СОЛАС(2002). Глава IV. Радиосвязь

 

  ГЛАВА IV.

РАДИОСВЯЗЬ

 

Дата принятия

Год

Документ

Вступление

в силу

 

1981

MSC.1(XLV),

01.09.1984

 

1983

MSC.6(48),

01.07.1986

 

1989

MSC.13(57),

01.02.1992

 

1992

MSC.27(61),

01.10.1994

 

1995

CONF,

01.07.1997

18.05.1998

1998

MSC.69(69),

01.07.2002

24.05.2002

2002

MSC.123(75)

01.01.2004

 

  ЧАСТЬ А - ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

 

  Правило 1.
Применение

 

1. Если специально не предусмотрено иное, данная глава применяется ко всем судам, к которым применяются настоящие правила, и к грузовым судам валовой вместимостью 300 peг.т и более.

 

2. Данная глава не применяется к судам, к которым в иных случаях применялись бы настоящие правила, когда такие суда плавают в водах Великих озер Северной Америки, а также в соединяющих их и в них впадающих водах до предела на востоке, образованного нижним выходом шлюза Сен-Ламбер у Монреаля в провинции Квебек, Канада*.

_____________

* Такие суда подпадают под специальные требования по применению радио в целях обеспечения безопасности, содержащиеся в соответствующем соглашении между Канадой и Соединенными Штатами Америки.

 

3. Ни одно из положений данной главы не должно препятствовать любому терпящему бедствие судну, спасательной шлюпке или плоту или лицу использовать любые имеющиеся в их распоряжении средства для привлечения внимания, сообщения своего местоположения и получения помощи.

 

  Правило 2.
Термины и определения

 

1. В данной главе нижеупомянутые термины имеют следующие значения:

 

.1 Связь мостик-мостик, означает связь в целях безопасности между судами с места, откуда обычно осуществляется управление судном.

 

.2 Непрерывное наблюдение означает, что соответствующее радионаблюдение не должно прерываться, кроме коротких интервалов, когда возможность радиоприема судна ухудшается или блокируется из-за собственного радиообмена или когда устройства находятся на периодическом техническом обслуживании и ремонте или проверках.

 

.3 Цифровой избирательный вызов (ЦИВ) означает способ связи, использующий цифровые коды, который позволяет радиостанции устанавливать связь с другой станцией или группой станций и передавать информацию, и удовлетворяющий соответствующим рекомендациям Международного консультативного комитета по радио (МККР).

 

.4 Буквопечатающая телеграфия означает способ связи, использующий автоматическую телеграфную аппаратуру, которая отвечает соответствующим рекомендациям Международного консультативного комитета по радио (МККР).

 

 .5 Радиосвязь общего назначения означает радиообмен служебными и частными сообщениями, не являющимися сообщениями о бедствии, срочности и безопасности, передаваемыми по радио.

 

.6 ИНМАРСАТ означает организацию, учрежденную Конвенцией о Международной организации морской спутниковой связи, принятой 3 сентября 1976 г.

 

.7 Международная служба НАВТЕКС означает координированную передачу и автоматический прием на частоте 518 кГц информации по безопасности на море с помощью узкополосной буквопечатающей телеграфии с использованием английского языка*.

_________

* См. Наставление по НАВТЕКС, одобренное Организацией.

 

.8 Определение местонахождения означает обнаружение терпящих бедствие судов, воздушных судов, плавсредств или людей.

 

.9 Информация по безопасности на море означает навигационные и метеорологические предупреждения, метеорологические прогнозы и другие срочные сообщения, относящиеся к безопасности, передаваемые для судов.

 

.10 Система спутников на околополярных орбитах означает систему, основанную на спутниках, запущенных на околополярные орбиты, которая принимает и ретранслирует оповещения о бедствии со спутниковых АРБ и определяет их местоположение.

 

.11 Регламент радиосвязи означает Регламент радиосвязи, который является приложением или рассматривается как приложение к самой последней действующей в любое время Международной конвенции электросвязи.

 

 .12 Морской район А1 означает район в пределах зоны действия в режиме радиотелефонии по крайней мере одной береговой УКВ станции, обеспечивающей постоянную возможность передачи сообщений о бедствии с использованием ЦИВ, как может быть определено Договаривающимся правительством*.

 

 .13 Морской район А2 означает район, за исключением морского района А1, в пределах зоны действия в режиме радиотелефонии по крайней мере одной береговой ПВ станции, обеспечивающей постоянную возможность передачи сообщений о бедствии с использованием ЦИВ, как может быть определено Договаривающимся правительством*.

__________

* См. Рекомендацию по обеспечению радиослужб для глобальной морской системы связи при бедствии и для обеспечения безопасности, принятую Организацией резолюцией А.801(19).

 

 .14 Морской район A3 означает район, за исключением морских районов А1 и А2, в пределах зоны действия системы геостационарных спутников ИНМАРСАТ, обеспечивающих постоянную возможность оповещения о бедствии.

 

 .15 Морской район А4 означает район, находящийся за пределами морских районов A1, A2 и A3.

 

.16 Идентификаторы Глобальной морской системы связи при бедствии и для обеспечения безопасности (ГМССБ) означает идентификатор в морских подвижных службах, позывной сигнал судна, идентификаторы в системе ИНМАРСАТ и идентификатор серийного номера, которые могут передаваться судовым оборудованием и используются для идентификации судна.

 

2. Все другие термины и сокращения, используемые в данной главе, и которые определены в Регламенте радиосвязи и Международной конвенции по поиску и спасанию на море (САР) 1979 г. с возможными поправками, имеют те же самые значения, как и в Регламенте и Конвенции САР.

 

   Правило 3.
Изъятия

 

 1. Договаривающиеся правительства считают крайне желательным не отклоняться от требований данной главы; тем не менее, Администрация может предоставить отдельным судам изъятия частичного или условного характера из требований правил IV/7-11, при условии что:

 

.1 такие суда отвечают функциональным требованиям правила IV/4; и

 

.2 Администрация учла, какое влияние такие изъятия могут оказать на общую эффективность службы в отношении безопасности всех судов.

 

2. Изъятие может быть предоставлено в соответствии с пунктом 1, только:

 

.1 если условия, затрагивающие безопасность, делают нецелесообразным или излишним полное применение правил IV/7-11.

 

.2 в исключительных случаях на один рейс за пределами морского района или морских районов, для которых оборудовано судно.

 

3. Каждая Администрация должна представлять Организации в возможно короткий срок после 1 января каждого года доклад о всех изъятиях, предоставленных на основании пунктов 1 и 2, в течение предшествовавшего календарного года с указанием мотивов предоставления таких изъятий.

 

      Правило 4.
Функциональные требования

1. На каждом судне, находящемся в море, должны обеспечиваться:

 

.1 за исключением случаев, предусмотренных в правилах IV/8.1.1 и 10.1.4.3, передача оповещений о бедствии в направлении "судно-берег" по крайней мере двумя отдельными и независимыми средствами, каждое из которых использует различные виды радиосвязи;

 

.2 прием оповещений о бедствии в направлении "берег-судно";

 

.3 передача и прием оповещений о бедствии в направлении "судно-судно";

 

.4 передача и прием сообщений для координации поиска и спасания;

 

.5 передача и прием сообщений на месте бедствия;

 

.6 передача и, в соответствии с требованиями правила V/ 19.2.3.2, прием сигналов для определения местонахождения*;

______________

* См. принятую Организацией резолюцию А.614(15) о наличии на судах РЛС, работающей в полосе частот 9300-9500 МГц.

 

.7 передача и прием* информации по безопасности на море;

 

 .8 передача и прием радиосообщений общего назначения на береговые системы радиосвязи или сети связи или от них, с учетом правила IV/15.8; и

 

.9 передача и прием сообщений "мостик-мостик".

 

  ЧАСТЬ В - ОБЯЗАТЕЛЬСТВА ДОГОВАРИВАЮЩИХСЯ ПРАВИТЕЛЬСТВ**

 

  Правило 5.
Обеспечение радиослужб

 

1. Каждое Договаривающееся правительство обязуется предоставить либо индивидуально, либо в сотрудничестве с другими Договаривающимися правительствами, насколько это окажется практичным и необходимым, соответствующие береговые средства для космических и наземных радиослужб, принимая во внимание рекомендации Организации***. Такими службами являются:

____________

* Следует отметить, что суда могут иметь необходимость приема определенной информации по безопасности на море, когда они находятся в порту.

 

**

1 Каждому Договаривающемуся правительству не требуется иметь все радиослужбы.

2. Должны быть указаны требования для береговых средств, охватывающих различные морские районы.

 

*** См. Рекомендацию по обеспечению радиослужб для глобальной морской системы связи при бедствии и для обеспечения безопасности, принятую Организацией резолюцией А.801(19)

 

.1 радиослужба, использующая геостационарные спутники в Морской подвижной спутниковой службе;

 

.2 радиослужба, использующая спутники на околополярных орбитах в Подвижной спутниковой службе;

 

.3 Морская подвижная служба в полосе частот 156-174 МГц;

 

.4 Морская подвижная служба в полосе частот 4000- 27 500 кГц; и

 

.5 Морская подвижная служба в полосе частот 415-535 кГц и 1605-4000 кГц.

 

2. Каждое Договаривающееся правительство обязуется обеспечить Организацию соответствующей информацией, касающейся береговых средств Морской подвижной службы, Подвижной спутниковой службы и Морской подвижной спутниковой службы, предназначенных для морских районов, которые оно определило вблизи своего побережья.

 

 

  Правило 5-1

Идентификаторы Глобальной морской системы связи при бедствии и для обеспечения безопасности

 

1. Данное правило применяется ко всем судам, совершающим любые рейсы.

 

2. Каждое Договаривающееся правительство обязуется обеспечивать, чтобы были выполнены подходящие меры по регистрации идентификаторов Глобальной морской системы связи при бедствии и для обеспечения безопасности (ГМССБ) и доступности этой информации, на круглосуточной основе, спасательно-координационным центрам. Международные организации, ведущие реестр этих идентификаторов, должны извещаться, где это необходимо, Договаривающимся правительством о присвоенных идентификаторах.

 

   ЧАСТЬ С - ТРЕБОВАНИЯ К СУДАМ

 

  Правило 6.
Радиоустановки

 

1. Каждое судно должно иметь радиоустановки, обеспечивающие выполнение во время предполагаемого рейса функциональных требований, предписанных правилом IV/4, и, если не предоставлено изъятие в соответствии с правилом IV/3, требований правила IV/7, а также в зависимости от морского района или районов, требований правил IV/8, 9, 10 или 11.

 

2. Каждая радиоустановка должна быть:

 

.1 расположена так, чтобы вредные помехи механического, электрического или иного источника не мешали ее надлежащему использованию, и таким образом, чтобы обеспечивалась электромагнитная совместимость и исключалось взаимное вредное влияние радиоустановки и другого оборудования и систем;

 

.2 расположена так, чтобы обеспечить ее наибольшую степень безопасности и эксплуатационной надежности;

 

.3 защищена от вредного воздействия воды, резких температурных колебаний и других неблагоприятных условий окружающей среды;

 

.4 обеспечена надежным и постоянным электрическим освещением, независимым от главного и аварийного источников электроэнергии, для достаточного освещения органов управления работой радиоустановки; и

 

.5 снабжена четкой табличкой с позывным сигналом, идентификатором судовой станции и другими кодами, применимыми для использования радиоустановки.

 

3. Органы управления УКВ радиотелефонных каналов, требуемых для безопасности мореплавания, должны находиться непосредственно на ходовом мостике в месте, удобном для управления судном, и там, где это необходимо, должны быть предусмотрены устройства для обеспечения радиосвязи с крыльев ходового мостика. Для выполнения последнего положения может быть использовано переносное УКВ оборудование.

 

4. На пассажирских судах панель бедствия должна устанавливаться в месте, откуда обычно управляется судно. На этой панели должна находиться либо одна единственная кнопка, при нажатии которой подается оповещение о бедствии с использованием всех радиоустановок, требуемых на судне для этой цели, либо по одной кнопке для каждой отдельной установки. На панели должно указываться ясно и визуально, что кнопка или кнопки приведены в действие. Должны быть предусмотрены средства для предотвращения непреднамеренного приведения в действие кнопки или кнопок. Если спутниковый аварийный радиобуй-указатель местоположения (спутниковый АРБ) используется в качестве второго средства подачи оповещения о бедствии и он не приводится в действие дистанционно, допускается иметь дополнительный АРБ, установленный в ходовой рубке рядом с местом, с которого обычно управляется судно.

 

5. На пассажирских судах информация о местоположении судна должна непрерывно и автоматически поступать ко всему соответствующему оборудованию радиосвязи для включения в первоначальное оповещение о бедствии при приведении в действие кнопки или кнопок на панели бедствия.

 

6. На пассажирских судах панель оповещения о бедствии должна быть установлена в месте, с которого обычно управляется судно. На этой панели должны быть предусмотрены визуальная и звуковая индикация приема оповещений о бедствии, полученных на судне, и также должно указываться, через какую радиослужбу были получены оповещения о бедствии.

 

          Правило 7.
Радиооборудование - Общие положения

 

1. Каждое судно должно иметь:

 

     .1 УКВ радиоустановку, обеспечивающую передачу и прием:

 

   .1 ЦИВ на частоте 156,525 МГц (канал 70). Должна обеспечиваться возможность осуществлять запуск передачи оповещений о бедствии на канале 70 с места, откуда обычно управляется судно*; и

.2 радиотелефонных сообщений на частотах 156,3 МГц (канал 6), 156,65 МГц (канал 13) и 156,8 МГц (канал 16);

_________

* Определенные суда могут быть изъяты из этого требования (см. правило IV/9.4).

 

     .2 радиоустановку, обеспечивающую ведение непрерывного наблюдения за ЦИВ на канале 70 УКВ, которая может быть выполнена в виде отдельного устройства или встроена в радиоустановку, которая требуется подпунктом .1.1;

 

 .3 радиолокационный ответчик, обеспечивающий работу в диапазоне 9 ГГц, который:

 

.1 должен быть расположен так, чтобы его легко можно было использовать; и

.2 может быть одним из тех, которые требуются правилом III/6.2.2 для спасательных шлюпок и плотов;

 

  .4 приемник, обеспечивающий прием передач международной службы НАВТЕКС, если судно совершает рейсы в любом районе, в котором имеется международная служба НАВТЕКС;

 

  .5 радиоаппаратуру для приема информации по безопасности на море с помощью системы расширенного группового вызова (РГВ) ИНМАРСАТ, если судно совершает рейсы в любом районе, охватываемом ИНМАРСАТ, но где не обеспечена международная служба НАВТЕКС. Однако суда, совершающие рейсы исключительно в районах, где обеспечивается передача информации по безопасности на море с помощью KB буквопечатающей телеграфии, и имеющие оборудование, обеспечивающее прием такой информации, могут быть изъяты из этого требования*;

 

           .6 с учетом правила IV/8.3, спутниковый аварийный радиобуй - указатель местоположения (спутниковый АРБ), который должен:

 

.1 обеспечивать передачу оповещений о бедствии либо через систему спутников на околополярных орбитах, работающих в диапазоне 406 МГц, либо, если судно совершает рейсы только в районе, охватываемом ИНМАРСАТ, - через систему геостационарных спутников ИНМАРСАТ, работающих в диапазоне 1,6 ГГц**;

 

.2 быть установлен в легкодоступном месте;

.3 быть готовым к отделению вручную и переноске в спасательные шлюпки и плоты одним человеком;

.4 быть способным свободно всплывать, если судно тонет, и автоматически включаться на передачу при всплытии; и

.5 иметь возможность приводиться в действие вручную.

____________

* См. Рекомендацию по передаче информации по безопасности на море (резолюция А.705(17) Ассамблеи).

** При условии наличия соответствующего приемного и процессорного наземного оборудования для каждого района океана, охватываемого спутниками ИНМАРСАТ.

 

2. На каждом пассажирском судне, в месте, откуда обычно управляется судно, должны быть предусмотрены средства для двусторонней радиосвязи на месте действия для целей поиска и спасания, использующие авиационные частоты 121,5 МГц и 123,1 МГц.

 

   Правило 8.
Радиооборудование - Морской район А1

 

1. В дополнение к требованиям правила IV/7 каждое судно, совершающее рейсы исключительно в морском районе А1, должно иметь радиоустановку, обеспечивающую запуск передачи оповещений о бедствии в направлении "судно-берег" с места, откуда обычно управляется судно, либо:

 

.1 на УКВ с использованием ЦИВ; это требование может быть выполнено с помощью АРБ, предписанного пунктом 3, посредством установки АРБ близко к месту или дистанционно включаемого с места, откуда обычно управляется судно; или

 

.2 через систему спутников на околополярных орбитах, работающих на частоте 406 МГц; это требование может быть выполнено с помощью спутникового АРБ, требуемого правилом IV/7.1.6, посредством установки спутникового АРБ близко к месту или дистанционно включаемого с места, откуда обычно управляется судно; или

 

 .3 если судно совершает рейсы в районе, охватываемом береговыми ПВ станциями с ЦИВ, на ПВ с использованием ЦИВ; или

 

.4 на KB с использованием ЦИВ; или

 

.5 через систему геостационарных спутников ИНМАРСАТ; это требование может быть выполнено с помощью:

 

 .1 судовой земной станции* ИНМАРСАТ; или

.2 спутникового АРБ, требуемого правилом IV/7.1.6, посредством установки спутникового АРБ близко к месту или дистанционно включаемого с места, откуда обычно управляется судно.

___________

* Это требование может быть удовлетворено с помощью судовых земных станций ИНМАРСАТ, обеспечивающих двустороннюю связь, таких как судовые земные станции Стандарта-А или Стандарта-С. Если не указано иное, эта сноска применяется ко всем требованиям к судовой земной станции ИНМАРСАТ, предписанным данной главой.

 

 

2. УКВ радиоустановка, требуемая правилом IV/7.1.1, также должна обеспечивать передачу и прием радиосообщений общего назначения с использованием радиотелефонии.

 

   3. Суда, совершающие рейсы исключительно в морском районе А1, могут иметь вместо спутникового АРБ, требуемого правилом IV/7.1.6, АРБ, который должен:

 

.1 обеспечивать передачу оповещений о бедствии с использованием ЦИВ на канале 70 УКВ и определение местонахождения с помощью радиолокационного ответчика, работающего в диапазоне 9 ГГц;

 

.2 быть установлен в легкодоступном месте;

 

.3 быть готовым к отделению вручную и переноске в спасательные шлюпки и плоты одним человеком;

 

.4 быть способным свободно всплывать, если судно тонет, и автоматически включаться на передачу при всплытии; и

 

.5 иметь возможность приводиться в действие вручную.

 

   Правило 9.
Радиооборудование - Морские районы А1 и А2

 

1. В дополнение к требованиям правила IV/7 каждое судно, совершающее рейсы за пределами морского района А1, но остающееся в пределах морского района А2, должно иметь:

 

       .1 ПВ радиоустановку, обеспечивающую передачу и прием сообщений о бедствии и в целях обеспечения безопасности на частотах:

 

.1 2187,5 кГц с использованием ЦИВ; и

.2 2182 кГц с использованием радиотелефонии;

 

   .2 радиоустановку, обеспечивающую ведение непрерывного

 


Купить полный текст документа можно после авторизации

За дополнительной информацией обращайтесь в ООО "Планета Одесса"
Тел. +38 (048) 792-54-36, 050-336-5436 email: rise3info@gmail.com

Home