 Самая высокая грузовая ватерлиния деления на отсеки есть ватерлиния, соответствующая наибольшей осадке, разрешенной применимыми правилами деления на отсеки.

 

 2. Длина судна есть длина, измеренная между перпендикулярами из крайних точек судна на уровне самой высокой грузовой ватерлинии деления на отсеки.

 

 3. Ширина судна есть наибольшая ширина между наружными кромками шпангоутов на уровне или ниже самой высокой грузовой ватерлинии деления на отсеки.

 

 4. Осадка есть расстояние по вертикали от теоретической основной плоскости до данной грузовой ватерлинии деления на отсеки, измеренное на миделе.

 

 5. Палуба переборок есть самая верхняя палуба, до которой доведены поперечные водонепроницаемые переборки.

 

 6. Предельная линия погружения есть линия, проведенная по меньшей мере на 76 мм ниже верхней поверхности палубы переборок у борта.

 

 7. Проницаемость помещения есть выраженный в процентах объем помещения, который может быть заполнен водой. Объем помещения, выходящего за предельную линию погружения, вычисляется только до этой линии.

 

 8. Машинное помещение рассматривается как пространство, заключенное между теоретической основной плоскостью, плоскостью предельной линии погружения и между крайними главными поперечными водонепроницаемыми переборками, ограничивающими помещения, в которых находятся главные механизмы, а также обслуживающие их вспомогательные механизмы и котлы и все постоянные угольные бункеры. При необычном расположении пределы машинных помещений определяет Администрация.

 

 9. Пассажирские помещения есть помещения, предусмотренные для размещения и обслуживания пассажиров, за исключением багажных, кладовых, провизионных и почтовых отделений. Для целей правил II-1/5 и 6, помещения, расположенные ниже предельной линии погружения и предназначенные для размещения и обслуживания экипажа, должны рассматриваться как пассажирские помещения.

 

 10. Во всех случаях объемы и площади должны вычисляться до теоретических обводов (линий).

 

 11. Непроницаемый при воздействии моря означает, что в любых морских условиях вода не проникает внутрь судна.

 

   12. Нефтяным танкером является нефтяной танкер, определенный в правиле 1 Приложения I к Протоколу 1978 года к Международной конвенции по предотвращению загрязнения с судов 1973 г.

 

 13. Пассажирское судно ро-ро есть пассажирское судно с грузовыми помещениями с горизонтальным способом погрузки и выгрузки или помещениями специальной категории, определенными в правиле II-2/3.

 

 14. Навалочное судно означает навалочное судно, определенное в правиле XII/1.1

     Правило 3.
Определения, относящиеся к частям С, D и Е

 

Для целей частей С, D и Е, если специально не предусмотрено иное:

 

 1. Система управления рулевым приводом есть устройство, посредством которого команды передаются с ходового мостика к силовым агрегатам рулевого привода. Системы управления рулевым приводом включают датчики, приемники, гидравлические насосы системы управления и относящиеся к ним двигатели, органы управления двигателями, трубопроводы и кабели.

 

 2. Главный рулевой привод есть механизмы, исполнительные приводы перекладки руля и силовые агрегаты рулевого привода, если последние имеются, а также вспомогательное оборудование и средства приложения крутящего момента к баллеру руля (например румпель или сектор), необходимые для перекладки руля с целью управления судном в нормальных условиях эксплуатации.

 

 3. Силовой агрегат рулевого привода есть:

 

.1 в случае электрического рулевого привода - электродвигатель и относящееся к нему электрооборудование;

 

.2 в случае электрогидравлического рулевого привода - электродвигатель с относящимся к нему электрооборудованием и соединенный с ним насос;

 

.3 в случае другого гидравлического рулевого привода - приводной двигатель и соединенный с ним насос.

 

 4. Вспомогательный рулевой привод есть оборудование, не являющееся какой-либо частью главного рулевого привода, необходимое для управления судном в случае выхода из строя главного рулевого привода, за исключением, однако, румпеля, сектора или других элементов, служащих для той же цели.

 

 5. Нормальное эксплуатационное состояние и нормальные условия обитаемости есть состояние, при котором судно в целом, его механизмы, устройства, системы, средства и оборудование, обеспечивающие движение, управляемость, безопасность мореплавания, противопожарную безопасность, непотопляемость, внутрисудовую и наружную связь и сигнализацию, а также пути выхода наружу и лебедки для дежурных спасательных шлюпок находятся в рабочем состоянии и нормально функционируют наряду с предусмотренными комфортабельными условиями обитаемости.

 

 6. Аварийное состояние есть состояние, при котором любые устройства и системы, необходимые для обеспечения нормального эксплуатационного состояния и нормальных условий обитаемости, находятся в нерабочем состоянии вследствие выхода из строя основного источника электроэнергии.

 

 7. Основной источник электроэнергии есть источник, предназначенный для подачи электроэнергии к главному распределительному щиту для ее распределения ко всем устройствам и системам, необходимым для поддержания нормального эксплуатационного состояния судна и нормальных условий обитаемости на нем.

 

 8. Нерабочее состояние судна есть такое состояние, при котором главные механизмы, котлы и вспомогательные механизмы не работают из-за отсутствия энергии.

 

 9. Главная электрическая станция есть помещение, в котором находится основной источник электроэнергии.

 

 10. Главный распределительный щит есть распределительный щит, который питается непосредственно от основного источника электроэнергии и предназначен для распределения электрической энергии к судовым устройствам и системам.

 

 11. Аварийный распределительный щит есть распределительный щит, который в случае выхода из строя основной системы снабжения электроэнергией питается непосредственно от аварийного источника электроэнергии или переходного аварийного источника энергии и предназначен для распределения электрической энергии к аварийным устройствам и системам.

 

 12. Аварийный источник, электроэнергии есть источник электроэнергии, предназначенный для питания аварийного распределительного щита в случае прекращения питания от основного источника электроэнергии.

 

 13. Силовая система есть гидравлическое устройство, предназначенное для создания усилия с целью поворота баллера руля и состоящее из силового агрегата или агрегатов рулевого привода, включая относящиеся к ним трубопроводы и арматуру, и исполнительного привода перекладки руля. Силовые системы могут иметь общие механические элементы, т.е. румпель, сектор и баллер, или другие элементы, служащие для той же цели.

 

 14. Максимальная эксплуатационная скорость переднего хода есть максимальная расчетная скорость хода, которую судно должно обеспечивать в процессе эксплуатации в море при наибольшей осадке.

 

 15. Максимальная скорость заднего хода есть скорость хода, которую, согласно расчетам, судно может развить при расчетной максимальной мощности заднего хода при наибольшей осадке.

 

 16. Машинные помещения есть все машинные помещения категории "А" и все другие помещения, в которых расположены главные механизмы, котлы, установки жидкого топлива, паровые машины, двигатели внутреннего сгорания, электрогенераторы и ответственные электрические механизмы, станции приема топлива, механизмы холодильных установок, успокоителей качки, систем вентиляции и кондиционирования воздуха, и другие подобные помещения, а также шахты, ведущие в такие помещения.

 

 17. Машинные помещения категории "А" есть такие помещения и ведущие в них шахты, в которых расположены:

 

.1 двигатели внутреннего сгорания, используемые как главные механизмы; или

 

.2 двигатели внутреннего сгорания, используемые как неглавные механизмы, если суммарная мощность таких двигателей составляет не менее 375 кВт; или

 

.3 любой котел, работающий на жидком топливе, или установка жидкого топлива.

 

 18. Посты управления есть такие помещения, в которых расположено судовое радиооборудование или главное навигационное оборудование, или аварийный источник энергии, либо в которых сосредоточены средства управления системами пожаротушения или сигнализации обнаружения пожара.

 

 19. Танкер-химовоз есть грузовое судно, построенное или приспособленное и используемое для перевозки наливом любого жидкого продукта, указанного:

 

.1 в главе 17 Международного кодекса постройки и оборудования судов, перевозящих опасные химические грузы наливом, именуемого далее "Международный кодекс по химовозам" (МКХ) и принятого резолюцией MSC.4(48)

 

Комитета по безопасности на море с поправками, которые могут быть приняты Организацией; либо

 

.2 в главе VI Кодекса постройки и оборудования судов, перевозящих опасные химические грузы наливом, именуемого далее "Кодекс по химовозам" (КХ) и принятого резолюцией A.212(VII) Ассамблеи Организации, с поправками, которые были или могут быть приняты Организацией;

 

смотря по тому, что применимо.

 

  20. Газовоз есть грузовое судно, построенное или приспособленное и используемое для перевозки наливом любого сжиженного газа или других продуктов, указанных:

 

.1 в главе 19 Международного кодекса постройки и оборудования судов, перевозящих сжиженные газы наливом, именуемого далее "Международный кодекс по газовозам" (МКГ) и принятого резолюцией MSC.5(48) Комитета по безопасности на море, с поправками, которые могут быть приняты Организацией; либо

 

.2 в главе XIX Кодекса постройки и оборудования судов, перевозящих сжиженные газы наливом, именуемого далее "Кодекс по газовозам" (КГ) и принятого резолюцией А.328(IХ) Ассамблеи Организации, с поправками, которые были или могут быть приняты Организацией;

 

смотря по тому, что применимо.

 

 21. Дедвейт есть разность в тоннах между водоизмещением судна в воде плотностью 1,025 по грузовую ватерлинию, соответствующую назначенному летнему надводному борту, и водоизмещением судна порожнем.

 

 22. Водоизмещение порожнем есть водоизмещение судна в тоннах без груза, топлива, смазочного масла, балластной, пресной и котельной воды в цистернах, судовых запасов, а также без пассажиров, экипажа и их имущества.

 

    ЧАСТЬ А-1.
У СТРОЙСТВО СУДОВ

 

   Правило 3-1.
Требования к устройству, механическим и электрическим установкам судов

 

В дополнение к требованиям, содержащимся в любом месте настоящих правил, суда проектируются, строятся и технически обслуживаются в соответствии с требованиями

 

к устройству, механическим и электрическим установкам, предъявляемыми признанным Администрацией в соответствии с положениями правила XI-1/1 классификационным обществом, или в соответствии с применимыми национальными стандартами Администрации, обеспечивающими равноценный уровень безопасности.

 

   Правило 3-2.
Предотвращение коррозии балластных танков забортной воды на нефтяных танкерах и навалочных судах

 

(Настоящее правило применяется к нефтяным танкерам и навалочным судам, построенным 1 июля 1998 года или после этой даты)

 

Все специально предназначенные для забортной воды балластные танки должны иметь эффективную систему предотвращения коррозии, такую как твердое защитное покрытие или его эквивалент. Предпочтительно использование светлого покрытия.

 

Способ выбора, применения и технического обслуживания системы должен быть одобрен Администрацией на основе руководства, принятого Организацией*. При необходимости должны также использоваться расходные аноды.

______________

* См. Руководство по выбору, применению и техническому обслуживанию систем предотвращения коррозии специально предназначенных балластных танков забортной воды, принятое Организацией резолюцией А.798(19).

   Правило 3-3.
Безопасный доступ в носовую часть танкеров

 

1. Для целей настоящего правила и правила 3-4 танкеры включают нефтяные танкеры, определенные в правиле 2, танкеры-химовозы, определенные в правиле VII/8.2, и газовозы, определенные в правиле VII/11.2.

 

2. Каждый танкер должен быть оборудован средствами, позволяющими экипажу иметь безопасный доступ в носовую часть даже в тяжелых погодных условиях. Такие средства доступа должны быть одобрены Администрацией на основе руководства, разработанного Организацией**.

_____________

** См. Руководство по безопасному доступу в носовую часть танкеров, принятое Комитетом по безопасности на море резолюцией MSC.62(67).

     Правило 3-4.
Устройства для аварийной буксировки на танкерах

 

1. Устройства для аварийной буксировки должны устанавливаться в обеих оконечностях каждого танкера дедвейтом не менее 20 000 тонн.

 

2. На танкерах, построенных 1 июля 2002 года или после этой даты:

 

.1 конструкция устройств должна обеспечивать в любое время их быстрое развертывание при отсутствии энергии на буксируемом судне и легкое соединение с буксирующим судном. По меньшей мере одно из устройств для аварийной буксировки должно быть заранее подготовлено к быстрому развертыванию; и

 

.2 устройства для аварийной буксировки в обеих оконечностях должны иметь достаточную прочность с учетом размера и дедвейта судна и предполагаемых усилий при неблагоприятных погодных условиях. Проект, конструкция и испытания прототипа устройств для аварийной буксировки должны быть одобрены Администрацией на основе руководства, разработанного Организацией.

 

3. Для танкеров, построенных до 1 июля 2002 года, проект и конструкция устройств для аварийной буксировки должны быть одобрены Администрацией на основе руководства, разработанного Организацией***.

______________

*** См. Руководство по аварийному буксирному устройству для танкеров, принятому Комитетом по безопасности на море резолюцией MSC.35(63) с поправками, которые могут быть внесены.

 

 

   Правило 3-5.
Использование в новых установках материалов, содержащих асбест

 

1. Настоящее правило применяется к материалам, используемым в конструкции, механических и электрических установках и оборудовании, которые охватываются настоящей Конвенцией.

 

2. На всех судах запрещаются новые установки, в которых используются материалы, содержащие асбест, за исключением:

 

 .1 крыльчаток, используемых в ротационных компрессорах и ротационных вакуумных насосах;

 

 .2 водонепроницаемых соединений и зашивок, используемых в системах циркуляции жидкостей, где при высокой температуре (свыше 350°С) или давлении (свыше 7 x 106 Па) создается опасность пожара, коррозии или токсичности; и

 

 .3 гибких и упругих термоизоляционных конструкций, используемых для температур свыше 1000°С.

 

   Правило 3-6.
Доступ в помещения грузовой зоны нефтяных танкеров и навалочных судов и проходы внутри этих помещений

 

 1. Применение

 

1.1 За исключением предусмотренного в пункте 1.2, настоящее правило применяется к нефтяным танкерам валовой вместимостью 500 и более и навалочным судам, определенным в правиле IX/1, валовой вместимостью 20 000 и более, построенным 1 января 2006 года или после этой даты.

 

1.2 Нефтяные танкеры валовой вместимостью 500 и более, построенные 1 октября 1994 года или после этой даты, но до 1 января 2005 года, должны отвечать положениям правила II-1/12-2, одобренного резолюцией MSC.27(61).

 

 2. Средства доступа в грузовые и другие помещения

 

2.1 В каждом помещении в пределах грузовой зоны должны быть оборудованы постоянные средства доступа, позволяющие Администрации, компании, определенной в правиле IX/1, а также судовому персоналу и другим лицам по мере необходимости проводить полные и тщательные проверки и замеры толщин судовых конструкций в течение срока эксплуатации судна. Такие средства доступа должны отвечать требованиям пункта 5, а также Техническим положениям о средствах доступа для проверок, одобренным Комитетом по безопасности на море резолюцией MSC.133(76), с поправками, которые могут быть внесены Организацией, при условии что такие поправки одобряются, вступают в силу и действуют в соответствии с положениями статьи VIII настоящей Конвенции, касающимися процедур внесения поправок в Приложение, за исключением главы I.

 

2.2 Если постоянное средство доступа может быть повреждено во время обычных погрузочно-разгрузочных операций или если его практически невозможно установить, Администрация может разрешить использование вместо него передвижного или переносного средства доступа, как предусмотрено в Технических положениях, при условии что средства крепления, установки, подвешивания или поддержания переносного средства доступа образуют постоянную часть конструкций судна. Все переносное оборудование должно быть таким, чтобы персонал судна мог легко произвести его монтаж или развертывание.

 

2.3 Конструкция и материалы всех средств доступа и устройства их крепления к конструкциям судна должны отвечать требованиям Администрации. Средства доступа должны подвергаться освидетельствованию до их использования во время проведения освидетельствований в соответствии с правилом I/10 или одновременно с такими освидетельствованиями.

 

 3. Безопасный доступ в грузовые трюмы, грузовые танки, балластные танки и другие помещения

 

3.1 Безопасный доступ* в грузовые трюмы, коффердамы, балластные танки, грузовые танки и другие помещения в грузовой зоне должен быть непосредственно с открытой палубы и должен быть таким, чтобы обеспечивался их полный осмотр. Безопасный доступ в помещения двойного дна или носовые балластные танки может быть через насосное отделение, глубокий коффердам, туннель трубопроводов, грузовой трюм, помещение двойного корпуса или подобный отсек, не предназначенный для перевозки нефти или вредных грузов.

_____________

* См. Рекомендации относительно входа в закрытые помещения на судах, принятые Организацией резолюцией А.864(20).

 

3.2 Танки и отсеки танков длиной 35 м или более должны быть оборудованы по меньшей мере двумя люками и трапами для доступа, расположенными как можно дальше друг от друга, насколько это практически осуществимо. Танки длиной менее 35 м должны оборудоваться по меньшей мере одним люком и трапом для доступа. Если танк разделен на отсеки одной или несколькими отбойными переборками или подобными препятствиями, которые не обеспечивают легкого доступа к другим частям танка, должны быть установлены по меньшей мере два люка и трапа.

 

3.3 Каждый грузовой трюм должен быть оборудован по меньшей мере двумя средствами доступа, расположенными как можно дальше друг от друга, насколько это практически осуществимо. Обычно эти доступы должны располагаться по диагонали, например один доступ у носовой переборки с левого борта, другой у кормовой переборки с правого борта.

 

 4. Наставление по доступу к конструкциям судна

 

4.1 Судовые средства доступа для проведения полных и тщательных проверок и замеров толщин должны быть описаны в одобренном Администрацией наставлении по доступу к конструкциям судна, экземпляр которого, учитывающий последние изменения, должен храниться на судне. Для каждого помещения в грузовой зоне наставление по доступу к конструкциям судна должно включать следующее:

 

.1 схемы, показывающие средства доступа в помещение, с соответствующими техническими спецификациями и размерами;

 

.2 схемы, показывающие средства доступа, находящиеся внутри каждого помещения и позволяющие провести общий осмотр, вместе с соответствующими техническими спецификациями и размерами. На схемах должны быть отмечены места, откуда может быть осмотрен каждый район в помещении;

 

.3 схемы, показывающие средства доступа, находящиеся внутри помещения и позволяющие провести тщательные проверки, вместе с соответствующими техническими спецификациями и размерами. На схемах должны быть отмечены критические районы конструкции, должно указываться, являются ли средства доступа постоянными или переносными, и должны быть отмечены места, откуда может быть осмотрен каждый район;

 

.4 инструкции по проверке и поддержанию конструктивной прочности всех средств доступа и средств их крепления с учетом возможного наличия коррозионной атмосферы внутри помещения;

 

.5 инструкции по технике безопасности при использовании плотов во время тщательных проверок и замеров толщин;

 

.6 инструкции по безопасной установке и использованию переносных средств доступа;

 

.7 опись всех переносных средств доступа; и

 

.8 отчеты о периодических проверках и обслуживании средств доступа на судне.

 

4.2 Для целей настоящего правила "критическими районами конструкции" являются участки, которые, как установлено в результате расчетов, требуют контроля или, как установлено на основании имеющихся сведений об эксплуатации подобных или однотипных судов, подвержены растрескиванию, гофрировке, деформации или коррозии, что ухудшает конструктивную целостность судна.

 

  5. Общие технические спецификации

 


Купить полный текст документа можно после авторизации

За дополнительной информацией обращайтесь в ООО "Планета Одесса"
Тел. +38 (048) 792-54-36, 050-336-5436 email: rise3info@gmail.com

Home