MSC.266(84) Кодекс по безопасности судов специального назначения 2008 года (Кодекс ССН 2008)

Резолюция MSC.266(84)

КОДЕКС ПО БЕЗОПАСНОСТИ СУДОВ СПЕЦИАЛЬНОГО НАЗНАЧЕНИЯ 2008 ГОДА (Кодекс ССН)

(принята 13 мая 2008 года)

с исправлениями MSC 84/24/Add.2/Corr.1 от 15 октября 2008

 

КОМИТЕТ ПО БЕЗОПАСНОСТИ НА МОРЕ,

 

ССЫЛАЯСЬ на статью 28 b) Конвенции о Международной морской организации, касающуюся функций Комитета,

 

ОТМЕЧАЯ, что специализированные типы судов, имеющие необычные конструкцию и эксплуатационные характеристики, могут отличаться от типов обычных торговых судов, подпадающих под действие Международной конвенции по охране человеческой жизни на море 1974 года (далее именуемой "Конвенция СОЛАС 1974 года"),

 

ОТМЕЧАЯ ТАКЖЕ, что ввиду специализированного характера работы, выполняемой этими судами, на них имеется персонал, который не относится ни к членам экипажа, ни к пассажирам, определение которых дано в Конвенции СОЛАС 1974 года,

 

ПРИЗНАВАЯ, что суда специального назначения могут требовать определенных стандартов безопасности, дополняющих стандарты безопасности, предусмотренные Конвенцией СОЛАС 1974 года,

 

ОТМЕЧАЯ ДАЛЕЕ, что Ассамблея на своей тринадцатой сессии приняла резолюцией A.534(13) Кодекс по безопасности судов специального назначения и уполномочила Комитет вносить поправки в Кодекс по мере необходимости,

 

1. ОДОБРЯЕТ Кодекс по безопасности судов специального назначения 2008 года (Кодекс ССН 2008 года), текст которого изложен в приложении к настоящей резолюции, в качестве поправок к Кодексу, принятому Ассамблеей резолюцией A.534(13);

 

2. ПОСТАНОВЛЯЕТ, что Кодекс ССН 2008 года заменяет Кодекс ССН, принятый резолюцией A.534(13) для судов специального назначения, свидетельства на которые выданы 13 мая 2008 года или после этой даты;

 

3. ПРЕДЛАГАЕТ всем договаривающимся правительствам Конвенции СОЛАС 1974 года предпринять соответствующие шаги для скорейшего вступления в силу настоящего Кодекса;

 

4. ПРОСИТ Ассамблею одобрить действия, предпринятые Комитетом по безопасности на море.

 

Приложение.

КОДЕКС ПО БЕЗОПАСНОСТИ СУДОВ СПЕЦИАЛЬНОГО НАЗНАЧЕНИЯ 2008 ГОДА

 

ПРЕАМБУЛА

 

1. Комитет по безопасности на море на своей восемьдесят четвертой сессии пересмотрел Кодекс по безопасности судов специального назначения (Кодекс ССН), принятый резолюцией A.534(13), для того чтобы привести его в соответствие с поправками к Конвенции СОЛАС и расширить добровольное применение пересмотренного Кодекса с целью включения учебных судов независимо оттого, распространяются ли на них требования о применении Конвенции СОЛАС.

 

2. Настоящий Кодекс был разработан с целью установления международного стандарта безопасности для судов специального назначения новой постройки, применение которого облегчит эксплуатацию таких судов и обеспечит уровень безопасности для судов и их персонала, равноценный требуемому Международной конвенцией по охране человеческой жизни на море 1974 года.

 

3. Для целей настоящего Кодекса судно специального назначения есть судно валовой вместимостью не менее 500, на борту которого имеется более 12 человек специального персонала, т. е. лиц, выполняющих специальные обязанности, связанные с конкретным эксплуатационным назначением судна, которые предусматриваются сверх числа персонала, необходимого для выполнения обычных обязанностей, связанных с судовождением, эксплуатацией механизмов и техническим обслуживанием судна, или занятого обслуживанием находящихся на борту лиц.

 

4. Поскольку предполагается, что специальный персонал физически здоров, достаточно хорошо знает расположение судна и получил определенную подготовку в отношении действий, связанных с обеспечением безопасности, и по использованию судовых средств обеспечения безопасности, то нет необходимости рассматривать суда специального назначения, на борту которых имеется такой персонал, как пассажирские суда или применять к ним требования, предъявляемые к пассажирским судам.

 

5. При разработке стандартов безопасности для настоящего Кодекса необходимо было учитывать:

 

.1 число имеющегося на борту специального персонала; и

 

.2 конструкцию и размеры рассматриваемого судна.

 

6. Хотя Кодекс был разработан применительно к новым судам валовой вместимостью 500 и более, Администрации могут рассмотреть вопрос о применении положений Кодекса и к судам меньшей вместимости. Кодекс не содержит определения термина "новое судно", с тем чтобы любая Администрация могла по своему усмотрению установить эффективную дату вступления Кодекса в силу.

 

7. Для облегчения эксплуатации судов специального назначения настоящий Кодекс предусматривает выдачу каждому судну специального назначения свидетельства, называемого Свидетельством о безопасности судна специального назначения. Если судно специального назначения обычно осуществляет международные рейсы, определение которых дано в Конвенции СОЛАС, то в дополнение к Свидетельству о безопасности судна специального назначения оно должно иметь по усмотрению Администрации:

 

.1 либо Свидетельство о безопасности пассажирского судна и Свидетельство об изъятии, выдаваемые в соответствии с Конвенцией СОЛАС;

 

.2 либо Свидетельство о безопасности грузового судна и, в необходимых случаях, Свидетельство об изъятии, выдаваемые в соответствии с Конвенцией СОЛАС.

 

8. Отмечая, что Кодекс может быть применен к некоторым судам, имеющим на борту специальный персонал, к которым не применимы требования Конвенции СОЛАС, Комитет по безопасности на море призывает Администрации применять стандарты Кодекса к таким судам в той мере, в какой они сочтут это целесообразным и практически возможным.

 

ГЛАВА 1.
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

 

1.1 Настоящий Кодекс предназначен обеспечить рекомендации в отношении критериев проектирования судов специального назначения, стандартов для их постройки и других мер безопасности для судов специального назначения.

 

1.2 Применение

 

1.2.1 За исключением положений 8.3 Кодекс применяется к каждому судну специального назначения валовой вместимостью не менее 500, свидетельства на которые выданы 13 мая 2008 года или после этой даты. Администрация может также, насколько это целесообразно и практически возможно, применять положения настоящего Кодекса к судам специального назначения валовой вместимостью менее 500 и к судам специального назначения, построенным до 13 мая 2008 года.

 

1.2.2 Настоящий Кодекс не применяется судам, отвечающим требованиям Кодекса постройки и оборудования плавучих буровых установок (Кодекс ПБУ).

 

1.2.3 Кодекс не предназначается для судов, используемых для транспортировки и размещения персонала, занятого в отрасли, который не работает на борту судна.

 

1.3 Определения

 

1.3.1 Для целей настоящего Кодекса применяются приводимые ниже определения. В отношении встречающихся в настоящем Кодексе терминов, определение которых не дано, применяются определения, приведенные в Конвенции СОЛАС.

 

1.3.2 "Ширина (В)" означает наибольшую ширину судна, измеренную на миделе до теоретической линии шпангоута на судах с металлической обшивкой и до наружной поверхности корпуса на судах с обшивкой из другого материала. Ширина (В) должна измеряться в метрах.

 

1.3.3 "Экипаж" означает всех имеющихся на борту судна лиц, обеспечивающих судовождение и техническое обслуживание судна, его механизмов, систем и устройств, необходимых для обеспечения движения и безопасного плавания судна, либо обслуживающих других находящихся на борту судна лиц.

 

1.3.4 "МКМПОГ" означает Международный кодекс морской перевозки опасных грузов, принятый Комитетом по безопасности на море резолюцией MSC. 122(75), с поправками.

 

1.3.5 "Длина (L)" означает 96% полной длины по ватерлинии, проходящей на высоте, равной 85% наименьшей теоретической высоты борта, измеренной от верхней кромки киля, или длину от передней кромки форштевня до оси баллера руля по той же ватерлинии, если эта длина больше. На судах, спроектированных с дифферентом, ватерлиния, по которой измеряется длина, должна быть параллельна конструктивной ватерлинии. Длина (L) должна измеряться в метрах.

 

1.3.6 "Кодекс КСС" означает Международный кодекс по спасательным средствам, принятый Комитетом по безопасности на море резолюцией MSC.48(66), с поправками.

 

1.3.7 "Организация" означает Международную морскую организацию.

 

1.3.8 "Пассажир" означает всякое лицо, за исключением:

 

.1 капитана и членов экипажа или иных лиц, работающих либо выполняющих на судне какие-либо обязанности, связанные с деятельностью этого судна; и

 

.2 ребенка не старше одного года.

 

1.3.9 "Проницаемость" помещения есть отношение объема этого помещения, который, как предполагается, будет заполнен водой, к полному объему этого помещения.

 

1.3.10 "Конвенция СОЛАС" означает Международную конвенцию по охране человеческой жизни на море 1974 года с поправками.

 

1.3.11 "Специальный персонал" означает всех лиц, которые не являются пассажирами либо членами экипажа или детьми не старше одного года и которые находятся на борту в связи со специальным назначением такого судна либо в связи с проведением на борту такого судна специальных работ. В случаях когда в тексте настоящего Кодекса в качестве параметра встречается число специального персонала, оно должно включать число имеющихся на борту пассажиров, которое не должно превышать 12.

 

Предполагается, что специальный персонал физически здоров, достаточно хорошо знает расположение судна и получил определенную подготовку в отношении действий, связанных с обеспечением безопасности, и по использованию судовых средств обеспечения безопасности до выхода из порта; специальный персонал включает следующие категории:

 

.1 исследователи, технические специалисты и экспедиторы на судах, занятых в исследовательской деятельности, некоммерческих экспедициях и изысканиях;

 

.2 персонал, проходящий подготовку и приобретающий практический опыт работы на море для развития соответствующих навыков с целью профессиональной карьеры на море. Такая подготовка должна проходить согласно программе подготовки, одобренной Администрацией;

 

.3 персонал, занятый обработкой улова рыбы, китов и других живых ресурсов моря на обрабатывающих судах, не занятых ловом;

 

.4 спасательный персонал на спасательных судах, персонал, занятый укладкой кабеля, на кабельных судах, персонал, занятый в сейсмических исследованиях, на судах для сейсмических исследований, водолазы на водолазных судах, персонал, занятый укладкой труб, на судах-трубоукладчиках и персонал, занятый эксплуатацией крана, на плавучих кранах; и

 

.5 остальной персонал, аналогичный перечисленному в .1 - .4, который, по мнению Администрации, может быть отнесен к этой группе.

 

1.3.12 "Судно специального назначения"1 означает самоходное судно с механическим двигателем, на борту которого в связи с характером его работы имеется более 12 человек специального персонала2.

_______________________

1 Некоторые парусные учебные суда могут быть классифицированы Администрацией как "не имеющие механических средств для обеспечения движения", если они оборудованы механическими двигателями для использования во вспомогательных и аварийных целях.

2 Если на борту судна имеется более 12 пассажиров, согласно определению Конвенции СОЛАС, такое судно не должно рассматриваться как судно специального назначения, т. к. оно является пассажирским судном, согласно определению Конвенции СОЛАС.

 

1.3.13 "Программа обучения" означает конкретный курс теоретического обучения и приобретения практических навыков по всем аспектам эксплуатации судна, аналогичный базовой подготовке по безопасности, предлагаемый морскими учреждениями в стране Администрации.

 

1.4 Изъятия

 

Если судно, которое обычно не эксплуатируется в качестве судна специального назначения, как исключение выполняет разовый рейс в качестве судна специального назначения, оно может быть освобождено Администрацией от выполнения положений настоящего Кодекса, при условии что оно отвечает требованиям безопасности, которые, по мнению Администрации, являются достаточными для совершения такого разового рейса.

 

1.5 Равноценные замены

 

1.5.1 Если Кодексом предписывается применение на судне определенной арматуры, материала, средства, прибора, предмета оборудования или их типа либо проведение каких-либо определенных мер или соблюдение какой-либо процедуры или порядка расположения, Администрация может разрешить применение на этом судне иной арматуры, материала, средства, прибора, предмета оборудования или их типа либо проведение каких-либо иных мер или соблюдение какой-либо иной процедуры или порядка расположения, если она с помощью испытаний или иным образом убедится, что такая арматура, материал, средство, прибор, предмет оборудования или их тип либо какие-либо определенные меры, процедура или порядок расположения являются по меньшей мере такими же эффективными, как и предписываемые Кодексом.

 

1.5.2 Если Администрация разрешает таким образом применение иной арматуры, материала, средства, прибора, предмета оборудования или их типа либо проведение иных мер или соблюдение иной процедуры или порядка расположения, либо новую конструкцию или способ применения, она должна сообщить Организации подробные данные о такой замене вместе с отчетом, содержащим обоснование произведенной замены, с тем чтобы Организация могла разослать их другим правительствам с целью уведомления их должностных лиц.

 

1.6 Освидетельствования

 

Каждое судно специального назначения подлежит освидетельствованиям, предписанным для грузовых судов, иных чем танкеры, Конвенцией СОЛАС, которые должны охватывать положения настоящего Кодекса.

 

1.7 Выдача свидетельств

 

1.7.1 После проведения освидетельствования в соответствии с 1.6 свидетельство может быть выдано либо Администрацией, либо должным образом на то уполномоченным ею лицом или организацией. В каждом случае Администрация принимает на себя полную ответственность за выдачу свидетельства.

 

1.7.2 Свидетельство должно быть составлено на официальном языке выдающей его страны по форме, соответствующей образцу, приведенному в приложении к Кодексу. Если свидетельство составлено на языке, который не является ни английским, ни французским, текст свидетельства должен содержать перевод на один из этих языков.

 

1.7.3 Срок действия и действительность свидетельства должны регламентироваться соответствующими положениями Конвенции СОЛАС для грузовых судов.

 

1.7.4 Если свидетельство выдается судну специального назначения валовой вместимостью менее 500, такое свидетельство должно содержать указания, касающиеся допускаемого в соответствии с 1.2 объема послаблений.

 

ГЛАВА 2.
 ОСТОЙЧИВОСТЬ И ДЕЛЕНИЕ НА ОТСЕКИ

 

2.1 Остойчивость неповрежденного судна специального назначения должна отвечать положениям раздела 2.5 части В Международного кодекса остойчивости судов в неповрежденном состоянии 2008 года.

 

2.2 Деление на отсеки и остойчивость поврежденных судов специального назначения в целом должны быть в соответствии с положениями главы II-1 Конвенции СОЛАС, если судно считается пассажирским судном и специальный персонал рассматривается в качестве пассажиров, величина индекса R рассчитывается в соответствии с правилом II-1/6.2.3 Конвенции СОЛАС следующим образом:

 

.1 если судно имеет свидетельство на перевозку 240 человек или более, величина индекса R назначается как R;

 

.2 если судно имеет свидетельство на перевозку не более 60 человек, величина индекса R назначается как 0,8R; и

 

.3 для количества человек более 60 (но не более 240) величина индекса R должна рассчитываться при помощи линейной интерполяции и будет составлять промежуточную величину индекса R между величинами, приведенными в .1 и .2, выше.

 

2.3 Для судов специального назначения, к которым применяются требования 2.2.1, должны применяться требования правил II-1/8 и II-1/8-1 Конвенции СОЛАС и частей В-2, В-3 и В-4 главы II-1 Конвенции СОЛАС, как если бы судно являлось пассажирским судном, а специальный персонал - пассажирами. Однако правила II-1/14 и II-1/18 Конвенции СОЛАС не являются применимыми.

 

2.4 Для судов специального назначения, к которым применяются требования 2.2.2 или 2.2.3, за исключением положений 2.5, должны применяться положения частей В-2, В-3 и В-4 главы II-1 Конвенции СОЛАС, как если бы судно являлось грузовым судном, а специальный персонал - членами экипажа. Однако нет необходимости применять требования правил II-1/8 и II-1/8-1 Конвенции СОЛАС, правила II-1/14 и II-1/18 Конвенции СОЛАС не являются применимыми.

 

2.5 Все суда специального назначения должны отвечать правилам II-1/9, II-1/13, II-1/19, II-1/20, II-1/21 и II-1/35-1 Конвенции СОЛАС, как если бы судно являлось пассажирским судном.

 

ГЛАВА 3.
МЕХАНИЧЕСКИЕ УСТАНОВКИ

 

3.1 При условии выполнения требований 3.2 должны соблюдаться требования части С главы II-1 Конвенции СОЛАС.

 

3.2 Рулевой привод

 

Все установки должны быть в соответствии с правилом 29 части С главы II-1 Конвенции СОЛАС с учетом того, что установки судов специального назначения, на борту которых имеется не более 240 человек, должны, когда это применимо, быть в соответствии с правилом 29.6.1.2, а установки на судах специального назначения, на борту которых имеется более 240 человек, должны, когда это применимо, быть в соответствии с правилом 29.6.1.1.

 

ГЛАВА 4.
ЭЛЕКТРИЧЕСКИЕ УСТАНОВКИ

 

4.1 При условии выполнения требований 4.2 и 4.3 должны соблюдаться требования части D главы II-1 Конвенции СОЛАС.

 

4.2 Аварийный источник электроэнергии

 

4.2.1 Установки на судах специального назначения, на борту которых имеется не более 60 человек, должны быть в соответствии с правилом 43 части D главы II-1 Конвенции СОЛАС, и, кроме того, суда специального назначения длиной более 50 м должны отвечать требованиям правила 42.2.6.1 этой части.

 

4.2.2 Установки на судах специального назначения, на борту которых имеется более 60 человек, должны быть в соответствии с правилом 42 части D главы II-1 Конвенции СОЛАС.

 

4.3 Меры предосторожности против поражения током, пожара и других несчастных случаев, связанных с применением электричества

 

4.3.1 Все установки должны быть в соответствии с правилами 45.1-45.10 включительно части D главы II-1 Конвенции СОЛАС.

 

4.3.2 Установки на судах специального назначения, на борту которых имеется более 60 человек, должны также быть в соответствии с правилом 45.11 части D главы II-1 Конвенции СОЛАС.

 

ГЛАВА 5.
МАШИННЫЕ ПОМЕЩЕНИЯ С ПЕРИОДИЧЕСКИ БЕЗВАХТЕННЫМ ОБСЛУЖИВАНИЕМ

 

5.1 При условии выполнения требований 5.2 должны соблюдаться требования части Е главы II-1 Конвенции СОЛАС за исключением правила 46.

 

5.2 Суда специального назначения, на борту которых имеется более 240 человек

 

Суда специального назначения, на борту которых имеется более 240 человек, должны рассматриваться Администрацией особо в отношении того, могут ли их машинные помещения быть с периодически безвахтенным обслуживанием и, если могут, то необходимы ли дополнительные требования к тем, которые изложены в настоящей главе, с целью обеспечения такого же уровня безопасности, как и в машинных помещениях с обычной вахтой.

 

ГЛАВА 6.
ПРОТИВОПОЖАРНАЯ ЗАЩИТА

 

6.1 В отношении судов, на борту которых имеется более 240 человек, должны применяться требования главы II-2 Конвенции СОЛАС для пассажирских судов, перевозящих более 36 пассажиров.

 

6.2 В отношении судов, на борту которых имеется более 60 (но не более 240) человек, должны применяться требования главы II-2 Конвенции СОЛАС для пассажирских судов, перевозящих не более 36 пассажиров.

 

6.3 В отношении судов, на борту которых имеется не более 60 человек, должны применяться требования главы II-2 Конвенции СОЛАС для грузовых судов.

 

ГЛАВА 7.
ОПАСНЫЕ ГРУЗЫ

 

7.1 На судах специального назначения иногда перевозится широкий спектр опасных грузов, которые подлежат классификации в соответствии с МКМПОГ и применяются в научной или исследовательской работе или для целого ряда других целей. Эти опасные грузы часто перевозятся в качестве судовых запасов и используются на борту, следовательно, на них не распространяются положения МКМПОГ. Однако положения МКМПОГ охватывают опасные грузы, которые перевозятся на борту судна с целью транспортировки в качестве груза и которые не используются на судне.

 

7.2 Несмотря на то, что МКМПОГ не распространяется на опасные грузы, которые перевозятся в качестве судовых запасов и используются на борту, в нем содержатся положения, касающиеся их безопасной укладки, обработки и перевозки на судах специального назначения. В МКМПОГ содержатся также требования к электрическому оборудованию, проводке, противопожарному оборудованию, вентиляции, положения по курению и требования к любому специальному оборудованию. Некоторые из таких положений являются общими и применяются ко всем классам опасных грузов, тогда как другие носят конкретный характер, например, для класса 1 "Взрывчатые вещества".

 

7.3 Поэтому при планировании перевозки опасных грузов очень важно

 


Купить полный текст документа можно после авторизации

За дополнительной информацией обращайтесь в ООО "Планета Одесса"
Тел. +38 (048) 792-54-36, 050-336-5436 email: rise3info@gmail.com

Home