МЕРС.259(68) Руководство 2015 года по системам очистки отработавших газов

Руководство заменено резолюцией MEPC.340(77)

 

РЕЗОЛЮЦИЯ MEPC.259(68)/Corr.2

 

(принята 15 мая 2015 года)

 

РУКОВОДСТВО 2015 ГОДА ПО СИСТЕМАМ ОЧИСТКИ ОТРАБОТАВШИХ ГАЗОВ

 

КОМИТЕТ ПО ЗАЩИТЕ МОРСКОЙ СРЕДЫ,

 

ССЫЛАЯСЬ на статью 38 а) Конвенции о Международной морской организации, касающуюся функций Комитета по защите морской среды (Комитет), возложенных на него международными конвенциями по предотвращению загрязнения моря с судов и борьбе с ним,

 

ССЫЛАЯСЬ ТАКЖЕ на то, что на своей пятьдесят восьмой сессии Комитет одобрил резолюцией МЕРС.176(58) пересмотренное Приложение VI к Конвенции МАРПОЛ, которое значительно снижает пределы содержания окислов серы (SOX) в выбросах,

 

ССЫЛАЯСЬ ДАЛЕЕ на то, что на своей пятьдесят девятой сессии Комитет принял резолюцией MEPC.184(59) Руководство 2009 года по системам очистки отработавших газов (далее именуемое «Руководства 2009 года по СООГ»),

 

ОТМЕЧАЯ, что пересмотренное Приложение VI к Конвенции МАРПОЛ вступило в силу 1 июля 2010 года,

 

ОТМЕЧАЯ ТАКЖЕ, что правило 4 Приложения VI к Конвенции МАРПОЛ допускает применение альтернативного метода соблюдения требований, являющегося не менее эффективным с точки зрения сокращения выбросов, чем требуемый Приложением VI к Конвенции МАРПОЛ, включая любые стандарты, изложенные в правиле 14, с учетом руководств, разработанных Организацией,

 

ПРИЗНАВАЯ необходимость соответствующего обновления Руководства 2009 года по СООГ,

 

РАССМОТРЕВ на своей шестьдесят восьмой сессии проект поправок к Руководству 2009 года по СООГ, подготовленный Подкомитетом по предотвращению загрязнения и реагированию на его второй сессии,

 

1          ПРИНИМАЕТ Руководство 2015 года по системам очистки отработавших газов, изложенное в приложении к настоящей резолюции;

 

2          ПРЕДЛАГАЕТ администрациям учитывать настоящее Руководство при выдаче разрешений на использование систем очистки отработавших газов в соответствии с правилом 4 Приложения VI к Конвенции МАРПОЛ;

 

3          ПРОСИТ стороны Приложения VI к Конвенции МАРПОЛ и другие правительства государств-членов довести настоящее Руководство до сведения собственников и операторов судов, судостроителей, изготовителей судовых дизельных двигателей и любых других заинтересованных групп;

 

4          ПРЕДЛАГАЕТ администрациям обеспечить сбор данных в соответствии с положениями дополнения 3 к настоящему Руководству;

 

5          ПОСТАНОВЛЯЕТ проводить обзор настоящего Руководства в свете опыта, приобретенного в ходе его применения;

 

6          ОТМЕНЯЕТ Руководство 2009 года по СООГ, принятое резолюцией MEPC.184(59).

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ

 

РУКОВОДСТВО 2015 ГОДА ПО СИСТЕМАМ ОЧИСТКИ ОТРАБОТАВШИХ ГАЗОВ

 

1          ВВЕДЕНИЕ

 

1.1        В правиле 14 Приложения VI содержится требование о том, чтобы суда использовали жидкое топливо с содержанием серы, не превышающим уровня, установленного в правилах 14.1 или 14.4. Правило 4 допускает, с одобрения Администрации, применение альтернативного метода соблюдения требований, являющегося не менее эффективным с точки зрения сокращения выбросов, чем требуемый Приложением, включая стандарты, изложенные в правиле 14. Администрация стороны должна учитывать любые соответствующие руководства, разработанные Организацией и относящиеся к альтернативам, предусмотренным правилом 4.

 

1.2        Подобно системе сокращения выбросов NOX, система очистки отработавших газов (ООГ) может быть одобрена при условии периодических проверок ее параметров и выбросов, либо система может быть оборудована средствами постоянного мониторинга выбросов. Настоящее Руководство разработано в целях обеспечения объективности и ориентации на эксплуатационные характеристики. Кроме того, использование метода, основанного на отношении SO2(млн-1)/CO2(%), упростит мониторинг выбросов SOX и облегчит одобрение агрегатов ООГ. В дополнении 2 содержится обоснование, поясняющее использование отношения SO2(млн-1)/CO2(%) в качестве основы для мониторинга работы системы.

 

1.3        Соблюдение требований должно быть продемонстрировано на основе величин отношения SO2(млн-1)/CO2(% об.).

 

Таблица 1: Пределы содержания серы в жидком топливе, указанные в правилах 14.1 и 14.4, и соответствующие значения выбросов

 

Содержание серы в жидком топливе

(% по массе)

Отношение

SO2(млн-1)/CO2(% об.) в выбросах

4,50

195,0

3,50

151,7

1,50

65,0

1,00

43,3

0,50

21,7

0,10

4,3

 

Примечание: Предельные значения данного отношения в выбросах применяются только при использовании дистиллятного или остаточного жидкого топлива на нефтяной основе. Информацию о применении метода отношения см. в дополнении 2.

 

1.4        Настоящее Руководство носит рекомендательный характер, однако Администрациям предлагается выполнять соответствующие требования правила 4 Приложения VI к Конвенции МАРПОЛ, используя Руководство в качестве основы.

 

2          ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

 

2.1       Цель

 

2.1.1 Целью настоящего Руководства является установление требований к испытаниям, освидетельствованию, сертификации и проверке систем ООГ согласно правилу 4 Приложения VI к Конвенции МАРПОЛ для обеспечения их фактического соответствия требованиям правил 14.1 и 14.4 Приложения VI к Конвенции МАРПОЛ.

 

2.1.2 Настоящее Руководство допускает две схемы: схему А (сертификация агрегата с проверками параметров и выбросов) и схему В (постоянный мониторинг выбросов с проверками параметров).

 

2.1.3 На судах, которые должны использовать систему очистки отработавших газов частично или полностью с целью соответствия правилам 14.1 и/или 14.4 Приложения VI к Конвенции МАРПОЛ, должен иметься одобренный план соблюдения требований к выбросам SOХ (ПСВС).

 

2.2       Применение

 

2.2.1     Настоящее Руководство применяется к любому агрегату ООГ, подключенному к механизмам, работающим на жидком топливе, за исключением судовых инсинераторов, установленных на судне.

 

2.3       Определения и требуемые документы

 

Установка, работающая на жидком топливе

Любой двигатель, котел, газовая турбина или другое оборудование, работающее на жидком топливе, за исключением судовых инсинераторов

ООГ

Очистка отработавших газов

SOX

Окислы серы

SO2

Двуокись серы

CO2

Углекислый газ

UTC

Универсальное скоординированное время

Сертифицированная величина

Установленное изготовителем отношение SO2/CO2, указывающее, что агрегат ООГ сертифицирован как отвечающий требованиям при постоянной эксплуатации с соблюдением установленного изготовителем максимального содержания серы в топливе

На месте

Отбор проб непосредственно из потока отработавших газов

MCR

Максимальная длительная мощность

Диапазон нагрузок

Максимальная номинальная мощность дизельного двигателя или максимальная паропроизводительность котла

ПСВС

План соблюдения требований к выбросам SOX

ССВС

Свидетельство о соблюдении требований к выбросам SOX

ТРО-А

Техническое руководство по системе ООГ, использующей схему А

ТРО-В

Техническое руководство по системе ООГ, использующей схему В

СРМ

Судовое руководство по мониторингу

Журнал ООГ

Журнал регистрации рабочих параметров агрегата ООГ в ходе его эксплуатации, регулировок компонентов, технического обслуживания и ремонта, в зависимости от обстоятельств

 

Документ

Схема A

Схема B

ПСВС

X

X

ССВС

X

 

ТРО для схемы A

X

 

ТРО для схемы B

 

X

СРМ

X

X

Журнал ООГ или система электронной регистрации

X

X

 

3          ПРИМЕЧАНИЕ ПО ТЕХНИКЕ БЕЗОПАСНОСТИ

 

Следует уделять должное внимание последствиям для безопасности, связанным с обращением с отработавшими газами и нахождением вблизи от них, с измерительным оборудованием, а также хранением и использованием чистых и калибровочных газов, находящихся в емкостях под давлением. Места отбора проб и постоянные площадки для доступа должны быть обустроены так, чтобы обеспечивать безопасное осуществление мониторинга. При определении месторасположения сливного отверстия для промывочной воды, используемой в агрегате ООГ, необходимо должным образом учитывать месторасположение впускного отверстия забортной воды на судне. При любых условиях эксплуатации показатель рН должен поддерживаться на уровне, исключающем повреждение противообрастающей системы судна, гребного винта, руля и других компонентов, которые могут быть подвержены воздействию кислотосодержащих сбросов, способных вызывать ускоренную коррозию критически важных металлических компонентов.

 

4          СХЕМА А – ОДОБРЕНИЕ, ОСВИДЕТЕЛЬСТВОВАНИЕ И СЕРТИФИКАЦИЯ СИСТЕМЫ ООГ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ПРОВЕРОК ПАРАМЕТРОВ И ВЫБРОСОВ

 

4.1       Одобрение систем ООГ

 

4.1.1    Общие положения

 

Схема А настоящего Руководства предусматривает следующие варианты:

.1    одобрение агрегата;

.2    одобрение агрегатов серийного производства; и

.3    одобрение модельного ряда агрегатов.

 

4.1.2    Одобрение агрегата

 

4.1.2.1 Агрегат ООГ должен быть сертифицирован как отвечающий предельной (сертифицированной) величине, установленной изготовителем (например, уровень выбросов, который может обеспечивать агрегат в режиме постоянной эксплуатации), при условии соответствия содержания серы в жидком топливе установленной изготовителем максимальной величине в % по массе и в диапазоне рабочих параметров, которые перечислены в пункте 4.2.2.1.2 и для которых агрегат должен быть одобрен. Сертифицированная величина должна по меньшей мере обеспечивать при эксплуатации судна выполнение требований, приведенных в правилах 14.1 и/или 14.4 Приложения VI к Конвенции МАРПОЛ.

 

4.1.2.2 Если испытания жидкого топлива с установленным изготовителем максимальным содержанием серы в % по массе не проводятся, допускается использование двух видов испытательного топлива с более низким содержанием серы в % по массе. Эти два выбранных вида топлива должны иметь различие в содержании серы в % по массе, достаточное, чтобы продемонстрировать характер функционирования агрегата ООГ, а также то, что сертифицированная величина может быть достигнута, если агрегат ООГ будет эксплуатироваться в условиях применения топлива с установленным изготовителем максимальным содержанием серы в % по массе. В таких случаях должны быть проведены как минимум два испытания в соответствии с разделом 4.3. Эти испытания необязательно проводить подряд, и они могут проводиться на двух различных, но идентичных друг другу агрегатах ООГ.

 

4.1.2.3 Должен быть указан максимальный и, если это применимо, минимальный массовый расход отработавших газов в агрегате. Изготовитель оборудования должен подтвердить влияние изменения других параметров, определенных в пункте 4.2.2.1.2. Влияние изменений этих факторов должно оцениваться с помощью испытаний или иным образом, в зависимости от обстоятельств. Никакое изменение этих факторов или сочетание таких изменений не должно приводить к тому, чтобы величина выбросов из агрегата ООГ превышала сертифицированную величину.

 

4.1.2.4 Данные, полученные в соответствии с настоящим разделом, должны быть представлены Администрации для одобрения вместе с ТРО-А.

 

4.1.3    Одобрение агрегатов серийного производства

 

В отношении номинально аналогичных агрегатов ООГ с теми же показателями массового расхода, что и у агрегатов, сертифицированных согласно 4.1.2, для того чтобы избежать необходимости проведения испытаний каждого агрегата ООГ, изготовитель оборудования может представить на утверждение Администрации соглашение о сертификации соответствия продукции. При сертификации по этой схеме каждый агрегат ООГ должен подлежать таким освидетельствованиям, которые Администрация может счесть необходимыми, для того чтобы убедиться в том, что каждый агрегат ООГ обеспечивает величину выбросов, не превышающую сертифицированную величину, при эксплуатации в соответствии с параметрами, указанными в пункте 4.2.2.1.2.

 

4.1.4    Одобрение модельного ряда агрегатов

 

4.1.4.1 В отношении агрегатов ООГ той же конструкции, но с иными показателями максимального массового расхода отработавших газов вместо результатов испытаний агрегата ООГ по всем показателям в соответствии с разделом 4.1.2 Администрация может принять результаты испытаний систем ООГ по трем различным показателям производительности при условии проведения трех испытаний с определенными интервалами в пределах диапазона, включая самый высокий, самый низкий и один промежуточный показатель производительности.

 

4.1.4.2 Если в конструкции агрегатов ООГ различной производительности имеются значительные различия, эта процедура не должна применяться, если к удовлетворению Администрации не будет продемонстрировано, что на практике эти различия существенно не меняют рабочих характеристик различных типов агрегатов ООГ.

 

4.1.4.3 В отношении агрегатов ООГ различной производительности должна быть представлена подробная информация об их чувствительности к различиям в типах топливопотребляющих установок, на которые они устанавливаются, а также об их чувствительности к изменениям параметров, перечисленных в пункте 4.2.2.1.2. Эта информация должна быть получена на основании результатов испытаний или, в зависимости от обстоятельств, других данных.

 

4.1.4.4 Должно быть подробно описано влияние изменений производительности агрегата ООГ на характеристики промывочной воды.

 

4.1.4.5 Для агрегатов каждого уровня производительности все полученные в соответствии с настоящим разделом подтверждающие данные вместе с ТРО-А должны направляться на одобрение Администрации.

 

4.2       Освидетельствование и сертификация

 

4.2.1    Процедуры сертификации агрегата ООГ

 

4.2.1.1 Для обеспечения соблюдения требований раздела 4.1 либо до, либо после установки на судно каждый агрегат ООГ должен быть сертифицирован на соответствие сертифицированной величине, установленной изготовителем (например, уровню выбросов, который может обеспечивать агрегат в режиме постоянной эксплуатации), при соблюдении условий эксплуатации и ограничений, указанных в Техническом руководстве по ООГ (ТРО-А), одобренном Администрацией.

 

4.2.1.2 Сертифицированная величина должна определяться в соответствии с положениями настоящего Руководства.

 

4.2.1.3 Для каждого агрегата ООГ, отвечающего требованиям пункта 4.2.1.1, Администрация должна выдать ССВС. Форма ССВС приведена в дополнении 1.

 

4.2.1.4 Заявку на выдачу ССВС должен подавать изготовитель системы ООГ, собственник судна или другая сторона.

 

4.2.1.5 Для последующих агрегатов ООГ той же конструкции и номинальной мощности, что и у сертифицированных согласно пункту 4.2.1.1, Администрация может выдавать ССВС без проведения испытаний в соответствии с пунктом 4.2.1.1 и при условии выполнения требований раздела 4.1.3 настоящего Руководства.

 

4.2.1.6 Агрегаты ООГ той же конструкции, но с номинальной мощностью, иной чем у агрегатов, сертифицированных согласно пункту 4.2.1.1, могут одобряться Администрацией при условии выполнения требований раздела 4.1.4 настоящего Руководства.

 

4.2.1.7 Агрегаты ООГ, которые обрабатывают только часть потока отработавших газов из дымохода, на котором они установлены, должны подлежать особому рассмотрению Администрацией, чтобы убедиться, что во всех установленных условиях эксплуатации общая величина выбросов отработавших газов на стороне выпуска системы не превышает сертифицированной величины.

 

4.2.2    Техническое руководство по системе ООГ, использующей схему А (ТРО-А)

 

4.2.2.1 Каждый агрегат ООГ должен снабжаться ТРО-А, предоставленным изготовителем. Это ТРО-А должно, как минимум, содержать следующую информацию:

.1    идентификационные данные агрегата (изготовитель, модель/тип, серийный номер и другие необходимые сведения), включая описание агрегата и любых требуемых вспомогательных систем;

.2    эксплуатационные ограничения или диапазон эксплуатационных параметров, для которых сертифицирован агрегат. Эти параметры должны, как минимум, включать:

.1    максимальный и, если применимо, минимальный массовый расход отработавших газов;

.2    мощность, тип и другие соответствующие параметры установки, которая потребляет жидкое топливо и для которой предназначен агрегат ООГ. В отношении котлов должно быть также указано максимальное отношение воздух/топливо при нагрузке 100%. В отношении дизельных двигателей – число тактов рабочего цикла (2 или 4);

.3    максимальный и минимальный расход промывочной воды, давление на входе и минимальная щелочность воды на входе (ИСО 9963-1-2);

.4    диапазоны температур отработавших газов на входе, а также максимальная и минимальная температура отработавших газов на выходе при работающем агрегате ООГ;

.5    диапазон перепада давлений отработавших газов и максимальное давление отработавших газов на входе, когда установка, потребляющая жидкое топливо, работает с MCR или мощностью, составляющей 80% номинальной мощности, в зависимости от обстоятельств;

.6    уровни солености или состав пресной воды, необходимые для обеспечения надлежащих нейтрализующих веществ; и

.7    другие факторы, касающиеся конструкции и эксплуатации агрегата ООГ и необходимые для обеспечения того, чтобы максимальная величина выбросов не превышала сертифицированной величины;

.3    любые требования или ограничения, применимые к агрегату ООГ или к связанному с ним оборудованию и необходимые для того, чтобы агрегат обеспечивал максимальную величину выбросов, не превышающую сертифицированной величины;

.4    требования к техническому обслуживанию, ремонту или регулировке, направленные на поддержание агрегата ООГ в состоянии, позволяющем ему обеспечивать максимальную величину выбросов, не превышающую сертифицированной величины. Операции по техническому обслуживанию, ремонту и регулировке должны регистрироваться в журнале ООГ;

.5    корректирующие действия в случае превышения применимого максимально допустимого отношения SO2/CO2 или нарушения требований к сбросам промывочной воды;

.6    процедуру проверки, используемую при освидетельствованиях для того, чтобы убедиться, что эксплуатационные характеристики агрегата поддерживаются на должном уровне и что он используется в соответствии с установленными требованиями (см. раздел 4.4);

.7    изменение рабочих характеристик во всем диапазоне параметров промывочной воды;

.8    требования к конструкции системы промывочной воды; и

.9    ССВС.

 

4.2.2.2 ТРО-А должно быть одобрено Администрацией.

 

4.2.2.3 ТРО-А должно храниться на судне, на котором установлен агрегат ООГ, и должно предоставляться для проверок по требованию.

 

4.2.2.4 Поправки к ТРО-А, которые отражают изменения параметров агрегата ООГ, влияющие на технические характеристики в отношении выбросов в воздушную и/или сбросов в водную среду, должны одобряться Администрацией. Если добавления, изъятия или поправки к ТРО-А содержатся в отдельных документах, отличных от первоначально одобренного ТРО-А, они должны храниться вместе с ТРО-А и рассматриваться в качестве его части.

 

4.2.3    Освидетельствования в процессе эксплуатации

 

4.2.3.1 Администрация должна выполнять проверку агрегата ООГ при установке, а также во время первоначального, ежегодного/промежуточного освидетельствований и освидетельствований для возобновления свидетельства.

 

4.2.3.2 В соответствии с правилом 10 Приложения VI к Конвенции МАРПОЛ агрегаты ООГ также могут подлежать инспектированию в рамках контроля судов государством порта.

 

4.2.3.3 Администрация должна выдать ССВС для каждого агрегата ООГ до начала его эксплуатации.

 

4.2.3.4 После проверки при установке, проводимой в соответствии с требованиями пункта 4.2.3.1, следует надлежащим образом заполнить раздел 2.6 Добавления к Международному свидетельству о предотвращении загрязнения воздушной среды, имеющемуся на судне.

 

4.3       Пределы выбросов

 

4.3.1     Каждый агрегат ООГ должен быть способен сокращать выбросы до величины, равной сертифицированной величине или меньшей ее, в любой точке нагрузки при эксплуатации в соответствии с критериями, приведенными в пункте 4.2.2.1.2, как указано в пунктах 4.3.2–4.3.5 настоящего Руководства и с учетом исключений, указанных в пункте 4.3.7.

 

4.3.2     Агрегаты ООГ, установленные на главных дизельных двигателях, должны отвечать требованиям пункта 4.3.1 при всех нагрузках в пределах 25–100% диапазона нагрузок двигателей, на которых они установлены.

 

4.3.3     Агрегаты ООГ, установленные на вспомогательных дизельных двигателях, должны отвечать требованиям 4.3.1 при всех нагрузках в пределах 10–100% диапазона нагрузок двигателей, на которых они установлены.

 

4.3.4     Агрегаты ООГ, установленные на дизельных двигателях, которые снабжают электроэнергией главные и вспомогательные двигатели, должны отвечать требованиям пункта 4.3.3.

 

4.3.5     Агрегаты ООГ, установленные на котлах, должны отвечать требованиям пункта 4.3.1 при всех нагрузках в пределах 10–100% диапазона нагрузок (интенсивность парообразования) или, если диапазон регулирования горелки меньше, в пределах фактического диапазона нагрузок котлов, на которых они установлены.

 

4.3.6     Для демонстрации рабочих характеристик следует производить измерения выбросов, с согласия Администрации, как минимум в четырех точках нагрузки. Одна точка нагрузки должна быть в пределах 95–100% максимального массового расхода отработавших газов, для которого агрегат сертифицирован. Еще одна точка нагрузки должна быть в пределах ± 5% минимального массового расхода отработавших газов, для которого агрегат сертифицирован. Остальные две точки нагрузки должны быть равноудалены от величин максимального и минимального массового расхода отработавших газов. Если в работе системы наблюдается нелинейность, то количество точек нагрузки следует увеличить, с согласия Администрации, с тем чтобы продемонстрировать, что требуемые рабочие характеристики в заданном диапазоне массового расхода отработавших газов сохраняются. Должны быть проведены испытания в дополнительных промежуточных точках нагрузки, если есть указания на то, что пиковая величина выбросов располагается ниже максимального массового расхода отработавших газов и выше, если это применимо, минимального расхода отработавших газов. Количество таких дополнительных испытаний должно быть достаточным для того, чтобы установить пиковую величину выбросов.

 

4.3.7     При нагрузках ниже указанных в пунктах 4.3.2–4.3.5 агрегат ООГ должен продолжать функционировать. В тех случаях, когда оборудование, потребляющее жидкое топливо, работает в режиме холостого хода, концентрация выбросов SО2 (млн-1) при стандартизированной концентрации О2 (15,0% у дизельных двигателей, 3,0% у котлов) не должна превышать 50 млн-1.

 

4.4       Судовые процедуры демонстрации соблюдения требований

 

4.4.1     Для каждого агрегата ООГ ТРО-А должно содержать процедуру проверки, которая должна использоваться во время обязательных освидетельствований. Эта процедура не должна требовать специального оборудования или углубленных знаний системы. Если требуются специальные устройства, они должны иметься в наличии в качестве части системы. Конструкция агрегата ООГ должна быть удобной для проведения обязательных проверок. Концепция процедуры таких проверок состоит в том, что если все соответствующие компоненты, эксплуатационные параметры и настройки находятся в пределах одобренных величин, то и рабочие характеристики системы ООГ находятся в пределах требуемого диапазона, вследствие чего необходимости в фактическом измерении выбросов отработавших газов не возникает. Следует также убедиться в том, что агрегат ООГ подключен к установке, которая потребляет жидкое топливо и для которой он предназначен, – это составляет часть ПСВС. Для этой цели по усмотрению Администрации используется техническая документация, относящаяся к свидетельству EIAPP, если оно имеется, или декларация об отработавших газах, выданная изготовителем или проектировщиком двигателя либо другой компетентной стороной, или декларация о дымовых газах, выданная изготовителем или проектировщиком котла либо другой компетентной стороной.

 

4.4.2     Процедура проверки должна охватывать все компоненты, эксплуатационные параметры и настройки, которые могут влиять на работу агрегата ООГ и его способность обеспечивать соответствие выбросов сертифицированной величине.

 

4.4.3     Процедура проверки должна быть предоставлена изготовителем системы ООГ и одобрена Администрацией.

 

4.4.4     Процедура проверки должна охватывать как проверку документации, так и физическую проверку агрегата ООГ.

 

4.4.5     Инспектор должен проверить, что каждый агрегат ООГ установлен в соответствии с ТРО-А и имеет требуемое ССВС.

 

4.4.6     По усмотрению Администрации у инспектора должна иметься возможность проверки либо одного, либо всех соответствующих компонентов, эксплуатационных параметров и настроек. Если установлено более одного агрегата ООГ, Администрация может по своему усмотрению сократить или уменьшить объем работ по освидетельствованию на судне, однако должно быть выполнено полное освидетельствование по меньшей мере одного агрегата ООГ каждого типа из числа имеющихся на судне, при условии, что есть основания полагать, что и другие агрегаты ООГ функционируют таким же образом.

 

4.4.7     Агрегат ООГ должен быть оснащен средствами автоматической регистрации параметров во время эксплуатации системы. Они должны автоматически, по меньшей мере с периодичностью, указанной в пункте 5.4.2, регистрировать, как минимум, давление и расход промывочной воды на впускном соединении агрегата ООГ, давление отработавших газов на стороне впуска агрегата ООГ и перепад давления при прохождении через агрегат, нагрузку на оборудование, потребляющее жидкое топливо, а также температуру отработавших газов на стороне впуска и выпуска агрегата ООГ. Система регистрации данных должна отвечать требованиям разделов 7 и 8. В случае если агрегат расходует химические вещества в известных и отраженных в ТРО-А объемах, записи о таком расходе в журнале ООГ также используются для этой цели.

 

4.4.8     Если при использовании схемы А система непрерывного мониторинга отработавших газов не установлена, рекомендуется выполнять ежедневную выборочную проверку качества отработавших газов с точки зрения отношения SО2(млн-1)/СО2(%) для подтверждения соблюдения требований в сочетании с проверками параметров, указанных в пункте 4.4.7. Если система непрерывного мониторинга отработавших газов установлена, то для подтверждения надлежащей работы агрегата ООГ будут необходимы только ежедневные выборочные проверки параметров, перечисленных в пункте 4.4.7.

 

4.4.9     Если изготовитель системы ООГ не может предоставить гарантию того, что агрегат ООГ будет обеспечивать соответствие сертифицированной или более низкой величине в промежутках между освидетельствованиями, проводимыми в соответствии с процедурой проверки, указанной в пункте 4.4.1, или если для этого требуется специальное оборудование или углубленные знания, рекомендуется использовать непрерывный мониторинг отработавших газов на каждом агрегате ООГ по схеме В, с тем чтобы гарантировать соблюдение требований правил 14.1 и/или 14.4 Приложения VI к Конвенции МАРПОЛ.

 

4.4.10   Собственник судна должен вести журнал ООГ, в котором регистрируются операции по техническому обслуживанию и ремонту агрегата, включая замены частей на аналогичные. Форма этого журнала должна быть предоставлена изготовителем системы ООГ и одобрена Администрацией. Этот журнал ООГ должен предоставляться при освидетельствованиях по требованию, при необходимости вместе с машинными журналами и другими данными, необходимыми для подтверждения надлежащего функционирования агрегата ООГ. Альтернативным вариантом является регистрация этой информации в судовой системе регистрации планового технического обслуживания, одобренной Администрацией.

 

5          СХЕМА В – ОДОБРЕНИЕ, ОСВИДЕТЕЛЬСТВОВАНИЕ И СЕРТИФИКАЦИЯ СИСТЕМЫ ООГ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ НЕПРЕРЫВНОГО МОНИТОРИНГА ВЫБРОСОВ SOX

 

5.1       Общие положения

 

Настоящая схема должна использоваться для демонстрации того, что выбросы из установки, потребляющей жидкое топливо и оснащенной системой ООГ, в период эксплуатации этой системы будут иметь требуемую (например, указанную в ПСВС) или меньшую величину в любой точке нагрузки, в том числе в переходных режимах работы, и таким образом будут соблюдены требования правил 14.1 и/или 14.4 Приложения VI к Конвенции МАРПОЛ.

 

5.2       Одобрение

 

Соблюдение требований должно быть продемонстрировано в ходе эксплуатации системы путем непрерывного мониторинга отработавших газов. Система мониторинга должна быть одобрена Администрацией, а его результаты должны по мере необходимости предоставляться Администрации для демонстрации соблюдения требований.

 

5.3       Освидетельствование и сертификация

 

5.3.1     Администрация должна выполнять проверку системы мониторинга агрегата ООГ при его установке, а также во время первоначального, ежегодного/промежуточного освидетельствований и освидетельствований для возобновления свидетельства.

 

5.3.2     В соответствии с правилом 10 Приложения VI к Конвенции МАРПОЛ системы мониторинга агрегатов ООГ также могут подлежать инспектированию в рамках контроля судов государством порта.

 

5.3.3     В тех случаях, когда система ООГ установлена, следует надлежащим образом заполнить раздел 2.6 Добавления к Международному свидетельству о предотвращении загрязнения воздушной среды, имеющемуся на судне.

 

5.4       Расчет интенсивности выбросов

 

5.4.1    Анализ состава отработавших газов с точки зрения отношения SО2(млн-1)/СО2(%) должен выполняться в надлежащем месте на стороне выпуска агрегата ООГ и отвечать применимым требованиям раздела 6.

 

5.4.2     Должен осуществляться непрерывный мониторинг концентраций SО2(млн-1) и СО2(%), и соответствующие значения должны регистрироваться с помощью устройства регистрации и обработки данных с частотой, составляющей не менее 0,0035 Гц.

 

5.4.3     Если для определения отношения SО2/СО2 используется более чем один анализатор, эти анализаторы должны быть настроены таким образом, чтобы затрачивать аналогичное время на отбор проб и измерения, а их выходные данные должны быть согласованы так, чтобы отношение SО2/СО2 полностью отражало состав отработавших газов.

 

5.5       Судовые процедуры демонстрации соответствия пределу выбросов

 

5.5.1    Система регистрации данных должна отвечать требованиям разделов 7 и 8.

 

5.5.2     Для проверки правильности работы агрегата ООГ необходимы ежедневные выборочные проверки перечисленных в пункте 4.4.7 параметров, которые должны регистрироваться в журнале ООГ или в системе автоматической регистрации машинного отделения.

 

5.6       Техническое руководство по системе ООГ – «схема В» (ТРО-В)

 

5.6.1     Каждый агрегат ООГ должен снабжаться ТРО-В, предоставленным изготовителем. Это ТРО-В должно, как минимум, содержать следующую информацию:

.1    идентификационные данные агрегата (изготовитель, модель/тип, серийный номер и другие необходимые сведения), включая описание агрегата и любых требуемых вспомогательных систем;

.2    эксплуатационные ограничения или диапазон эксплуатационных параметров, для которых сертифицирован агрегат. Эти параметры должны, как минимум, включать:

.1    максимальный и, если применимо, минимальный массовый расход отработавших газов;

.2    мощность, тип и другие соответствующие параметры установки, которая потребляет жидкое топливо и для которой предназначен агрегат ООГ. В отношении котлов должно быть также указано максимальное отношение воздух/топливо при нагрузке 100%. В отношении дизельных двигателей – число тактов рабочего цикла (2 или 4);

.3    максимальный и минимальный расход промывочной воды, давление на входе и минимальная щелочность воды на входе (ИСО 9963-1-2);

.4    диапазоны температур отработавших газов на входе, а также максимальная и минимальная температура отработавших газов на выходе при работающем агрегате ООГ;

.5    диапазон перепада давления отработавших газов и максимальное давление отработавших газов на входе, когда установка, потребляющая жидкое топливо, работает с MCR или мощностью, составляющей 80% номинальной мощности, в зависимости от обстоятельств;

.6    уровни солености или состав пресной воды, необходимые для обеспечения надлежащих нейтрализующих веществ; и

.7    другие необходимые параметры, касающиеся работы агрегата ООГ;

.3    любые требования или ограничения, применимые к агрегату ООГ или к связанному с ним оборудованию;

.4    корректирующие действия в случае превышения применимого максимально допустимого отношения SO2/CO2 или нарушения требований к сбросам промывочной воды;

.5    изменение рабочих характеристик во всем диапазоне параметров промывочной воды;

.6    требования к конструкции системы промывочной воды.

 

5.6.2    ТРО-В должно быть одобрено Администрацией.

 

5.6.3     ТРО-В должно храниться на судне, на котором установлен агрегат ООГ. ТРО-В должно предоставляться для проверок по требованию.

 

5.6.4     Поправки к ТРО-В, которые отражают изменения параметров агрегата ООГ, влияющие на технические характеристики в отношении выбросов в воздушную и/или сбросов в водную среду, должны одобряться Администрацией. Если добавления, изъятия или поправки к ТРО-В содержатся в отдельных документах, отличных от первоначально одобренного ТРО-В, они должны храниться вместе с ТРО-В и рассматриваться в качестве его части.

 

6          ИЗМЕРЕНИЯ ВЫБРОСОВ

 

6.1        Измерения выбросов должны производиться в соответствии с требованиями главы 5 Технического кодекса по NOX 2008 года и связанных с ним дополнений, если иное не предусмотрено настоящим Руководством.

 

6.2        Содержание СО2 следует измерять с использованием недиспергирующего инфракрасного анализатора (НДИА) и, при необходимости, такого дополнительного оборудования, как сушильные устройства. SO2 следует измерять с использованием недиспергирующего инфракрасного анализатора (НДИА) или недиспергирующего ультрафиолетового анализатора (НДУА) и, при необходимости, такого дополнительного оборудования, как сушильные устройства. С одобрения Администрации могут применяться другие системы или анализаторы, при условии, что они дают результаты, равноценные результатам, обеспечиваемым вышеупомянутым оборудованием, или превышающие их. Для того чтобы другие системы измерения CO2 или анализаторы с иным принципом работы могли считаться приемлемыми, их базовый метод должен соответствовать требованиям добавления III к Техническому кодексу по NOX 2008 года.

 

6.3        Эксплуатационные характеристики анализаторов должны соответствовать требованиям разделов 1.6–1.10 добавления III к Техническому кодексу по NOX 2008 года.

 

6.4        Для определения содержания SO2 следует отобрать пробу отработавшего газа в репрезентативной точке отбора проб на стороне выпуска агрегата ООГ.

 

6.5        Мониторинг SO2 и CO2 должен проводиться либо на месте, либо с помощью экстрактивных пробоотборных систем.

 

6.6        Пробы отработавших газов, отобранные для определения содержания SO2, должны храниться при температуре, достаточной для предотвращения конденсации воды в пробоотборной системе и, соответственно, потерь SO2.

 

6.7        Если проба отработавших газов, отобранная для определения содержания SO2, требует сушки перед анализом, то сушку следует производить так, чтобы она не приводила к потерям SO2 в пробе, подлежащей анализу.

 

6.8        Значения SO2 и CO2 должны сравниваться при одном и том же остаточном содержании воды (например, в сухой среде или в среде с тем же содержанием влаги).

 

6.9        В обоснованных случаях, если концентрация СO2 снижается с помощью агрегата ООГ, концентрация СО2 может измеряться на входе агрегата ООГ, при условии что точность такой методологии может быть убедительно продемонстрирована. В таких случаях значения SO2 и CO2 следует сравнивать на сухой основе. Если измерения производятся на влажной основе, следует также определять содержание воды в потоке отработавших газов, с тем чтобы перевести показания в значения для сухой основы. Для расчета величины СО2 на сухой основе поправочный коэффициент для сухой/влажной основы может вычисляться в соответствии с пунктом 5.12.3.2.2 Технического кодекса по NOX 2008 года.

 

7          УСТРОЙСТВО РЕГИСТРАЦИИ И ОБРАБОТКИ ДАННЫХ

 

7.1        Устройство регистрации и обработки данных должно иметь прочную, защищенную от постороннего вмешательства конструкцию с доступом только для считывания данных.

 

7.2        Устройство регистрации и обработки данных должно регистрировать данные в соответствии с требованиями разделов 4.4.7, 5.4.2 и 10.3, с указанием UTC и местоположения судна по данным глобальной навигационной спутниковой системы (ГНСС).

 

7.3        Устройство регистрации и обработки данных должно обладать функцией генерации отчетов за заданные периоды времени.

 

7.4        Данные должны храниться в течение как минимум 18 месяцев с даты их регистрации. Если до истечения этого периода времени происходит замена агрегата, собственник судна должен обеспечить хранение требуемых данных на судне и их предоставление по требованию.

 

7.5        Устройство должно обладать функцией выдачи зарегистрированных данных и отчетов в готовом к использованию формате. Копии таких данных и отчетов должны предоставляться Администрации или органу государства порта по требованию.

 

8          СУДОВОЕ РУКОВОДСТВО ПО МОНИТОРИНГУ (СРМ)

 

8.1        СРМ должно быть разработано для каждого агрегата ООГ, установленного в сочетании с потребляющим жидкое топливо оборудованием, которое должно быть указано и в отношении которого должно быть продемонстрировано соблюдение требований.

 

8.2       В СРМ должны быть, как минимум, указаны:

.1    датчики, используемые при оценке рабочих характеристик системы ООГ и мониторинге промывочной воды, требования к их техническому обслуживанию, ремонту и калибровке;

.2    места, в которых должны выполняться измерения выбросов отработавших газов и мониторинг промывочной воды, а также подробные сведения о любых необходимых вспомогательных устройствах, таких как трубопроводы для перекачки проб и установки для обработки проб, а также любые требования к их техническому обслуживанию и ремонту;

.3    используемые анализаторы, требования к их техническому обслуживанию, ремонту и калибровке;

.4    процедуры проверки нулевого и поверочного сигнала анализаторов; и

.5    другая информация или данные, относящиеся к правильному функционированию систем мониторинга или их использованию для демонстрации соблюдения требований.

 

8.3       В СРМ должен быть указан порядок контроля за операциями по мониторингу.

 

8.4       СРМ должно быть одобрено Администрацией.

 

9          СОБЛЮДЕНИЕ СУДНОМ ПРЕДЪЯВЛЯЕМЫХ ТРЕБОВАНИЙ

 

9.1       План соблюдения требований к выбросам SOX (ПСВС)

 

9.1.1     На всех судах, на которых должен частично или полностью использоваться агрегат ООГ для соблюдения требований правил 14.1 и 14.4 Приложения VI к Конвенции МАРПОЛ, должен иметься ПСВС судна, одобренный Администрацией.

 

9.1.2     В ПСВС должны перечисляться все единицы оборудования, которые потребляют жидкое топливо и которые должны отвечать требованиям по эксплуатации, содержащимся в правилах 14.1 и/или 14.4 Приложения VI к Конвенции МАРПОЛ.

 

9.1.3     При использовании схемы А в ПСВС должно быть указано, каким образом данные непрерывного мониторинга демонстрируют, что указанные в пункте 4.4.7 параметры поддерживаются в пределах спецификаций, рекомендованных изготовителем. При использовании схемы В это демонстрируется путем ежедневной регистрации основных параметров.

 

9.1.4     При использовании схемы В в ПСВС должно быть указано, каким образом непрерывный мониторинг выбросов отработавших газов демонстрирует, что на судне общее отношение SO2(млн-1)/СО2(%) сопоставимо с требованиями правил 14.1 и/или 14.4 Приложения VI к Конвенции МАРПОЛ или ниже содержащихся в них значений, как это предусмотрено пунктом 1.3. При использовании схемы А это демонстрируется путем ежедневной регистрации данных о выбросе отработавших газов.

 

9.1.5     На судне может иметься определенное оборудование, такое как малые двигатели и котлы, оснащение которых агрегатами ООГ является нецелесообразным, особенно в тех случаях, когда такое оборудование расположено на удалении от главных машинных помещений. Все такие устройства, потребляющие жидкое топливо, должны быть перечислены в ПСВС. Соблюдение требований в отношении этих устройств, работающих на жидком топливе и не оснащенных агрегатами ООГ, может быть обеспечено за счет выполнения требований правил 14.1 и/или 14.4 Приложения VI к Конвенции МАРПОЛ.

 

9.2       Демонстрация соблюдения требований

 

9.2.1    Схема А

 

9.2.1.1 ПСВС должен содержать ссылки на ТРО-А, журнал ООГ или систему регистрации машинного отделения и СРМ, как это предусмотрено схемой А, но не воспроизводить эти документы. Следует отметить, что в качестве альтернативы сведения о техническом обслуживании могут регистрироваться в судовой системе регистрации планового технического обслуживания, если это допускается Администрацией.

 

9.2.1.2 В отношении всего оборудования, потребляющего жидкое топливо и перечисленного в пункте 9.1.2, должны быть предоставлены подробные сведения, демонстрирующие соблюдение эксплуатационных параметров и ограничений агрегата ООГ, перечисленных в пункте 4.2.2.1.2.

 

9.2.1.3 При работающем агрегате ООГ для демонстрации соблюдения требований должны осуществляться мониторинг и регистрация соответствующих параметров, как это предусмотрено пунктом 4.4.7.

 

9.2.2    Схема В

 

ПСВС должен содержать ссылки на ТРО-В, журнал ООГ или систему регистрации машинного отделения и СРМ, как это предусмотрено схемой В, но не воспроизводить эти документы.

 

10        ПРОМЫВОЧНАЯ ВОДА

 

10.1     Требования к сбросам промывочной воды1

_______________________________

1     Критерии, применяемые к сбросам промывочной воды, должны будут пересматриваться в будущем по мере получения дополнительных данных о содержимом сбросов и их воздействии с учетом любых рекомендаций ГЕСАМП.

 

10.1.1   Когда система ООГ эксплуатируется в портах, гаванях или эстуариях, мониторинг и регистрация параметров промывочной воды должны осуществляться непрерывно. Полученные в результате мониторинга и зарегистрированные величины должны включать pH, содержание полициклических ароматических углеводородов (ПАУ), мутность и температуру. В других районах оборудование непрерывного мониторинга и регистрации также должно функционировать, когда работает система ООГ, за исключением коротких периодов технического обслуживания и очистки оборудования. Сбрасываемая вода должна соответствовать следующим пределам.

 

10.1.2 Показатели рН

 

10.1.2.1 Показатель рН промывочной воды должен соответствовать одному из нижеследующих требований, которые должны быть указаны в ТРО-А или ТРО-В, в зависимости от обстоятельств:

 

.1    Сбрасываемая промывочная вода должна иметь показатель рН не менее 6,5, измеренный при сбросе за борт судна, за тем исключением, что во время маневрирования и перехода допускается различие между показателями забираемой и сбрасываемой воды, составляющее не более 2 единиц рН, по данным измерений в точках забора и сброса воды за борт.

.2    Предельное значение показателя рН сброса в забортной точке мониторинга – это значение, которое будет составлять не менее pH 6,5 на расстоянии 4 м от забортной точки сброса при нахождении судна в неподвижном состоянии и которое должно регистрироваться как предельное значение показателя рН забортного сброса в ТРО-А или ТРО-В. Предельное значение показателя рН забортного сброса может определяться либо с помощью непосредственных измерений, либо с помощью основанной на расчетах методологии (вычислительная гидродинамика или другие в равной степени научно подтвержденные эмпирические формулы), которая подлежит одобрению Администрацией, при соблюдении следующих условий, которые должны быть зафиксированы в ТРО-А или ТРО-В:

.1    все агрегаты ООГ, подсоединенные к одним и тем же выпускным отверстиям, работают при своей полной нагрузке (или при максимальной практически достижимой нагрузке) и на жидком топливе с максимальным содержанием серы, для которого они сертифицированы (схема А) или с которым они используются (схема В);

.2    если используется модельное топливо с более низким содержанием серы и/или нагрузка во время испытаний ниже максимальной, т.е. достаточной для демонстрации поведения шлейфа промывочной воды, коэффициент смешивания в шлейфе должен рассчитываться на основе титрационной кривой забортной воды. Коэффициент смешивания используется для демонстрации поведения шлейфа промывочной воды, а также того, что предельное значение показателя рН забортного сброса будет соблюдено, если система ООГ будет эксплуатироваться в условиях наибольшего содержания серы в топливе и при нагрузке, для которой система ООГ сертифицирована (схема А) или при которой она используется (схема В);

.3    если расход промывочной воды варьируется в зависимости от интенсивности подачи газа в систему ООГ, последствия этого должны также учитываться для эксплуатации при частичной нагрузке, с тем чтобы гарантировать, что предельное значение показателя рН забортных сбросов будет соблюдено при любых нагрузках;

.4    в качестве модельной следует использовать морскую воду с уровнем щелочности 2200 мкмоль/литр и рН равным 8,22; если в условиях испытаний используемая вода отличается от модельной морской воды, по согласованию с Администрацией должна применяться скорректированная титрационная кривая; и

.5    если предполагается использовать основанную на расчетах методологию, для ее проверки должны быть представлены подробные сведения, включая, среди прочего, лежащие в ее основе научные формулы, спецификации точки сброса, расход сбрасываемой промывочной воды, расчетные значения pH в месте сброса и на расстоянии 4 м, а также данные о титрации и разбавлении.

_______________________________

2     Данные величины могут быть пересмотрены для новых установок в течение двух лет после принятия настоящего измененного Руководства при получении дополнительных данных о физическом состоянии морей, подвергшихся воздействию в результате использования систем очистки отработавших газов.

 

10.1.3 ПАУ (полициклические ароматические углеводороды)

 

10.1.3.1 Содержащиеся в промывочной воде ПАУ должны отвечать нижеследующим требованиям. Соответствующие предельные значения должны быть указаны в ТРО-А или ТРО-В.

 

10.1.3.2 Максимальная длительная концентрация ПАУ в промывочной воде не должна превышать более чем на 50 мкг/л ПАУфе (в фенантреновом эквиваленте) концентрацию ПАУ в воде на входе. Для целей этого критерия концентрация ПАУ в промывочной воде должна измеряться на стороне выпуска оборудования для обработки воды, но перед любым устройством для разбавления промывочной воды или дозирования реагентов, если они используются до сброса воды.

 

10.1.3.3 Указанное выше предельное значение в 50 мкг/л нормализуется для расхода промывочной воды в агрегате ООГ производительностью 45 т/МВт∙ч, где величина, выраженная в МВт, соответствует MCR или мощности, составляющей 80% номинальной мощности установки, потребляющей жидкое топливо. Это предельное значение необходимо корректировать в сторону увеличения для более низкого расхода промывочной воды на единицу МВт∙ч и наоборот, в соответствии с таблицей, приведенной ниже.

 

Расход (т/МВт∙ч)

Предельная концентрация в сбросах (в эквиваленте мкг/л ПАУфе)

Технология измерений

0–1

2250

Ультрафиолетовое излучение

2,5

900

– " –

5

450

Флюоресценция3

11,25

200

– " –

22,5

100

– " –

45

50

– " –

90

25

– " –

______________________________

3     Для любого расхода >2,5 т/МВт∙ч должна использоваться технология, основанная на флюоресценции.

 

10.1.3.4 В течение 15 минут в любом 12-часовом периоде предел длительной концентрации ПАУфе может превышать предел, указанный выше, но не более чем на 100%. Таким образом учитывается возможность нештатного пуска агрегата ООГ.

 

10.1.4 Мутность/взвешенные частицы

 

10.1.4.1 Мутность промывочной воды должна отвечать нижеследующим требованиям. Предельное значение должно быть указано в ТРО-А или ТРО-В.

 

10.1.4.2 Система обработки промывочной воды должна быть сконструирована таким образом, чтобы сводить к минимуму содержание взвешенных частиц, в том числе тяжелых металлов и золы.

 

10.1.4.3 Максимальная длительная мутность промывочной воды не должна превышать мутность воды на входе более чем на 25 FNU (формазиновых нефелометрических единиц) или 25 NTU (нефелометрических единиц мутности) или эквивалентных им единиц. Однако в периоды высокой мутности воды на входе точность измерительного прибора и промежуток времени между измерением на входе и измерением на выходе таковы, что использование предела разности является ненадежным. Поэтому все показания разности значений мутности должны быть представлены в виде скользящего среднего в течение 15-минутного периода и не превышать 25 FNU. Для целей этого критерия мутность промывочной воды должна измеряться на стороне выпуска оборудования для обработки воды, но перед любым устройством для разбавления промывочной воды (или дозирования реагентов) до сброса воды.

 

10.1.4.4 В течение 15 минут в любом 12-часовом периоде предел длительной мутности сбросов может быть превышен на 20%.

 

10.1.5 Нитраты

 

10.1.5.1 Система обработки промывочной воды должна предотвращать сброс нитратов сверх величины, связанной с 12-процентным удалением NOX из отработавших газов, или сверх величины 60 мг/л, нормализованной для интенсивности сброса промывочной воды 45 тонн/МВт∙ч, в зависимости от того, какая величина больше.

 


Купить полный текст документа можно после авторизации

За дополнительной информацией обращайтесь в ООО "Планета Одесса"
Тел. +38 (048) 792-54-36, 050-336-5436 email: rise3info@gmail.com

Home