A.864(20) Рекомендации относительно входа в закрытые помещения на судах

Отменена резолюцией A.1050(27)

 Резолюция А.864(20)

 РЕКОМЕНДАЦИИ ОТНОСИТЕЛЬНО ВХОДА В ЗАКРЫТЫЕ ПОМЕЩЕНИЯ НА СУДАХ

(Принята 27 ноября 1997 года)

 

 

ассамблея,

 

ссылаясь на статью 15 j) Конвенции о Международной морской организации, касающуюся функций Ассамблеи в отношении правил и руководств, касающихся безопасности на море,

 

выражая беспокойство в связи с тем, что вход персонала в судовые помещения с обедненной кислородом, токсичной или воспламеняющейся атмосферой по-прежнему сопровождается человеческими жертвами,

 

учитывая работу, проводимую в этом отношении Международной организацией труда, правительствами и организациями частного сектора,

 

отмечая, что Комитет по безопасности на море на его пятьдесят девятой сессии одобрил дополнение F к Кодексу безопасной практики перевозки навалочных грузов, касающееся рекомендаций относительно входа в грузовые помещения, танки, насосные отделения, топливные цистерны, коффердамы, коробчатые кили, балластные цистерны и подобные закрытые помещения,

 

отмечая далее решение Комитета по безопасности на море, принятое на его шестьдесят шестой сессии, заменить вышеупомянутое дополнение F на рекомендации, приложенные к настоящей резолюции,

 

рассмотрев рекомендацию, сделанную Комитетом по безопасности на море на его шестьдесят шестой сессии,

 

1. принимает Рекомендации относительно входа в закрытые помещения на судах, изложенные в приложении к настоящей резолюции;

 

2. предлагает правительствам довести приложенные Рекомендации до сведения собственников судов, операторов судов и моряков, настоятельно призвав их применять эти Рекомендации, соответственно, на всех судах;

 

3. просит Комитет по безопасности на море держать Рекомендации в поле зрения и при необходимости вносить в них поправки.

 

 Приложение.

РЕКОМЕНДАЦИИ ОТНОСИТЕЛЬНО ВХОДА В ЗАКРЫТЫЕ ПОМЕЩЕНИЯ НА СУДАХ

 

 ПРЕАМБУЛА

 

Целью настоящих рекомендаций является поощрение принятия безопасных процедур, направленных на предотвращение несчастных случаев, связанных со входом персонала судов в закрытые помещения, в которых может присутствовать обедненная кислородом, воспламеняющаяся и/или токсичная атмосфера.

 

Расследования обстоятельств несчастных случаев, происшедших на судах, показали, что большей частью их причиной является скорее недостаточное осознание или игнорирование необходимости принимать меры предосторожности, чем отсутствие руководства.

 

Нижеследующие практические рекомендации применяются ко всем типам судов и служат руководством для моряков. Необходимо отметить, что на судах, где в закрытые помещения входят редко, например на некоторых пассажирских судах или небольших судах для перевозки генеральных грузов, опасности могут быть менее очевидными, и, соответственно, здесь может потребоваться повышенная бдительность.

 

Рекомендации призваны дополнить национальные законы или правила, принятые стандарты или особые процедуры, которые могут быть установлены для определенных перевозок, судов или видов судоходной деятельности.

 

В отдельных ситуациях применение некоторых рекомендаций может оказаться практически неосуществимым. В таких случаях должно быть сделано все возможное для того, чтобы следовать духу рекомендаций, и должно обращаться внимание на риски, связанные с этими ситуациями.

 

 1. ВВЕДЕНИЕ

 

Атмосфера в любом закрытом помещении может быть обеднена кислородом и/или содержать воспламеняющиеся и/или токсичные газы или пары. Такая опасная атмосфера может также образоваться в помещении, которое ранее считалось безопасным. Опасная атмосфера может также присутствовать в помещениях, смежных с теми, о которых известно, что в них присутствует опасность.

 

 2. ОПРЕДЕЛЕНИЯ

 

2.1 Закрытое помещение означает помещение, которое имеет любую из нижеперечисленных характеристик:

 

.1 ограниченные отверстия для входа и выхода;

 

.2 недостаточная естественная вентиляция; и

 

.3 не рассчитано на постоянное присутствие людей,

 

и включает, не ограничиваясь этим, грузовые помещения, пространства двойного дна, топливные танки, балластные танки, насосные отделения, компрессорные отделения, коффердамы, пустые пространства, коробчатые кили, помещения между перегородками, картеры двигателей и сборные танки для сточных вод.

 

2.2 Компетентное лицо означает лицо, обладающее достаточными теоретическими знаниями и практическим опытом для того, чтобы сделать обоснованную оценку вероятности присутствия или последующего возникновения опасной атмосферы в помещении.

 

2.3 Ответственное лицо означает лицо, уполномоченное выдавать разрешение на вход в закрытое помещение и имеющее достаточное знание процедур, которым надлежит следовать.

 

 3. ОЦЕНКА РИСКА

 

3.1 Для обеспечения безопасности компетентное лицо должно всегда делать предварительную оценку потенциальных опасностей, присутствующих в помещении, в которое будут входить люди, принимая во внимание ранее перевозимый груз, вентиляцию помещения, покрытие помещения и другие соответствующие факторы. Предварительная оценка, сделанная компетентным лицом, должна позволить определить вероятность присутствия обедненной кислородом, воспламеняющейся или токсичной атмосферы.

 

3.2 Решение о том, какие процедуры необходимо выполнять при проверке атмосферы в помещении и при входе в него, должно приниматься на основе предварительной оценки. Эти процедуры будут зависеть от того, что показала предварительная оценка, а именно:

 

.1 имеется минимальный риск для здоровья или жизни персонала, входящего в помещение;

 

.2 непосредственный риск для здоровья или жизни отсутствует, но риск может возникнуть в процессе работы в помещении; и

 

.3 установлен риск для здоровья или жизни.

 

3.3 Если предварительная оценка показывает, что имеется минимальный риск для здоровья или жизни или что риск может возникнуть в процессе работы в помещении, должны приниматься меры предосторожности, указанные в разделах 4, 5, 6 и 7, в зависимости от случая.

 

3.4 Если предварительная оценка устанавливает, что вход в помещение связан с риском для жизни или здоровья, должны также приниматься дополнительные меры предосторожности, указанные в разделе 8.

 

   4. РАЗРЕШЕНИЕ НА ВХОД

 

4.1 Запрещается открывать закрытые помещения или входить в них, не имея на это разрешения капитана или назначенного ответственного лица и не выполнив соответствующих процедур безопасности, установленных для конкретного судна.

 

4.2 Вход в закрытые помещения должен планироваться, и рекомендуется применять систему выдачи разрешений на вход, которая может включать использование перечня контрольных проверок. Разрешение на вход в закрытое помещение должно выдаваться капитаном или назначенным ответственным лицом и должно быть заполнено лицом, которое входит в помещение, до входа в это помещение. Образец разрешения на вход в закрытое помещение приведен в добавлении.

 

   5. ОБЩИЕ МЕРЫ ПРЕДОСТОРОЖНОСТИ

 

5.1 Капитан или ответственное лицо должны принимать решение о том, что вход в закрытое помещение безопасен, убедившись, что:

 

.1 потенциальные опасности выявлены при оценке и, насколько возможно, изолированы или устранены;

 

.2 помещение тщательно провентилировано с помощью естественных или механических средств с целью удаления любых токсичных или воспламеняющихся газов и обеспечения достаточного уровня содержания кислорода во всем помещении;

 

.3 атмосфера в помещении проверена соответствующим способом с помощью надлежащим образом калиброванных приборов с целью удостовериться в том, что она содержит допустимые уровни содержания кислорода и допустимые уровни концентрации воспламеняющихся или токсичных паров;

 

.4 безопасность входа в помещение обеспечена, и помещение надлежащим образом освещено;

 

.5 подходящая система связи между всеми участниками, которая будет использоваться во время входа, согласована и опробована;

 

.6 сопровождающее лицо имеет указание оставаться у входа в помещение в течение всего времени, пока в нем находятся люди;

 

.7 у входа в помещение установлено готовое к использованию спасательное и реанимационное оборудование и согласованы действия по спасанию;

 

.8 персонал надлежащим образом одет и снаряжен для входа и выполнения своих задач;

и

 

.9 разрешение на вход выдано.

 

Меры предосторожности, указанные в подпунктах .6 и .7, могут не применяться к каждой ситуации, описанной в настоящем разделе. Лицо, которое дает разрешение на вход, должно определить, есть ли необходимость оставлять сопровождающее лицо и устанавливать спасательное оборудование у входа в помещение.

 

5.2 Для входа в закрытые помещения, выполнения функций сопровождающих лиц или членов спасательных команд должен назначаться только подготовленный персонал. Экипажи судов должны периодически участвовать в учениях по спасанию и оказанию первой помощи.

 

5.3 Все оборудование, используемое в связи со входом, должно быть в хорошем рабочем состоянии и осмотрено перед использованием.

 

   6. ПРОВЕРКА АТМОСФЕРЫ

 

6.1 Соответствующая проверка атмосферы в помещении должна проводиться с помощью надлежащим образом калиброванного оборудования лицами, имеющими подготовку по использованию этого оборудования. Необходимо строго соблюдать инструкции изготовителя. Проверка должна проводиться до входа какого-либо лица в помещение и затем через регулярные интервалы до завершения работы. Если это необходимо, проверка должна проводиться на нескольких различных уровнях, так чтобы получить представительную пробу атмосферы в помещении.

 

6.2 До входа в помещение должны быть получены следующие устойчивые показания:

 

.1 21% кислорода по объему - с помощью измерителя содержания кислорода; и

 

.2 нижний предел воспламеняемости (НПВ) не более 1% - с помощью достаточно чувствительного индикатора горючих газов, если предварительная оценка установила, что имеется вероятность присутствия воспламеняющихся газов или паров.

 

Если эти условия не могут быть обеспечены, помещение должно быть дополнительно провентилировано и проведена повторная проверка через соответствующий промежуток времени.

 

Любая проверка на присутствие газа должна выполняться при отключенной вентиляции закрытого помещения, для того чтобы получить точные показания.

 

6.3 Если предварительная оценка установила, что имеется вероятность присутствия токсичных газов и паров, должна быть проведена надлежащая проверка с использованием стационарного или переносного оборудования для обнаружения газов или паров. Показания, полученные с помощью этого оборудования, должны быть ниже предусмотренных признанными национальными или международными стандартами предельных значений для профессий, связанных с воздействием токсичных газов или паров. Необходимо отметить, что проверка на воспламеняемость не обеспечивает подходящий способ измерения токсичности и наоборот.

 

6.4 Необходимо подчеркнуть, что могут существовать газовые карманы или районы с пониженным содержанием кислорода, и их наличие должно всегда предполагаться, даже если результаты проверки закрытого помещения оказались удовлетворительными и в него можно входить.

 

   7. МЕРЫ ПРЕДОСТОРОЖНОСТИ ВО ВРЕМЯ ВХОДА

 

7.1 Во время нахождения в помещении людей необходимо часто проводить проверку атмосферы, и при ухудшении условий в нем людям должно даваться указание покинуть помещение.

 

7.2 Вентиляция должна постоянно работать во время нахождения в помещении людей и в течение временных перерывов в работе. Перед повторным входом после перерыва атмосфера должна быть вновь проверена. В случае выхода системы вентиляции из строя находящиеся в помещении лица должны немедленно покинуть его.

 

7.3 В случае аварии сопровождающий член экипажа ни при каких обстоятельствах не должен входить в помещение до прибытия помощи и до того, как ситуация будет оценена, с тем чтобы обеспечить безопасность людей, которые войдут в помещение с целью проведения спасательных операций.

 

   8. ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ МЕРЫ ПРЕДОСТОРОЖНОСТИ, ПРИНИМАЕМЫЕ ДО ВХОДА В ПОМЕЩЕНИЕ, ЕСЛИ ИЗВЕСТНО ИЛИ ПРЕДПОЛАГАЕТСЯ,  ЧТО АТМОСФЕРА В НЕМ ПРЕДСТАВЛЯЕТ ОПАСНОСТЬ

 

8.1 Если предполагается или известно, что атмосфера в закрытом помещении представляет опасность, входить в него можно только в случае, если нет реальной альтернативы. Входить в помещение можно только для дополнительной проверки, проведения важной работы, спасения человеческой жизни или обеспечения безопасности судна. Количество лиц, входящих в помещение, должно быть сведено к минимуму, необходимому для выполнения поставленной задачи.

 

8.2 Должен быть всегда надет подходящий дыхательный аппарат, например с воздушным шлангом или автономного типа, и вход в помещение должен разрешаться только персоналу, прошедшему подготовку по его использованию. Не должны использоваться респираторы для очистки воздуха, поскольку они не обеспечивают подачу чистого воздуха из источника, независимого от атмосферы внутри помещения.

 

8.3 В соответствующих случаях, необходимо также принимать меры предосторожности, указанные в разделе 5.

 

8.4 Должен быть надет предохранительный пояс с лямками, и, кроме случаев, когда это практически неосуществимо, должны использоваться сигнальные концы.

 

8.5 Должна быть надета соответствующая защитная одежда, особенно если имеется опасность того, что токсичные или химические вещества попадут на кожу или в глаза людей, которые входят в помещение.

 

8.6 В данном контексте особенно уместна рекомендация, изложенная в пункте 7.3, относительно спасательных операций в аварийной ситуации.

 

 9. ОПАСНОСТИ, СВЯЗАННЫЕ  С ОПРЕДЕЛЕННЫМИ ВИДАМИ ГРУЗОВ

 

 9.1 Опасные грузы в упаковке

 

9.1.1 Атмосфера любого помещения, содержащего опасные грузы, может представлять опасность для здоровья или жизни любого человека, входящего в это помещение. Опасность могут представлять воспламеняющиеся, токсичные или коррозионные газы или пары, которые вытесняют кислород, остатки на упаковках и разлитые опасные вещества. Такие же опасности могут присутствовать в помещениях, примыкающих к грузовым помещениям. Информация об опасностях, создаваемых отдельными веществами, содержится в МКМПОГ, Порядке действий при авариях для судов, перевозящих опасные грузы, и в информационных картах безопасности материалов (MSDS). Если имеется доказательство или предположение, что произошла утечка опасных веществ, должны приниматься меры предосторожности, указанные в разделе 8.

 

9.1.2 Персонал, которому поручено заниматься устранением последствий разливов или удалением дефектных или поврежденных упаковок, должен иметь соответствующую подготовку и надевать подходящие дыхательные аппараты и соответствующую защитную одежду.

 

 9.2 Наливные грузы

 

В танкерном секторе выработаны подробные рекомендации для операторов и экипажей судов, перевозящих наливом нефть, химические вещества и сжиженные газы, в виде специализированных международных руководств по безопасности. Содержащаяся в руководствах информация в отношении входа в закрытые помещения дополняет настоящие рекомендации и должна использоваться в качестве основы при подготовке планов входа.

 

 9.3 Навалочные грузы

 

На судах, перевозящих навалочные грузы, опасная атмосфера может образоваться в грузовых и примыкающих к ним помещениях. К опасностям можно отнести воспламеняемость, токсичность, кислородное обеднение или самонагревание. Эти опасности должны быть указаны в грузовой документации. Дополнительную информацию см. в Кодексе безопасной практики перевозки навалочных грузов.

 

 9.4 Грузы и материалы, способствующие  кислородному обеднению атмосферы

 

Серьезной опасностью, связанной с такими грузами, является кислородное обеднение атмосферы вследствие присущих грузу свойств, например самонагревания, окисления металлов и руд или разложения растительных масел, животных жиров, зерна и других органических материалов или их остатков. Известно, что материалы, перечисленные ниже, могут вызвать кислородное обеднение. Однако этот перечень не является исчерпывающим. Кислородное обеднение может быть также вызвано другими материалами растительного или животного происхождения, воспламеняющимися или самовозгорающимися материалами и материалами с высоким содержанием металла:

 

.1 зерно, зерновые продукты и остатки от обработки зерна (такие, как отруби, дробленое зерно, измельченный солод или мука крупного помола), хмель, шелуха солода и использованный солод;

 

.2 масличные семена, а также продукты и остатки, получаемые в результате обработки масличных семян (такие, как отходы маслобойного производства, жмых, жирные плитки и шрот);

 

.3 копра;

 

.4 лесоматериал в таком виде, как пакетированный лесоматериал, кругляк, бревна, древесная масса, стойки (рудничные стойки и другой крепежный лес), древесная щепа, древесная стружка, древесная масса в гранулах и древесные опилки;

 

.5 джут, пенька, лен, сизальская пенька, капок, хлопок и другие растительные волокна (такие, как трава альфа/испанская трава, сено, солома, бхуса), пустые мешки, хлопковые очёски, животные волокна, ткань животного и растительного происхождения, шерстяные очёски и ветошь;

 

.6 рыбная мука и рыбные отходы;

 

.7 гуано;

 

.8 руды сернистых соединений и рудные концентраты;

 

.9 древесный уголь, уголь и продукты из угля;

 

.10 железо прямого восстановления;

 

.11 сухой лед;

 

.12 металлические отходы и стружка, чугунная стружка, стальная и другая стружка, обрезки, расточная стружка, строгальная стружка, сверлильная стружка и опилки; и

 

.13 металлолом.

 

 9.5 Фумигация

 

Во время фумигации судна необходимо выполнять подробные рекомендации, содержащиеся в Рекомендациях по безопасному использованию пестицидов на судах*. Помещения, примыкающие к фумигированным помещениям, должны считаться также фумигированными.

__________________________________

* См. Рекомендации по безопасному использованию пестицидов на судах, одобренные Комитетом по безопасности на море Организации циркуляром MSC/Circ.612 c поправками, внесенными циркулярами МSС/Circ.689 и MSC /Circ 746.

 

 10 Заключение

 

Несоблюдение простых процедур может привести к тому, что люди, войдя в закрытое помещение, неожиданно почувствуют слабость. Соблюдение изложенных выше принципов явится надежной основой для оценки опасностей, присутствующих в таких помещениях, и для принятия необходимых мер предосторожности.

 

 

 Добавление.

ОБРАЗЕЦ РАЗРЕШЕНИЯ НА ВХОД В ЗАКРЫТОЕ ПОМЕЩЕНИЕ

 

Настоящее разрешение относится к входу в любое закрытое помещение и должно быть заполнено капитаном или ответственным лицом командного состава и лицом, входящим в помещение, или уполномоченным командиром группы.

 

 

Общие положения

 

Местонахождение/название закрытого помещения......................

 

Причина для входа.................................................

Настоящее разрешение действительно

 

с: ..........часов

 

до: .........часов

 

 Дата..........

 

 Дата..........

(См. примечание 1)

 

 Раздел 1 - Подготовка до входа

 

 

(Должно быть проверено капитаном

или назначенным ответственным лицом)

Да

Нет

Было ли помещение тщательно провентилировано?

[]

[]

Было ли помещение отделено путем перекрытия или изолирования всех соединительных трубопроводов или клапанов и электрических приборов/оборудования?

[]

[]

Было ли помещение, если это необходимо, очищено?

[]

[]

Была ли проведена проверка помещения и было ли установлено, что вход в него не представляет опасности? (См. примечание 2)

[]

[]

Данные проверки атмосферы до входа в помещение:

 

 

 


Купить полный текст документа можно после авторизации

За дополнительной информацией обращайтесь в ООО "Планета Одесса"
Тел. +38 (048) 792-54-36, 050-336-5436 email: rise3info@gmail.com

Home