MSC.288(87) Стандарт качества защитных покрытий грузовых нефтяных танков на танкерах для сырой нефти

РЕЗОЛЮЦИЯ MSC.288(87)

(принята 14 мая 2010 года)

 

СТАНДАРТ КАЧЕСТВА ЗАЩИТНЫХ ПОКРЫТИЙ ГРУЗОВЫХ НЕФТЯНЫХ ТАНКОВ НА ТАНКЕРАХ ДЛЯ СЫРОЙ НЕФТИ

 

 

КОМИТЕТ ПО БЕЗОПАСНОСТИ НА МОРЕ,

 

ССЫЛАЯСЬ на статью 28 b) Конвенции о Международной морской организации, касающуюся функций Комитета,

 

ОТМЕЧАЯ правило II-1/3-11 Международной конвенции по охране человеческой жизни на море (Конвенция СОЛАС) 1974 года с поправками (далее именуемой «Конвенция»), одобренное резолюцией MSC.291(87), касающееся защитных покрытий грузовых нефтяных танков на танкерах для сырой нефти,

 

ОТМЕЧАЯ ТАКЖЕ, что вышеупомянутое правило II-1/3-11 предусматривает, что указанные в нем защитные покрытия должны отвечать требованиям Стандарта качества защитных покрытий грузовых нефтяных танков на танкерах для сырой нефти (далее именуемого «Стандарт качества защитных покрытий»),

 

ПРИЗНАВАЯ, что вышеупомянутый Стандарт качества защитных покрытий не преследует цели препятствовать разработке новых технологий или технологий нового типа, которые предусматривают альтернативные системы,

 

РАССМОТРЕВ на своей восемьдесят седьмой сессии текст предложенного Стандарта качества защитных покрытий,

 

1.           ОДОБРЯЕТ Стандарт качества защитных покрытий грузовых нефтяных танков на танкерах для сырой нефти, текст которого изложен в приложении к настоящей резолюции;

 

2.           ПРЕДЛАГАЕТ Договаривающимся правительствам Конвенции принять к сведению, что Стандарт качества защитных покрытий вступит в силу 1 января 2012 года по вступлении в силу правила II-1/3-11 Конвенции СОЛАС;

 

3.           ОТМЕЧАЕТ, что согласно положениям правила II-1/3-11.3.1 Конвенции СОЛАС поправки к Стандарту качества защитных покрытий одобряются, вступают в силу и действуют в соответствии с положениями статьи VIII этой Конвенции, касающимися процедуры внесения поправок в Приложение к Конвенции за исключением его главы I;

 

4.           ПРОСИТ Генерального секретаря направить заверенные копии настоящей резолюции и текста Стандарта качества защитных покрытий, содержащегося в приложении, всем Договаривающимся правительствам Конвенции;

 

5.           ПРОСИТ ДАЛЕЕ Генерального секретаря направить копии настоящей резолюции и приложения всем членам Организации, которые не являются Договаривающимися правительствами Конвенции;

 

6.           ПРЕДЛАГАЕТ правительствам поощрять разработку технологий нового типа, направленных на обеспечение альтернативных систем, и постоянно информировать Организацию о любых положительных результатах;

 

7.           ПОСТАНОВЛЯЕТ держать Стандарт качества защитных покрытий в поле зрения и вносить в него поправки по мере необходимости в свете опыта, накопленного при его применении.

 

ПРИЛОЖЕНИЕ

 

СТАНДАРТ КАЧЕСТВА ЗАЩИТНЫХ ПОКРЫТИЙ ГРУЗОВЫХ НЕФТЯНЫХ ТАНКОВ НА ТАНКЕРАХ ДЛЯ СЫРОЙ НЕФТИ

 

1          ЦЕЛЬ

 

Настоящий Стандарт предусматривает технические требования к минимальным стандартам защитных покрытий, которые должны применяться в грузовых нефтяных танках при строительстве танкеров для сырой нефти.

 

2          ОПРЕДЕЛЕНИЯ

 

Для целей настоящего Стандарта применяются следующие определения:

 

2.1       Танкер для сырой нефти – как он определен в Приложении I к Конвенции МАРПОЛ 73/78.

 

2.2       Точка росы – температура, при которой воздух насыщается влагой.

 

2.3       ТСП – толщина сухой пленки.

 

2.4       Пыль – это состоящее из мелких частиц рыхлое вещество, присутствующее на поверхности, подготовленной для нанесения покрытия, которое возникает в результате струйной очистки или других процессов подготовки поверхности либо в результате воздействия окружающей среды.

 

2.5       Шлифование кромки – это обработка кромки перед вторичной подготовкой поверхности.

 

2.6       «ХОРОШЕЕ» состояние – это состояние, характеризующееся незначительным точечным ржавлением, как определено в резолюции A.744(18) для оценки покрытий балластных танков на танкерах.

 

2.7       Твердое покрытие – это покрытие, которое является химически обратимым в процессе отвердения, или необратимое сохнущее на воздухе покрытие, которое может использоваться для целей технического обслуживания. Оно может быть неорганическим или органическим.

 

2.8       ЗТСП – заданная толщина сухой пленки. Практика 90/10 означает, что 90% всех замеров толщин должны быть больше или равны ЗТСП, а остальные 10% замеров не должны быть ниже 0,9•ЗТСП.

 

2.9       Грунтовочный слой – это первый слой системы покрытия, наносимый на судоверфи после нанесения заводской грунтовки.

 

2.10     Заводская грунтовка – это готовое грунтовое покрытие, наносимое на стальные листы, часто автоматическим способом (и до первого слоя системы покрытия).

 

2.11     Тонкое покрытие – это окраска кромок, сварных швов, труднодоступных районов и т.д. для обеспечения хорошей адгезии краски и надлежащей ее толщины в критических районах.

 

2.12     Целевой срок эксплуатации – это целевой показатель, в годах, долговечности, на которую рассчитана система покрытия.

 

2.13     Листок технических данных – это спецификация изготовителя краски, которая содержит подробные технические инструкции и информацию, относящиеся к покрытию и его нанесению.

 

3          ОБЩИЕ ПРИНЦИПЫ

 

3.1       Возможность обеспечения целевого срока эксплуатации системы покрытия зависит от типа системы покрытия, подготовки стали, эксплуатационной среды, нанесения, а также проверки и технического обслуживания покрытия. Все эти аспекты способствуют хорошему качеству системы покрытия.

 

3.2       Проверка подготовки поверхности и процессов нанесения покрытия должна согласовываться между собственником судна, судоверфью и изготовителем покрытия и представляться на рассмотрение Администрации. Четкое доказательство этих проверок должно оформляться отчетом и включаться в техническую документацию покрытия (ТДП) (см. подраздел 3.4).

 

3.3       При рассмотрении стандарта, содержащегося в разделе 4, должно учитываться следующее:

 

.1        существенно важно, чтобы для предотвращения преждевременного разрушения и/или ухудшения системы покрытия судостроитель строго применял спецификации, процедуры и различные этапы в процессе нанесения покрытия (включая, но не ограничиваясь этим, подготовку поверхности);

 

.2        качество покрытия может быть повышено путем принятия на стадии проектирования судна таких мер, как уменьшение числа раковин, использование прокатных профилей, избежание сложных геометрических конфигураций и обеспечение того, чтобы конфигурация конструкции позволяла легкий доступ для инструментов, а также облегчала очистку, дренаж и сушку помещения, в котором наносится покрытие; и

 

.3        стандарт качества покрытия, предусмотренный в настоящем документе, основан на опыте изготовителей, судоверфей и операторов судов; он не преследует цели исключить пригодные альтернативные системы покрытия, при условии что будет продемонстрировано качество, по меньшей мере равноценное качеству, указанному в настоящем Стандарте. Критерии допущения альтернативных систем содержатся в разделе 8.

 

3.4       Техническая документация покрытия (ТДП)

 

3.4.1    Спецификация системы покрытия, нанесенной в грузовых нефтяных танках, данные о работе судоверфи и собственника судна по нанесению покрытия, подробные критерии выбора покрытия, описания рабочих заданий, проверка, техническое обслуживание и ремонт должны быть включены в техническую документацию покрытия (ТДП), требуемую резолюцией MSC.215(82).

 

3.4.2    Стадия постройки

 

Техническая документация покрытия должна содержать по меньшей мере следующие сведения, относящиеся к настоящему Стандарту, и должна передаваться судоверфью на стадии постройки нового судна:

 

.1        копия акта о соответствии или свидетельства об одобрении типа;

 

.2        копия листка технических данных, включая:

 

.2.1       наименование, идентификационное обозначение и/или номер продукта;

 

.2.2       материалы, компоненты и состав системы покрытия, цвета;

 

.2.3       минимальную и максимальную толщину сухой пленки;

 

.2.4       методы нанесения, инструменты и/или механизмы;

 

.2.5       состояние покрываемой поверхности (степень удаления ржавчины, чистота, профиль и т.д.); и .

 

2.6        экологические ограничения (температура и влажность);

 

.3        данные о проделанной судоверфью работе по нанесению покрытия, включая:

 

.3.1       фактические площади (в квадратных метрах) нанесенного покрытия в каждом грузовом нефтяном танке;

 

.3.2       нанесенную систему покрытия;

 

.3.3       время нанесения покрытия, толщину, количество слоев и т.д.;

 

.3.4       условия окружающей среды во время нанесения покрытия; и

 

.3.5       подробная информация о подготовке поверхности;

 

.4        процедуры проверки и ремонта системы покрытия во время постройки судна;

 

.5        журнал данных о покрытии, выданный инспектором покрытия, в котором утверждается, что покрытие было нанесено по спецификациям в соответствии с требованиями представителя поставщика покрытия, и указываются отклонения от спецификаций (см. приложение 2);

 

.6        подтвержденный доклад о проверке судоверфи, включая:

 

.6.1       дату завершения проверки;

 

.6.2       результат проверки;

 

.6.3       замечания (если имеются); и

 

.6.4       подпись инспектора; и

 

.7        порядок технического обслуживания и ремонта системы покрытия в процессе эксплуатации.*

______________

* Руководство будет разработано Организацией.

 

3.4.3    Техническое обслуживание и ремонт в процессе эксплуатации

 

Техническое обслуживание и ремонт в процессе эксплуатации должны регистрироваться в технической документации покрытия согласно соответствующему разделу Руководства по техническому обслуживанию и ремонту покрытия.

 

3.4.4    Техническая документация покрытия должна храниться на судне и вестись на протяжении срока эксплуатации судна.

 

3.5       Охрана труда и безопасность

 

Судоверфь отвечает за осуществление национальных правил для обеспечения охраны труда и безопасности отдельных лиц и для сведения к минимуму опасности пожара и взрыва.

 

4          СТАНДАРТ ПОКРЫТИЯ

 

4.1       Стандарт качества

 

Настоящий Стандарт основан на спецификациях и требованиях, предназначенных для обеспечения целевого срока эксплуатации покрытия продолжительностью в 15 лет, считающегося периодом времени с первоначального нанесения покрытия, в течение которого система покрытия, как предполагается, будет оставаться в «ХОРОШЕМ» состоянии. Фактический срок эксплуатации будет различным в зависимости от многочисленных переменных факторов, включая фактические условия в ходе эксплуатации.

 

4.2       Стандартное нанесение покрытия

 

Защитные покрытия грузовых нефтяных танков, нанесенные при постройке новых танкеров для сырой нефти, должны отвечать по меньшей мере требованиям настоящего Стандарта.

 

4.3       Система покрытия

 

Должна быть задокументирована система на эпоксидной основе, отвечающая испытательным и физическим характеристикам (таблица 1.1.3), и должны предоставляться акт о соответствии или свидетельство об одобрении типа.

 

4.4       Район нанесения

 

Следующие районы являются минимальными районами, которые должны быть защищены в соответствии с настоящим Стандартом:

 

.1        Подволок вместе с внутренней структурой, включая кницы для соединения с продольными и поперечными переборками. В танках с кольцевым набором покрытие должно наноситься на подпалубный поперечный набор до уровня первой поддерживающей кницы ниже верхней полки.

 

.2        На продольные и поперечные переборки покрытие должно наноситься до уровня самых верхних средств доступа. Покрытие должно быть нанесено на самые верхние средства доступа и их поддерживающие кницы.

 

.3        На переборках грузового танка без верхних средств доступа покрытие должно распространяться на 10% высоты танка по осевой линии, но нет необходимости, чтобы оно распространялось более чем на 3 м вниз от палубы.

 

.4        Покрытие должно наноситься на плоское второе дно и на всю конструкцию до высоты 0,3 м выше второго дна.

 

Рис. 1 4.5 Специальное нанесение покрытия

 

4.5.1    Настоящий Стандарт охватывает требования к защитному покрытию стальной конструкции в пределах грузовых нефтяных танков. Отмечается, что внутри грузовых нефтяных танков имеются другие отдельные детали, на которые наносится покрытие для обеспечения защиты от коррозии.

 

4.5.2    Рекомендуется, чтобы настоящий Стандарт в возможной степени применялся к участкам постоянных средств доступа, предусмотренных для проверки в районах, указанных в подразделе 4.4, которые не являются неотъемлемой частью конструкции судна, таким, как поручни, отдельные площадки, трапы и т.д. Могут также использоваться другие равноценные методы обеспечения защиты от коррозии деталей, не являющихся неотъемлемой частью конструкции, при условии что они не ухудшают качества покрытий окружающей конструкции. Средства доступа, являющиеся неотъемлемой частью конструкции судна, например усиленные ребра жесткости проходов, стрингеры и т.д. должны полностью отвечать настоящему Стандарту, если они расположены в районах, в которых нанесено покрытие.

 

4.5.3    Также рекомендуется, чтобы на опоры трубопроводов, измерительных приборов и т.д. покрытия наносились как минимум в соответствии с требованиями относительно деталей, не являющихся неотъемлемой частью конструкции, указанных в 4.5.2.

 

4.6       Основные требования к покрытию

 

4.6.1    В таблице 1 перечислены требования к системам защитных покрытий, наносимых при постройке судна в грузовых нефтяных танках на танкерах для сырой нефти, которые отвечают Стандарту качества, указанному в 4.1.

 

4.6.2    Изготовители покрытия должны предоставить спецификацию системы защитного покрытия для удовлетворения требований таблицы 1 и эксплуатационной среды.

 

4.6.3    Администрация должна проверить листок технических данных и акт о соответствии или свидетельство об одобрении типа системы защитного покрытия.

 

4.6.4    Судоверфь должна наносить защитное покрытие в соответствии с проверенным листком технических данных и своими собственными проверенными процедурами нанесения покрытий.

 

4.7       Перечисленные в настоящем Стандарте требования, на которые делается ссылка, являются приемлемыми для Организации. Испытательное оборудование, методы испытаний, методы подготовки и/или результаты испытаний должны отвечать стандарту качества не ниже того, который является приемлемым для Организации.

 

Таблица 1. Основные требования к системе покрытия грузовых нефтяных танков на танкерах для сырой нефти

 

 

Характеристика

Требование

1 Проект системы покрытия

.1

Выбор системы

покрытия

Заинтересованные стороны должны производить выбор системы покрытия с учетом условий эксплуатации и планового технического обслуживания. Помимо прочего, должны рассматриваться следующие аспекты:

 

.1        расположение помещения по отношению к нагреваемым поверхностям;

 

.2        периодичность грузовых операций;

 

.3        требуемое состояние поверхности;

 

.4        требуемая чистота и сухость поверхности;

 

.5        дополнительная катодная защита, если она предусмотрена (если покрытие дополняется катодной защитой, то это покрытие должно быть совместимым с системой катодной защиты);

 

.6        проницаемость покрытия и сопротивляемость инертным газам и кислотам; и

 

.7        соответствующие механические свойства (гибкость, прочность при ударе).

 

Продукция изготовителей покрытия должна сопровождаться документированными данными об удовлетворительном качестве и листками технических данных. Изготовитель должен также иметь возможность оказывать надлежащую техническую помощь. Сведения о качестве, листок технических данных и сведения о любой технической помощи, предоставляемой изготовителем, должны регистрироваться в технической документации покрытия.

 

Покрытия, наносимые на нижнюю часть нагреваемых солнцем палуб или на переборки, являющиеся ограничивающими конструкциями нагреваемых помещений, должны выдерживать неоднократный нагрев и/или охлаждение, не становясь при этом хрупкими.

 

 

Характеристика

Требование

.2

 

Тип покрытия

Системы на эпоксидной основе.

 

Другие системы покрытия, имеющие качество в соответствии с методикой испытания, указанной в приложении.

 

Рекомендуется многослойная система со слоями контрастирующих цветов.

 

Верхний слой должен быть светлого цвета для облегчения проверки в процессе эксплуатации.

 

Следует рассмотреть вопрос об использовании усиленного покрытия в районе всасывающих раструбов и вертикальных труб нагревательных змеевиков.

 

Следует рассмотреть вопрос об использовании дополнительной катодной защиты, если присутствует электрохимическая коррозия.

 

.3

 

 

Испытание покрытия

Могут допускаться системы на эпоксидной основе, испытанные до даты вступления в силу настоящего Стандарта в лаборатории методом, соответствующим методике испытания, указанной в приложении 1, или равноценным методом, который, как минимум, отвечает требованиям в отношении ржавления и образования вздутий или при котором документально подтверждено воздействие в условиях эксплуатации в течение 5 лет с конечным состоянием покрытия не ниже «ХОРОШЕГО».

 

Для систем на эпоксидной основе, одобренных в дату вступления в силу настоящего Стандарта или после этой даты, требуются испытания в соответствии с методикой, указанной в приложении 1, или ее эквивалентом.

 

.4

 

 

Описание рабочего задания

Должно быть как минимум два тонких слоя и два слоя, нанесенных распылением, за исключением того, что второй тонкий слой только в районе сварных швов может быть уменьшен, если доказано, что ЗТСП может быть обеспечена посредством слоев, нанесенных для избежания излишне большой толщины. Любое уменьшение второго тонкого слоя должно быть полностью и подробно указано в ТДП.

Тонкие слои должны наноситься с помощью кисти или валика. Валик должен использоваться только на участках, где имеются раковины, свищи и т.д.

 

В соответствии с рекомендациями изготовителя о нанесении покрытия каждый основной слой покрытия должен надлежащим образом отвердеть до нанесения следующего покрытия.

 

В описаниях рабочих заданий должны содержаться промежутки времени между сушкой и нанесением следующего слоя, а также готовность к эксплуатации после нанесения, указанные изготовителем.

Перед нанесением краски надлежащим методом в соответствии с рекомендацией изготовителя краски должны быть удалены такие загрязнители поверхности, как ржавчина, смазка, пыль, соль, масло и т. д. Должны быть удалены абразивные включения, оказавшиеся в покрытии.

 

.5

 

 

ЗТСП (заданная общая толщина сухой пленки)1

ЗТСП 320 мкм с правилом 90/10 для систем на эпоксидной основе; другие системы – в соответствии со спецификациями изготовителя, касающимися покрытия. Максимальная общая толщина сухой пленки в соответствии с подробными спецификациями изготовителя.

 

Необходимо избегать слишком большого увеличения ТСП. Во время нанесения покрытия толщина влажной пленки должна регулярно проверяться.

 

Разбавители должны быть ограничены типами и количествами, рекомендованными изготовителем.

 

_____________________

1 Измерения и калибровка в соответствии с SSPC-PA2:2004. Спецификация нанесения краски № 2.

 

 

 

Характеристика

Требование

2          ППП (Первичная подготовка поверхности)

 


Купить полный текст документа можно после авторизации

За дополнительной информацией обращайтесь в ООО "Планета Одесса"
Тел. +38 (048) 792-54-36, 050-336-5436 email: rise3info@gmail.com

Home