MSC.215(82) Стандарт качества защитных покрытий специально предназначенных для забортной воды балластных танков на судах всех типов и помещений двойного борта на навалочных судах

 

Резолюция MSC.215(82)

СТАНДАРТ КАЧЕСТВА ЗАЩИТНЫХ ПОКРЫТИЙ СПЕЦИАЛЬНО ПРЕДНАЗНАЧЕННЫХ ДЛЯ ЗАБОРТНОЙ ВОДЫ БАЛЛАСТНЫХ ТАНКОВ НА СУДАХ ВСЕХ ТИПОВ И ПОМЕЩЕНИЙ ДВОЙНОГО БОРТА НА НАВАЛОЧНЫХ СУДАХ

(принята 8 декабря 2006 года)

 

 

КОМИТЕТ ПО БЕЗОПАСНОСТИ НА МОРЕ,

 

ССЫЛАЯСЬ на статью 28 b) Конвенции о Международной морской организации, касающуюся функций Комитета,

 

ОТМЕЧАЯ поправки к правилам II-1/3-2 и XII/6 Международной конвенции по охране человеческой жизни на море (Конвенция СОЛАС) 1974 года с поправками (далее именуемой "Конвенция"), одобренные резолюцией MSC.216(82), касающиеся защитных покрытий специально предназначенных для забортной воды балластных танков и помещений двойного борта,

 

ОТМЕЧАЯ ТАКЖЕ, что вышеупомянутое правило II-1/3-2 предусматривает, что указанные в нем защитные покрытия должны отвечать требованиям Стандарта качества защитных покрытий специально предназначенных для забортной воды балластных танков на судах всех типов и помещений двойного борта на навалочных судах (далее именуемого "Стандарт качества защитных покрытий"),

 

ПРИЗНАВАЯ, что вышеупомянутый Стандарт качества защитных покрытий не преследует цели препятствовать разработке новых технологий или технологий нового типа, которые предусматривают альтернативные системы,

 

РАССМОТРЕВ на своей восемьдесят второй сессии текст предложенного Стандарта качества защитных покрытий,

 

1. ПРИНИМАЕТ Стандарт качества защитных покрытий специально предназначенных для забортной воды балластных танков на судах всех типов и помещений двойного борта на навалочных судах, текст которого изложен в приложении к настоящей резолюции;

 

2. ПРЕДЛАГАЕТ Договаривающимся правительствам Конвенции принять к сведению, что Стандарт качества защитных покрытий вступит в силу 1 июля 2008 года после вступления в силу поправок к правилам II-1/3-2 и XII/6 Конвенции;

 

3. ПРОСИТ Генерального секретаря направить заверенные копии настоящей резолюции и текста Стандарта качества защитных покрытий, содержащегося в приложении, всем Договаривающимся правительствам Конвенции;

 

4. ПРОСИТ ДАЛЕЕ Генерального секретаря направить копии настоящей резолюции и приложения всем членам Организации, которые не являются Договаривающимися правительствами Конвенции;

 

5. ПРЕДЛАГАЕТ правительствам поощрять разработку технологий нового типа, направленных на обеспечение альтернативных систем, и постоянно информировать Организацию о любых положительных результатах.

 

Приложение.

СТАНДАРТ КАЧЕСТВА ЗАЩИТНЫХ ПОКРЫТИЙ СПЕЦИАЛЬНО ПРЕДНАЗНАЧЕННЫХ ДЛЯ ЗАБОРТНОЙ ВОДЫ БАЛЛАСТНЫХ ТАНКОВ НА СУДАХ ВСЕХ ТИПОВ И ПОМЕЩЕНИЙ ДВОЙНОГО БОРТА НА НАВАЛОЧНЫХ СУДАХ

 

1. ЦЕЛЬ

 

Настоящий Стандарт предусматривает технические требования к защитным покрытиям в специально предназначенных для забортной воды балластных танках на судах всех типов валовой вместимостью не менее 500 и в помещениях двойного борта, оборудованных на навалочных судах длиной 150 м и более1, контракт на постройку которых заключен, кили которых заложены или которые поставлены в даты, упомянутые в правиле II-1/3-2 Конвенции СОЛАС, одобренном резолюцией MSC.216(82), или после этих дат.

__________________

1 Настоящий Стандарт применяется только к специально предназначенным для забортной воды балластным танкам на судах всех типов и помещениям двойного борта на навалочных судах, которые построены из стали.

 

 2. ОПРЕДЕЛЕНИЯ

 

Для целей настоящего Стандарта применяются следующие определения:

 

2.1 Балластные танки являются балластными танками, как они определены в Руководстве по выбору, применению и техническому обслуживанию систем предотвращения коррозии специально предназначенных балластных танков забортной воды (резолюция A.798(19)) и в Руководстве по расширенной программе проверок во время освидетельствований навалочных судов и нефтяных танкеров (резолюция A.744(18) с поправками).

 

2.2 Точка росы – температура, при которой воздух насыщается влагой.

 

2.3 ТСП – толщина сухой пленки.

 

2.4 Пыль – состоящее из мелких частиц рыхлое вещество, присутствующее на поверхности, подготовленной для нанесения покрытия, которое возникает в результате струйной очистки или других процессов подготовки поверхности либо в результате воздействия окружающей среды.

 

2.5 Шлифование кромки – обработка кромки перед вторичной подготовкой поверхности.

 

2.6 "Хорошее" состояние – состояние, характеризующееся незначительным точечным ржавлением, как определено в резолюции A.744(18).

 

2.7 Твердое покрытие – покрытие, которое является химически обратимым в процессе отвердения, или необратимое сохнущее на воздухе покрытие, которое может использоваться для целей технического обслуживания. Оно может быть неорганическим или органическим.

 

2.8 ЗТСП – заданная толщина сухой пленки. Практика 90/10 означает, что 90% всех замеров толщин должны быть больше или равны ЗТСП, а остальные 10% замеров не должны быть ниже 0,9 × ЗТСП.

 

2.9 Грунтовочный слой – первый слой системы покрытия, наносимый на судоверфи после нанесения заводской грунтовки.

 

2.10 Заводская грунтовка – готовое грунтовое покрытие, наносимое на стальные листы, часто автоматическим способом (и до первого слоя системы покрытия).

 

2.11 Тонкое покрытие – окраска кромок, сварных швов, труднодоступных районов и т.д. для обеспечения хорошей адгезии краски и надлежащей ее толщины в критических районах.

 

2.12 Целевой срок эксплуатации – целевой показатель, в годах, долговечности, на которую рассчитана система покрытия.

 

2.13 Листок технических данных – спецификация изготовителя краски, которая содержит подробные технические инструкции и информацию, относящиеся к покрытию и его нанесению.

 

 3. ОБЩИЕ ПРИНЦИПЫ

 

3.1 Возможность обеспечения целевого срока эксплуатации системы покрытия зависит от типа системы покрытия, подготовки стали, нанесения, а также проверки и технического обслуживания покрытия. Все эти аспекты способствуют хорошему качеству системы покрытия.

 

3.2 Проверка подготовки поверхности и процессов нанесения покрытия должна согласовываться между собственником судна, судоверфью и изготовителем покрытия и представляться на рассмотрение Администрации2. При необходимости Администрация может принять участие в процессе согласования. Четкое доказательство этих проверок должно оформляться отчетом и включаться в техническую документацию покрытия (ТДП) (см. 3.4).

________________

2 В соответствии с правилом I/6 СОЛАС, для целей настоящего Стандарта Администрация может поручить признанной организации действовать от ее имени при определении соответствия положениям данного Стандарта.

 

3.3 При рассмотрении стандарта, содержащегося в разделе 4, должно учитываться следующее:

 

.1 существенно важно, чтобы для предотвращения преждевременного разрушения и/или ухудшения системы покрытия судостроитель строго применял спецификации, процедуры и различные этапы в процессе нанесения покрытия (включая, но не ограничиваясь этим, подготовку поверхности);

 

.2 качество покрытия может быть повышено путем принятия на стадии проектирования судна таких мер, как уменьшение числа раковин, использование прокатных профилей, избежание сложных геометрических конфигураций и обеспечение того, чтобы конфигурация конструкции позволяла легкий доступ к инструментам, а также облегчала очистку, дренаж и сушку помещения, в котором наносится покрытие; и

 

.3 стандарт качества покрытия, предусмотренный в настоящем документе, основан на опыте изготовителей, судоверфей и операторов судов; он не преследует цели исключить пригодные альтернативные системы покрытия, при условии что будет продемонстрировано качество, по меньшей мере равноценное качеству, указанному в настоящем стандарте. Критерии допущения альтернативных систем содержатся в разделе 8.

 

3.4 Техническая документация покрытия

 

3.4.1 Спецификация системы покрытия, нанесенной в балластных танках забортной воды и помещениях двойного борта, данные о работе судоверфи и собственника судна по нанесению покрытия, подробные критерии выбора покрытия, описания рабочих заданий, проверка, техническое обслуживание и ремонт3 должны быть задокументированы в технической документации покрытия (ТДП), и техническая документация покрытия должна рассматриваться Администрацией.

___________________

3 Руководство будет разработано Организацией.

 

3.4.2 Новая стадия постройки

 

Техническая документация покрытия должна содержать по меньшей мере следующие сведения, относящиеся к настоящему стандарту, которые должны передаваться судоверфью на новой стадии постройки судна:

 

.1 копия акта о соответствии или свидетельства об одобрении типа;

 

.2 копия листка технических данных, включая:

 

.2.1 наименование, идентификационное обозначение и/или номер продукта;

 

.2.2 материалы, компоненты и состав системы покрытия, цвета;

 

.2.3 минимальную и максимальную толщину сухой пленки;

 

.2.4 методы нанесения, инструменты и/или механизмы;

 

.2.5 состояние покрываемой поверхности (степень удаления ржавчины, чистота, профиль и т.д.); и

 

.2.6 экологические ограничения (температура и влажность);

 

.3 данные о проделанной судоверфью работе по нанесению покрытия, включая:

 

.3.1 фактические объем и площадь (в квадратных метрах) каждого отсека, в котором нанесено покрытие;

 

.3.2 нанесенную систему покрытия;

 

.3.3 время нанесения покрытия, толщину, количество слоев и т.д.;

 

.3.4 условия окружающей среды во время нанесения покрытия; и

 

.3.5 метод подготовки поверхности;

 

.4 процедуры проверки и ремонта системы покрытия во время постройки судна;

 

.5 журнал данных о покрытии, выданный инспектором покрытия, в котором утверждается, что покрытие было нанесено по спецификациям в соответствии с требованиями представителя поставщика покрытия, и указываются отклонения от спецификаций (пример оперативного журнала и доклада о несоответствиях (см. приложение 2));

 

.6 подтвержденный судоверфью доклад о проверке, включая:

 

.6.1 дату завершения проверки;

 

.6.2 результат проверки;

 

.6.3 замечания (если имеются); и

 

.6.4 подпись инспектора; и

 

.7 порядок технического обслуживания и ремонта системы покрытия в процессе эксплуатации.

 

3.4.3 Техническое обслуживание, ремонт и частичное повторное нанесение покрытия

 

Техническое обслуживание, ремонт и частичное повторное нанесение покрытия должны регистрироваться в технической документации покрытия согласно соответствующему разделу Руководства по техническому обслуживанию и ремонту покрытия4.

___________________

4 Руководство будет разработано Организацией.

 

3.4.4 Повторное нанесение покрытия

 

Если производится полное повторное нанесение покрытия, сведения, указанные в 3.4.2, должны быть зарегистрированы в технической документации покрытия.

 

3.4.5 Техническая документация покрытия должна храниться на борту и вестись на протяжении срока эксплуатации судна.

 

3.5 Охрана труда и безопасность

 

Судоверфь отвечает за осуществление национальных правил для обеспечения охраны труда и безопасности отдельных лиц и для сведения к минимуму опасности пожара и взрыва.

 

 4. СТАНДАРТ ПОКРЫТИЯ

 

4.1 Стандарт качества

 

Настоящий Стандарт основан на спецификациях и требованиях, предназначенных для обеспечения целевого срока эксплуатации 15 лет, считающегося периодом времени с первоначального нанесения покрытия, в течение которого система покрытия, как предполагается, будет оставаться в "ХОРОШЕМ" состоянии. Фактический срок эксплуатации будет различным в зависимости от многочисленных переменных факторов, включая фактические условия в ходе эксплуатации.

 

4.2 Стандартное нанесение покрытия

 

Защитные покрытия специально предназначенных для забортной воды балластных танков на судах всех типов и помещений двойного борта, оборудованных на навалочных судах длиной 150 м и более, должны отвечать по меньшей мере требованиям настоящего Стандарта.

 

4.3 Специальное нанесение покрытия

 

4.3.1 Настоящий Стандарт охватывает требования к защитному покрытию стальной конструкции судна. Отмечается, что внутри танков имеются другие отдельные детали, на которые наносятся покрытия для обеспечения защиты от коррозии.

 

4.3.2 Рекомендуется, чтобы настоящий Стандарт в возможной степени применялся к участкам постоянных средств доступа, предусмотренных для проверки, которые не являются неотъемлемой частью конструкции судна, таким, как поручни, отдельные площадки, трапы и т.д. Могут также использоваться другие равноценные методы обеспечения защиты от коррозии деталей, не являющихся неотъемлемой частью конструкции, при условии что они не ухудшают качества покрытий окружающей конструкции. Средства доступа, являющиеся неотъемлемой частью конструкции судна, например усиленные ребра жесткости проходов, стрингеры и т.д. должны полностью отвечать настоящему Стандарту.

 

4.3.3 Также рекомендуется, чтобы на опоры трубопроводов, измерительных приборов и т.д. покрытия наносились в соответствии с требованиями относительно деталей, не являющихся неотъемлемой частью конструкции, указанных в 4.3.2.

 

4.4 Основные требования к покрытию

 

4.4.1 В таблице 1 перечислены требования к системам защитных покрытий, наносимых при постройке судна в специально предназначенных для забортной воды балластных танках на судах всех типов и в помещениях двойного борта, оборудованных на навалочных судах длиной 150 м и более, которые отвечают Стандарту качества, указанному в 4.1.

 

4.4.2 Изготовители покрытия должны предоставить спецификацию системы защитного покрытия, отвечающей требованиям таблицы 1.

 

4.4.3 Администрация должна проверить листок технических данных и акт о соответствии или свидетельство об одобрении типа системы защитного покрытия.

 

4.4.4 Судоверфь должна наносить защитное покрытие в соответствии с подтвержденным листком технических данных и своими собственными проверенными процедурами нанесения покрытий.

 

   Таблица 1.
Основные требования к системе покрытия специально предназначенных для забортной воды балластных танков на судах всех типов и помещений двойного борта на навалочных судах длиной 150 м и более

 

Характеристика/

стандарты

Требование

1. Проект системы покрытия

.1  Выбор системы покрытия

Заинтересованные стороны должны производить выбор системы покрытия с учетом условий эксплуатации и планового технического обслуживания. Помимо прочего, должны рассматриваться следующие аспекты:

 

.1 расположение помещения по отношению к нагреваемым поверхностям;

 

.2 периодичность операций по балластировке и дебалластировке;

 

.3 требуемое состояние поверхности;

 

.4 требуемая чистота и сухость поверхности; и

 

.5 дополнительная катодная защита, если она предусмотрена (если покрытие дополняется катодной защитой, то это покрытие должно быть совместимым с системой катодной защиты).

 

Продукция изготовителей покрытия должна сопровождаться документированными данными об удовлетворительном качестве и листками технических данных. Изготовители должны также иметь возможность оказывать надлежащую техническую помощь. Сведения о качестве, листок технических данных и сведения о технической помощи (в случае ее оказания) должны регистрироваться в технической документации покрытия.

 

Покрытия, наносимые на нижнюю часть нагреваемых солнцем палуб или на переборки, являющиеся ограничивающими конструкциями нагреваемых помещений, должны выдерживать неоднократный нагрев и/или охлаждение, не становясь при этом хрупкими.

.2 Тип покрытия

Системы на эпоксидной основе.

 

Другие системы покрытия, имеющие качество в соответствии с методикой испытания, указанной в приложении 1.

 

Рекомендуется многослойная система со слоями контрастирующих цветов.

 

Верхний слой должен быть светлого цвета для облегчения проверки в процессе эксплуатации.

 .3 Предварительное испытание покрытия на соответствие техническим

условиям

Могут допускаться системы на эпоксидной основе, испытанные до даты вступления в силу настоящего Стандарта в лаборатории методом, соответствующим методике испытания, указанной в приложении 1, или равноценным методом, который, как минимум, отвечает требованиям в отношении ржавления и образования вздутий или при котором документально подтверждено воздействие в условиях эксплуатации в течение 5 лет с конечным состоянием покрытия не ниже " ХОРОШЕГО".

 

Для всех других систем требуются испытания в соответствии с методикой, указанной в приложении 1, или ее эквивалентом.

.4 Описание рабочего задания

Должно быть как минимум два тонких слоя и два слоя, нанесенных распылением, за исключением того, что второй тонкий слой только в районе сварных швов может быть уменьшен, если доказано, что ЗТСП может быть обеспечена посредством слоев, нанесенных для избежания излишне большой толщины. Любое уменьшение второго тонкого слоя должно быть полностью и подробно указано в ТДП.

 

Тонкие слои должны наноситься с помощью кисти или валика. Валик должен использоваться только на участках, где имеются раковины, свищи и т.д.

 

В соответствии с рекомендациями изготовителя о нанесении покрытия каждый основной слой покрытия должен надлежащим образом отвердеть до нанесения следующего покрытия. Перед нанесением краски надлежащим методом в соответствии с рекомендацией изготовителя краски должны быть удалены такие загрязнители поверхности, как ржавчина, смазка, пыль, соль, масло и т.д. Должны быть удалены абразивные включения, оказавшиеся в покрытии. В описаниях рабочих заданий должны содержаться промежутки времени между сушкой и нанесением следующего слоя, а также готовность к эксплуатации после нанесения, указанные изготовителем.

.5 ЗТСП (заданная общая толщина сухой пленки)5

ЗТСП 320 мкм с правилом 90/10 для покрытий на эпоксидной основе; другие системы – в соответствии со спецификациями изготовителя, касающимися покрытия.

 

Максимальная общая толщина сухой пленки в соответствии с подробными спецификациями изготовителя.

 

Необходимо избегать слишком большого увеличения толщины. Во время нанесения покрытия толщина влажной пленки должна регулярно проверяться.

 

Разбавитель должен быть ограничен типами и количествами, рекомендованными изготовителем.

_______________

5 Измерения и калибровка в соответствии с SSPC-PA2:2004. Спецификация нанесения краски N 2.

 

2. ППП (Первичная подготовка поверхности)

.1 Струйная очистка и профиль6,7

Степень подготовки Sa 21/2; профили: 30-75 мкм.

 

Струйная очистка не должна производиться, когда:

 

.1 относительная влажность выше 85%; или

 

.2 температура поверхности стали менее чем на 3°C выше точки росы.

 

Проверку чистоты и шероховатости стальной поверхности следует производить в конце подготовки поверхности и перед нанесением грунтовой краски в соответствии с рекомендациями изготовителя.

.2 Предел водо-растворимых солей эквивалентен NaCl8

≤ 50 мг/м2 хлористого натрия.

.3 Заводская грунтовка

Цинко-содержащий ингибитор, свободный цинк-силикат или эквивалент.

 

Совместимость с основной системой покрытия должна быть подтверждена изготовителем покрытия.

 

_____________________________

6 Стандарт ISO 8501-1:1988/Дополн.:1994. Подготовка стальной основы перед нанесением красок и подобных покрытий – визуальная оценка чистоты поверхности.

7 Стандарт ISO 8503-1/2:1988. Подготовка стальной основы перед нанесением красок и подобных покрытий – характеристики шероховатости стальной поверхности, очищенной пескоструйным способом.

8 Проводимость измеряется в соответствии с ISO 8502-9:1998. Подготовка стальной основы перед нанесением красок и подобных покрытий – испытания для оценки чистоты поверхности.

 

3. Вторичная подготовка поверхности

.1 Состояние стали9

Стальная поверхность должна быть подготовлена так, чтобы выбранное покрытие было равномерно распределено при требуемой ЗТСП и имело достаточное сцепление; это достигается путем удаления острых кромок, шлифования сварных швов и удаления сварочных брызг и любого другого загрязнителя поверхности.

 

Кромки должны обрабатываться до радиуса закругления минимум 2 мм либо подвергаться трем циклам шлифования или по меньшей мере эквивалентному процессу до окраски.

 


Купить полный текст документа можно после авторизации

За дополнительной информацией обращайтесь в ООО "Планета Одесса"
Тел. +38 (048) 792-54-36, 050-336-5436 email: rise3info@gmail.com

Home