А.534(13) (Кодекс ССН / SPS Code) Кодекс по безопасности судов специального назначения

Для судов специального назначения, свидетельства на которые выданы 13 мая 2008 года или после этой даты

Кодекс заменен Кодексом ССН 2008 года

 

Резолюция А.534(13)

(Принята 17 ноября 1983 года)

КОДЕКС ПО БЕЗОПАСНОСТИ СУДОВ СПЕЦИАЛЬНОГО НАЗНАЧЕНИЯ
(Кодекс ССН / SPS Code)

 

А

 

АССАМБЛЕЯ,

 

ССЫЛАЯСЬ на статью 16j Конвенции о Международной морской организации, касающуюся функций Ассамблеи в отношении правил, касающихся безопасности на море,

 

ОТМЕЧАЯ, что специализированные типы судов, имеющие необычные конструкцию и эксплуатационные характеристики, могут отличаться от типов обычных торговых судов, подпадающих под действие Международной конвенции по охране человеческой жизни на море 1974 года,

 

ОТМЕЧАЯ ТАКЖЕ, что ввиду специализированного характера работы, выполняемой этими судами, на них имеется персонал, который не относится ни к членам экипажа, ни к пассажирам, определение которых дано в вышеупомянутой Конвенции,

 

ПРИЗНАВАЯ, что суда специального назначения могут требовать определенных стандартов безопасности, дополняющих стандарты безопасности, предусмотренные Конвенцией СОЛАС 1974 года,

 

РАССМОТРЕВ рекомендацию, сделанную Комитетом по безопасности на море на его сорок восьмой сессии,

 

1. ПРИНИМАЕТ Кодекс по безопасности судов специального назначения (КССН), текст которого изложен в Приложении к настоящей резолюции;

 

2. ПРЕДЛАГАЕТ всем заинтересованным правительствам:

 

а) принять соответствующие меры с целью введения Кодекса в действие в возможный кратчайший срок;

 

b) информировать ИМО о мерах, принятых с целью применения Кодекса, а также относительно даты, с которой новые суда специального назначения должны будут отвечать положениям Кодекса.

 

В

 

АССАМБЛЕЯ, приняв Кодекс по безопасности судов специального назначения (КССН),

 

ПРИЗНАВАЯ, что в будущем могут появиться новые типы судов специального назначения или суда специального назначения, имеющие новые конструкцию и/или эксплуатационные характеристики,

 

УПОЛНОМОЧИВАЕТ Комитет по безопасности на море по мере необходимости вносить в Кодекс изменения.

 

Приложение.
КОДЕКС ПО БЕЗОПАСНОСТИ СУДОВ СПЕЦИАЛЬНОГО НАЗНАЧЕНИЯ (КССН)

ПРЕАМБУЛА

 

1. Настоящий Кодекс был разработан с целью установления международного стандарта безопасности для "судов специального назначения" новой постройки, применение которого облегчит эксплуатацию таких судов и обеспечит уровень безопасности для судов и их персонала, равноценный требуемому действующей Международной конвенцией по охране человеческой жизни на море.

 

2. Для целей настоящего Кодекса "судно специального назначения" есть судно валовой вместимостью не менее 500, на борту которого имеется более 12 человек специального персонала, т.е. лиц, выполняющих специальные обязанности, связанные с конкретным эксплуатационным назначением судна, которые предусматриваются сверх числа персонала, необходимого для выполнения обычных обязанностей, связанных с судовождением, эксплуатацией механизмов и техническим обслуживанием судна, или занятого обслуживанием находящихся на борту лиц.

 

3. Поскольку предполагается, что специальный персонал физически здоров, достаточно хорошо знает расположение судна и получил определенную подготовку в отношении действий, связанных с обеспечением безопасности, и по использованию судовых средств обеспечения безопасности, то нет необходимости рассматривать суда специального назначения, на борту которых имеется такой персонал, как пассажирские суда или применять к ним требования, предъявляемые к пассажирским судам.

 

4. При разработке стандартов безопасности для настоящего Кодекса необходимо было учитывать:

 

.1 число имеющегося на борту специального персонала; и

 

.2 конструкцию и размеры рассматриваемого судна.

 

5. Учитывая, что в некоторых ограниченных районах эксплуатации и в отношении некоторых эксплуатационных характеристик применение Кодекса в полном объеме является нецелесообразным, предусмотрена возможность смягчения требований в отношении прибрежного плавания.

 

6. Хотя Кодекс был разработан применительно к новым судам валовой вместимостью 500 и более, Администрации могут рассмотреть вопрос о применении положений Кодекса и к судам меньшей вместимости. Кодекс не содержит определения термина "новое судно", с тем чтобы любая Администрация могла по своему усмотрению установить эффективную дату вступления Кодекса в силу.

 

7. Для облегчения эксплуатации судов специального назначения настоящий Кодекс предусматривает выдачу каждому судну специального назначения свидетельства, называемого Свидетельством о безопасности судна специального назначения. Если судно специального назначения обычно осуществляет международные рейсы, определение которых дано в Конвенции СОЛАС 1974 года, то в дополнение к Свидетельству о безопасности судна специального назначения оно должно иметь по усмотрению Администрации:

 

.1 либо Свидетельство о безопасности пассажирского судна и Свидетельство об изъятии, выдаваемые в соответствии с Конвенцией СОЛАС;

 

.2 либо Свидетельство о безопасности грузового судна и, в необходимых случаях, Свидетельство об изъятии, выдаваемые в соответствии с Конвенцией СОЛАС.

 

ГЛАВА 1
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1

 

Настоящий Кодекс предназначен обеспечить рекомендации в отношении критериев проектирования судов специального назначения, стандартов для их постройки и других мер безопасности для судов специального назначения.

 

  1.2 Применение

 

Кодекс применяется к каждому новому судну специального назначения валовой вместимостью не менее 500. Администрация может также, насколько это целесообразно и практически возможно, применять положения настоящего Кодекса к судам специального назначения валовой вместимостью менее 500.

 

1.3 Определения

 

Для целей настоящего Кодекса применяются приводимые ниже определения. В отношении встречающихся в настоящем Кодексе терминов, определение которых не дано, применяются определения, приведенные в Конвенции СОЛАС 1974 года.

 

1.3.1 Экипаж означает всех имеющихся на борту судна лиц, обеспечивающих судовождение и техническое обслуживание судна, его механизмов, систем и устройств, необходимых для обеспечения движения и безопасного плавания судна, либо обслуживающих других находящихся на борту судна лиц.

 

1.3.2 Пассажир означает всякое лицо, за исключением:

 

.1 капитана и членов экипажа или иных лиц, работающих либо выполняющих на судне какие-либо обязанности, связанные с деятельностью этого судна;

 

.2 ребенка не старше одного года.

 

1.3.3 Специальный персонал означает всех лиц, которые не являются пассажирами либо членами экипажа или детьми не старше одного года и которые находятся на борту в связи со специальным назначением такого судна либо в связи с проведением на борту такого судна специальных работ. В случаях, когда в тексте настоящего Кодекса в качестве параметра встречается число специального персонала, оно должно включать число имеющихся на борту пассажиров, которое не должно превышать 12.

 

1.3.4 Судно специального назначения означает самоходное судно с механическим двигателем, на борту которого в связи с характером его работы имеется более 12 человек специального персонала, включая пассажиров. Суда специального назначения, к которым применяется настоящий Кодекс, включают следующие типы судов:

 

.1 научно-исследовательские, экспедиционные и гидрографические суда;

 

.2 учебные суда;

 

.3 китобазы и рыбопромысловые суда, не занятые ловом;

 

.4 суда, обрабатывающие другие живые ресурсы моря, не занятые ловом;

 

.5 другие суда, в конструктивном и эксплуатационном отношении подобные судам, упомянутым в .1.4, которые, по мнению Администрации, могут быть отнесены к этой группе.

 

1.3.5 Конвенция СОЛАС 1974 года с поправками, если не указано иное, означает Международную конвенцию по охране человеческой жизни на море 1974 года, измененную резолюцией MSC.1(XLV), принятой 20 ноября 1981 года.

 

1.3.6 Прибрежное плавание означает плавание вблизи берегов Администрации, как оно определено этой Администрацией.

 

1.3.7 Длина (L) означает 96% полной длины по ватерлинии, проходящей на высоте, равной 85% наименьшей теоретической высоты борта, измеренной от верхней кромки киля, или длина от передней кромки форштевня до оси баллера руля по той же ватерлинии, если эта длина больше. На судах, спроектированных с дифферентом, ватерлиния, по которой измеряется длина, должна быть параллельна конструктивной ватерлинии. Длина (L) должна измеряться в метрах.

 

1.3.8 Ширина (В) означает наибольшую ширину судна, измеренную на миделе до теоретической линии шпангоута на судах с металлической обшивкой и до наружной поверхности корпуса на судах с обшивкой из другого материала. Ширина (В) должна измеряться в метрах.

 

1.3.9 Проницаемость помещения есть отношение объема этого помещения, который, как предполагается, будет заполнен водой, к полному объему этого помещения.

 

  1.4 Изъятия

 

1.4.1 Судно специального назначения, совершающее прибрежное плавание, может быть освобождено от выполнения любого требования настоящего Кодекса при условии, что оно отвечает требованиям безопасности, которые соответствуют этому ограниченному району эксплуатации.

 

1.4.2 Если судно, которое обычно не эксплуатируется в качестве судна специального назначения, как исключение выполняет разовый рейс в качестве судна специального назначения, оно может быть освобождено Администрацией от выполнения положений настоящего Кодекса при условии, что оно отвечает требованиям безопасности, которые, по мнению Администрации, являются достаточными для совершения такого разового рейса.

 

1.5 Равноценные замены

 

1.5.1 Если Кодексом предписывается применение на судне определенной арматуры, материала, средства, прибора, предмета оборудования или их типа либо проведение каких-либо определенных мер или соблюдение какой-либо процедуры или порядка расположения, Администрация может разрешить применение на этом судне иной арматуры, материала, средства, прибора, предмета оборудования или их типа либо проведение каких-либо иных мер или соблюдение какой-либо иной процедуры или порядка расположения, если она с помощью испытаний или иным образом убедится, что такая арматура, материал, средство, прибор, предмет оборудования или их тип либо какие-либо определенные меры, процедура или порядок расположения являются по меньшей мере такими же эффективными, как и предписываемые Кодексом.

 

1.5.2 Если Администрация разрешает таким образом применение иной арматуры, материала, средства, прибора, предмета оборудования или их типа либо проведение иных мер или соблюдение иной процедуры или порядка расположения, либо новую конструкцию или способ применения, она должна сообщить Организации подробные данные о такой замене вместе с отчетом, содержащим обоснование произведенной замены, с тем чтобы Организация могла разослать их другим правительствам с целью уведомления их должностных лиц.

 

  1.6 Освидетельствования

 

Каждое судно специального назначения подлежит освидетельствованиям, предписанным для грузовых судов, иных чем танкеры, конвенцией СОЛАС 1974 года, измененной Протоколом СОЛАС 1978 года, которые должны охватывать положения настоящего Кодекса.

 

1.7 Выдача свидетельств

 

1.7.1 После проведения освидетельствования в соответствии с 1.6 свидетельство может быть выдано либо Администрацией, либо должным образом на то уполномоченным ею лицом или организацией. В каждом случае Администрация принимает на себя полную ответственность за выдачу свидетельства.

 

1.7.2 Свидетельство должно быть составлено на официальном языке выдающей его страны по форме, соответствующей образцу, приведенному в дополнении к Кодексу. Если свидетельство составлено на языке, который не является ни английским, ни французским, текст свидетельства должен содержать перевод на один из этих языков.

 

1.7.3 Срок действия и действительность свидетельства должны регламентироваться соответствующими положениями Конвенции СОЛАС 1974 года, измененной Протоколом СОЛАС 1978 года, для грузовых судов.

 

1.7.4 Если свидетельство выдается судну специального назначения валовой вместимостью менее 500, такое свидетельство должно содержать указания, касающиеся допускаемого в соответствии с 1.2 объема послаблений.

 

  ГЛАВА 2
 ОСТОЙЧИВОСТЬ И ДЕЛЕНИЕ НА ОТСЕКИ

 

2.1 Остойчивость неповрежденного судна специального назначения длиной менее 100 м должна отвечать положениям резолюции А.167(ES.IV), за исключением случаев, когда другие критерии, указанные в 2.5.2 Руководства по проектированию и постройке морских судов снабжения, могут применяться к судам специального назначения, имеющим аналогичные конструкцию и характеристики. Остойчивость неповрежденного судна специального назначения длиной 100 м и более должна отвечать требованиям Администрации.

 

 2.2 Деление на отсеки и остойчивость поврежденных судов специального назначения, на борту которых имеется свыше 200 человек специального персонала, должны быть достаточными, чтобы отвечать требованиям к живучести, указанным в 2.5, после предполагаемого повреждения борта, размеры которого приведены в 2.3, в местах по длине судна, как указано в 2.2.1 и 2.2.2, при любых состояниях нагрузки. Эти требования должны регламентировать эксплуатационную осадку при любом фактическом состоянии нагрузки, при условии что эта осадка ни в коем случае не превышает осадку, соответствующую минимальному надводному борту, рассчитанному согласно действующей Международной конвенции о грузовой марке.

 

2.2.1 У судна специального назначения, на борту которого имеется не более 50 человек специального персонала, повреждение должно предполагаться в любом месте по его длине между поперечными водонепроницаемыми переборками, установленными на расстоянии друг от друга не менее продольной протяженности повреждения, указанной в 2.3.1, за исключением повреждения, затрагивающего машинное помещение. Судно специального назначения длиной не более 50 м, на борту которого имеется не более 50 человек специального персонала, может быть освобождено от выполнения требований настоящего Кодекса к делению на отсеки при условии, что оно отвечает требованиям безопасности, которые Администрация сочтет соответствующими району эксплуатации этого судна.

 

2.2.2 У судна специального назначения, на борту которого имеется более 50, но не более 200 человек специального персонала, повреждение должно предполагаться в любом месте по его длине между поперечными водонепроницаемыми переборками, установленными на расстоянии друг от друга не менее продольной протяженности повреждения борта, указанной в 2.3.1. У любого такого судна специального назначения длиной 100 м и более предполагаемое повреждение в носовой части должно включать повреждение таранной переборки.

 

2.2.3 Судно специального назначения, на борту которого имеется более 200 человек специального персонала, должно отвечать требованиям к делению на отсеки и аварийной остойчивости, предъявляемым к пассажирскому судну, перевозящему такое число пассажиров.

 

 2.3 С учетом положений настоящего раздела должны приниматься следующие размеры повреждения:

 

2.3.1 Продольная протяженность: 1/3L2/3 или 14,5 м, смотря по тому, что меньше.

 

2.3.2 Поперечная протяженность: В/5 или 11,5 м, смотря по тому, что меньше (измеряемая от борта судна под прямым углом к диаметральной плоскости на уровне летней грузовой ватерлинии).

 

2.3.3 Вертикальная протяженность: от теоретической линии обшивки днища в диаметральной плоскости неограниченно вверх.

 

2.3.4 Если повреждение, размеры которого меньше, чем указано в 2.3.1, 2.3.2 и/или 2.3.3, приводит к более тяжелым последствиям, то такое повреждение должно быть рассмотрено.

 

2.3.5 Если в пределах предполагаемого повреждения расположены трубы, каналы, шахты или туннели, должны быть приняты меры к тому, чтобы не допустить через них дальнейшего затопления путем распространения воды на отсеки, иные чем те, которые рассматриваются как затопленные в каждом отдельном случае повреждения.

 

2.4 Требования 2.2 должны подтверждаться расчетами, учитывающими проектные характеристики судна, расположение, конфигурацию и содержимое поврежденных отсеков, распределение сухого груза, а также распределение, удельный вес и влияние свободных поверхностей жидкостей, и должны основываться на следующих положениях:

 

2.4.1 Проницаемость помещений, которые рассматриваются как поврежденные, должна приниматься равной следующим величинам:

 

Помещения

Проницаемость согласно расчетам,

Предназначенные для груза

но не менее 0,60

Предназначенные для запасов

0,60

Жилые

0,95

Занятые механизмами

0,85

Пустые пространства

0,95

 

2.4.2 Если в результате предполагаемого повреждения нарушается целостность цистерны, необходимо считать, что содержащаяся в ней жидкость полностью вытекает и замещается соленой водой до уровня ватерлинии в конечной стадии затопления.

 

 2.5 Судно может считаться соответствующим требуемому стандарту живучести при соблюдении следующих условий:

 

2.5.1 Аварийная ватерлиния перед спрямлением и/или в процессе его должна быть ниже нижней кромки любого отверстия, через которое может происходить дальнейшее затопление. К таким отверстиям относятся воздушные трубы, вентиляторы и отверстия, закрываемые непроницаемыми при воздействии моря дверями или крышками люков, однако в их число могут не включаться отверстия, закрываемые водонепроницаемыми крышками горловин и палубными иллюминаторами, небольшими водонепроницаемыми крышками люков грузовых танков, обеспечивающими высокую степень непроницаемости палубы, скользящими водонепроницаемыми дверями с дистанционным управлением и иллюминаторами не открывающегося типа.

 

2.5.2 Перед спрямлением угол крена, возникший в результате несимметричного затопления, не должен превышать 20°, а после спрямления он не должен превышать:

 

- 7° в случае затопления пространства между смежными попе речными водонепроницаемыми переборками согласно требованиям 2.2.1 и 2.2.2;

 

- 12° в случае затопления с повреждением таранной переборки согласно требованиям 2.2.2. В особых случаях Администрация может допустить дополнительный крен вследствие несимметричного момента, однако ни в коем случае конечный угол крена не должен превышать 15°

 

2.5.3 Начальная метацентрическая высота судна в конечной стадии затопления в положении статического равновесия в случае симметричного затопления и при прямом положении судна в случае несимметричного затопления, определенная методом постоянного водоизмещения, должна быть не менее 0,05 м перед принятием соответствующих мер с целью увеличения метацентрической высоты.

 

2.5.4 Диаграмма статической остойчивости в конечной стадии затопления должна иметь протяженность участка с положительными плечами, отсчитываемого от положения равновесия, не менее 20°, а максимальное плечо статической остойчивости в пределах этого участка должно быть не менее 100 мм. Незащищенные отверстия не должны погружаться в воду в пределах этого участка диаграммы статической остойчивости, за исключением случаев, когда при расчете аварийной остойчивости соответствующее помещение включается в число затапливаемых помещений. В пределах этого участка может допускаться погружение в воду всех отверстий, перечисленных в 2.5.1, а также других отверстий, которые могут быть водонепроницаемо закрыты.

 

2.5.5 Администрация должна быть убеждена, что в промежуточных стадиях затопления аварийные остойчивость и посадка являются удовлетворительными.

 

2.6 Судно должно быть спроектировано так, чтобы несимметричное затопление было сведено к минимуму с помощью эффективных средств. Средства спрямления судна должны быть, где это практически возможно, автоматически действующими, но в любом случае, если предусмотрены средства управления устройствами перетока, они должны приводиться в действие с мест, расположенных выше палубы переборок. Все такие устройства и средства управления должны быть приемлемыми для Администрации.

 

2.7 Требования правил 9 - 20 и 22 - 25 части В главы II-1 Конвенции СОЛАС 1974 года с поправками должны выполняться следующим образом:

 

.1 правила 9, 12, 14, 18, 19, 22, 23, 24, 25 всеми судами специального назначения в той мере, в какой они применимы;

 

.2 правило 10 судами специального назначения, на борту которых имеется более 50 человек специального персонала;

 

.3 правило 11 судами специального назначения, на борту которых имеется не более 50 человек специального персонала;

 

.4 правила 17 и 20 судами специального назначения, на борту которых имеется более 200 человек специального персонала;

 

.5 правило 15 всеми судами специального назначения, однако Администрация может освободить суда специального назначения длиной не более 50 м от выполнения требований этого правила;

 

.6 правила 13 и 16 не применяются.

 


Купить полный текст документа можно после авторизации

За дополнительной информацией обращайтесь в ООО "Планета Одесса"
Тел. +38 (048) 792-54-36, 050-336-5436 email: rise3info@gmail.com

Home