A.982(24) Пересмотренное Руководство по определению и назначению особо уязвимых морских районов

 

Резолюция A.982(24)

ПЕРЕСМОТРЕННОЕ РУКОВОДСТВО ПО ОПРЕДЕЛЕНИЮ И НАЗНАЧЕНИЮ ОСОБО УЯЗВИМЫХ МОРСКИХ РАЙОНОВ

(Принята 1 декабря 2005 года)

 

Ассамблея,

 

Ссылаясь на статью 15 j) Конвенции о Международной морской организации, касающуюся функций Ассамблеи в отношении правил и руководств, касающихся безопасности на море, предотвращения загрязнения моря с судов и борьбы с ним, а также других вопросов, касающихся воздействия судоходства на морскую среду,

 

Ссылаясь также на резолюцию A.720(17), которой Ассамблея приняла Руководство по назначению особых районов и определению особо уязвимых морских районов и предложила Комитету по защите морской среды и Комитету по безопасности на море проводить обзор Руководства,

 

Ссылаясь далее на резолюцию A.885(21), которой Ассамблея приняла "Процедуры по определению особо уязвимых морских районов и принятию соответствующих защитных мер" и "Поправки к Руководству, содержащемуся в резолюции A.720(17)", а также предложила Комитету по защите морской среды и Комитету по безопасности на море проводить обзор этих Процедур и Руководства,

 

Отмечая резолюцию A.927(22), которой она приняла: а) новое "Руководство по назначению особых районов согласно МАРПОЛ 73/78", изложенное в приложении 1 к этой резолюции, которое заменило главу 2 приложения к резолюции A.720(17), и b) новое "Руководство по определению и назначению особо уязвимых морских районов", изложенное в приложении 2 к этой резолюции, которое заменило главу 3 приложения к резолюциям A.720(17) и A.885(21), и которой она также отменила резолюции A.720(17) и A.885(21) и предложила Комитету по защите морской среды и Комитету по безопасности на море проводить обзор новых Руководств,

 

Вновь подтверждая, что эти Руководства должны осуществляться в соответствии с международным правом,

 

Признавая необходимость уточнить и, если необходимо, усилить некоторые аспекты и процедуры определения и последующего назначения особо уязвимых морских районов и принятия соответствующих защитных мер посредством поправок к Руководству по определению и назначению особо уязвимых морских районов,

 

Рассмотрев рекомендации, сделанные Комитетом по защите морской среды на его пятьдесят третьей сессии:

 

1. Принимает пересмотренное Руководство по определению и назначению особо уязвимых морских районов, изложенное в приложении, которое заменяет Руководство, содержащееся в приложении 2 к резолюции A.927(22);

 

2. Просит Комитет по защите морской среды и Комитет по безопасности на море проводить обзор пересмотренного Руководства;

 

3. Отменяет приложение 2 к резолюции A.927(22).

 

Приложение.

ПЕРЕСМОТРЕННОЕ РУКОВОДСТВО ПО ОПРЕДЕЛЕНИЮ И НАЗНАЧЕНИЮ ОСОБО УЯЗВИМЫХ МОРСКИХ РАЙОНОВ

1. ВВЕДЕНИЕ

 

1.1 Комитет по защите морской среды (КЗМС) Международной морской организации (ИМО) приступил к изучению вопроса об особо уязвимых морских районах (ОУМР) в ответ на резолюцию Международной конференции по безопасности танкеров и предотвращению загрязнения 1978 года. Обсуждения этой концепции, проводившиеся с 1986 по 1991 год, завершились принятием в 1991 году резолюцией A.720(17) Ассамблеи Руководства по назначению особых районов и определению особо уязвимых морских районов. Продолжая направлять усилия на обеспечение более четкого понимания концепций, изложенных в Руководстве, Ассамблея приняла резолюции A.885(21) и A.927(22). В настоящем документе преследуется цель уточнить и, если необходимо, усилить определенные аспекты и процедуры определения и назначения ОУМР и принятия соответствующих защитных мер. В нем излагается пересмотренное Руководство по определению и назначению особо уязвимых морских районов (Руководство, или Руководство по ОУМР).

 

1.2 ОУМР является районом, который требует особой защиты посредством действий со стороны ИМО вследствие его значения по признанным экологическим, социально-экономическим или научным особенностям, если ввиду таких особенностей он может быть уязвимым с точки зрения ущерба, причиняемого в результате международной судоходной деятельности. Во время назначения ОУМР ИМО должна предварительно одобрить или принять соответствующую защитную меру*, которая отвечает требованиям надлежащего юридического документа, вводящего такую меру для предотвращения, уменьшения или устранения угрозы или выявленной уязвимости. Информация о каждом ОУМР, который был назначен ИМО, имеется на сайте www.imo.org.

______________

* Во всем тексте настоящего Руководства термин "соответствующая защитная мера" или "мера" употребляется как в единственном, так и во множественном числе. Важно признать, что проблема выявленной уязвимости может решаться посредством лишь одной или более чем одной соответствующей защитной меры и что поэтому использование данной терминологии в единственном или во множественном числе не следует истолковывать как какое-либо указание на обратное.

 

1.3 Многие международные и региональные документы поощряют защиту районов, важных для сохранения биологического разнообразия, а также других районов большого экологического, культурного, исторического/археологического, социально-экономического или научного значения. Кроме того, эти документы призывают своих участников защищать такие уязвимые районы от ущерба или деградации, в том числе в результате судоходной деятельности.

 

1.4 Целями настоящего Руководства являются следующие:

 

.1 предоставить правительствам-членам ИМО руководящие указания по подготовке и представлению заявлений о назначении ОУМР;

 

.2 обеспечить, чтобы в этом процессе все интересы - будь то интересы прибрежного государства, государства флага, экологических и судоходных сообществ - тщательно рассматривались на основе необходимой научной, технической, экономической и экологической информации о районе, подвергающемся опасности причинения ущерба в результате международной судоходной деятельности, а также о соответствующих защитных мерах для предотвращения, уменьшения или устранения этой опасности; и

 

.3 предусмотреть оценку ИМО таких заявлений.

 

1.5 Определение и назначение любого ОУМР и принятие соответствующих защитных мер требуют рассмотрения трех неотъемлемых компонентов: особых свойств предлагаемого района, уязвимости такого района с точки зрения ущерба в результате международной судоходной деятельности, а также наличия соответствующих защитных мер в рамках компетенции ИМО в целях предотвращения, уменьшения или устранения опасностей, связанных с этой судоходной деятельностью.

2. МЕЖДУНАРОДНАЯ СУДОХОДНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И МОРСКАЯ СРЕДА

 

2.1 Судоходная деятельность может представлять собой экологическую опасность для морской среды в целом и, следовательно, еще в большей степени - для экологически уязвимых районов. Экологические опасности, связанные с судоходством, включают:

 

.1 эксплутационные сбросы;

 

.2 случайное или преднамеренное загрязнение; и

 

.3 физический ущерб морским местам обитания или организмам.

 

2.2 Судоходная деятельность может оказывать отрицательное воздействие на морскую среду и живые ресурсы моря и в результате этой деятельности им может причиняться ущерб. По мере расширения мировой торговли усиливается также судоходная деятельность, в результате чего повышается вероятность отрицательного воздействия и ущерба. В ходе обычной эксплуатации, при авариях и вследствие преднамеренных случаев загрязнения с судов могут сбрасываться самые разнообразные вещества либо непосредственно в морскую среду, либо косвенно - через атмосферу. Такие сбросы включают нефть и нефтесодержащие смеси, вредные жидкие вещества, сточные воды, мусор, вредные твердые вещества, противообрастающие системы, вредные водные и патогенные организмы и даже шум. Кроме того, суда могут причинять вред морским организмам и местам их обитания путем физического воздействия. Такое воздействие может включать разрушение мест обитания, загрязнение противообрастающими системами или другими веществами вследствие посадок на мель, а также столкновения судов с морскими млекопитающими.

3. ПРОЦЕСС НАЗНАЧЕНИЯ ОСОБО УЯЗВИМЫХ МОРСКИХ РАЙОНОВ

 

3.1 ИМО является единственным международным органом, ответственным за назначение районов в качестве особо уязвимых морских районов и принятие соответствующих защитных мер. Заявление о назначении ОУМР и принятии соответствующих защитных мер или поправка к нему могут быть представлены ИМО только правительством-членом. Если два или несколько правительств имеют общий интерес в конкретном районе, они должны сформулировать согласованное предложение*. Предложение должно содержать объединенные меры и процедуры по сотрудничеству между органами власти предлагающих правительств-членов.

______________

* Очевидно, что в Руководстве признается, что заявление о назначении ОУМР может быть представлено одним или несколькими правительствами. Однако для упрощения редактирования во всем тексте будет использоваться слово "правительство", и следует признавать, что этот термин в равной степени применяется к заявлениям, к которым причастно более чем одно правительство.

 

3.2 Правительства-члены, желающие, чтобы ИМО назначила ОУМР, должны представить КЗМС заявление на основе критериев, указанных в разделе 4, предоставить информацию, относящуюся к уязвимости этого района с точки зрения ущерба в результате международной судоходной деятельности, как предусматривается в разделе 5, и включить предлагаемые соответствующие защитные меры, указанные в разделе 6, для предотвращения, уменьшения или устранения выявленной уязвимости. Заявления должны представляться в соответствии с процедурами, изложенными в разделе 7 и правилами представления документов, принятыми ИМО.

 

3.3 Если при подготовке своего документа, содержащего предложение относительно ОУМР, правительству-члену требуется техническая помощь, этому правительству рекомендуется обращаться за такой помощью к ИМО.

    4. ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ, СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ИЛИ НАУЧНЫЕ КРИТЕРИИ ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ОСОБО УЯЗВИМОГО МОРСКОГО РАЙОНА

 

4.1 Нижеследующие критерии применяются к определению ОУМР только в отношении принятия мер по защите таких районов от ущерба или выявленной угрозы ущерба, причиняемого в результате международной судоходной деятельности.

 

4.2 Эти критерии, следовательно, не применяются к определению таких районов с целью установить, должны ли они защищаться от деятельности по сбросам, поскольку подразумевается, что это охватывается Лондонской конвенцией 1972 года (Конвенция по предотвращению загрязнения моря сбросами отходов и других материалов 1972 года) и Протоколом 1996 года к этой Конвенции.

 

4.3 Критерии относятся к ОУМР в пределах и за пределами территориального моря. Они могут использоваться ИМО для назначения ОУМР за пределами территориального моря с целью принятия международных защитных мер против загрязнения и другого ущерба, причиняемого судами. Они могут также использоваться национальными администрациями для определения районов в пределах их территориальных морей, которые могут иметь определенные характеристики, отраженные в критериях, и быть уязвимыми с точки зрения ущерба, причиняемого в результате судоходной деятельности.

 

4.4 Для определения в качестве ОУМР район должен соответствовать по меньшей мере одному из критериев, перечисленных ниже, и должны быть предоставлены информация и подтверждающая документация для установления того, что весь предлагаемый район соответствует по меньшей мере одному из критериев, хотя и не обязательно, чтобы весь район соответствовал только одному этому критерию. Эти критерии могут быть подразделены на три категории: экологические критерии; социальные, культурные и экономические критерии; и научные и образовательные критерии.

 

Экологические критерии

 

4.4.1 Уникальность или редкость. Район или экосистема уникальны, если они являются "единственными в своем роде". Примером являются места обитания редких, находящихся в опасности или под угрозой исчезновения видов, которые встречаются только в одном районе. Район или экосистема являются редкими, если они встречаются лишь в нескольких местах или сильно истощены на всем своем протяжении. Экосистема может простираться за границы стран, приобретая региональное или международное значение. Питомники или некоторые районы нагула, размножения или нереста также могут быть редкими или уникальными.

 

4.4.2 Критическое место обитания. Морской район, который может быть существенно важным для выживания, жизнедеятельности или восстановления запасов рыб либо редких или находящихся под угрозой исчезновения морских видов, либо для поддержания больших морских экосистем.

 

4.4.3 Зависимость. Район, в котором экологические процессы в большой степени зависят от биотически совокупных систем (например, коралловых рифов, зарослей бурых водорослей, мангровых зарослей, покрытых водорослями отмелей). Такие экосистемы часто отличаются большим разнообразием, которое зависит от совокупности организмов. Зависимость также распространяется на пути миграции рыб, пресмыкающихся, птиц, млекопитающих и беспозвоночных.

 

4.4.4 Представительность. Район, который является исключительным и наглядным примером конкретных биологического разнообразия, экосистем, экологических или физиографических процессов, типов сообществ или мест обитания, либо других природных характеристик.

 

4.4.5 Разнообразие. Район, который может отличаться исключительным разнообразием обитающих в нем видов или генетическим разнообразием либо охватывает все богатство экосистем, мест обитания и сообществ.

 

4.4.6 Продуктивность. Район, который отличается особо высокой степенью природной биологической продуктивности. Такая продуктивность является конечным результатом биологических и физических процессов, которые приводят к увеличению биомассы в таких районах, как океанические фронты, районы подъема вод и некоторые круговые течения.

 

4.4.7 Нерестилища или места размножения. Район, который может быть важнейшим нерестилищем, местом размножения или нагула морских видов, которые могут совершать свой дальнейший жизненный цикл в других местах, или признается в качестве путей миграции рыб, пресмыкающихся, птиц, млекопитающих или беспозвоночных.

 

4.4.8 Естественность. Район, который характеризуется относительным отсутствием нарушений или деградации, вызванных деятельностью человека.

 

4.4.9 Целостность. Район, который является биологически функциональным элементом, эффективным и самостоятельным экологическим объектом.

 

4.4.10 Уязвимость. Район, который сильно подвержен разрушительному воздействию природных сил или деятельности людей. Биотические сообщества, связанные с прибрежной средой обитания, могут обладать пониженной сопротивляемостью к изменениям экологических условий или могут существовать на грани допустимых пределов сопротивляемости (например, температура, соленость, степень помутнения или глубина воды). Эти сообщества могут подвергаться таким природным нагрузкам, как штормы или другие природные явления (например, характер циркуляций), благодаря которым в воде или осадках скапливаются вредные вещества, низкая степень смены воды и/или кислородное обеднение. Дополнительная нагрузка может быть вызвана воздействием человека, например, загрязнением и изменением солености. Таким образом, району, уже подвергаемому нагрузке вследствие природных и/или человеческих факторов, может требоваться особая защита от усиления нагрузки, в том числе нагрузки, связанной с международной судоходной деятельностью.

 

4.4.11 Биогеографическая важность. Район, который либо обладает редкими биогеографическими качествами или представлен биогеографическим "типом" или типами, либо отличается уникальными или необычными биологическими, химическими, физическими или геологическими особенностями.

Социальные, культурные и экономические критерии

 

4.4.12 Социальная или экономическая зависимость. Район, в котором качество окружающей среды и использование живых морских ресурсов имеют особое социальное или экономическое значение, включая рыболовство, отдых, туризм, а также средства существования людей, которые зависят от доступа к району.

 

4.4.13 Значение для людей. Район, который имеет особое значение для обеспечения традиционных средств существования или производства пищевых продуктов либо для защиты культурных ресурсов местного населения.

 

4.4.14 Культурное наследие. Район, который имеет особое значение из-за наличия важных исторических и археологических объектов.

 

Научные и образовательные критерии

 

4.4.15 Исследования. Район, который представляет большой научный интерес.

 

4.4.16 Базис для мониторинговых исследований. Район, который обеспечивает достаточные базисные условия в отношении биоты или экологических характеристик, поскольку он не подвергался значительным нарушениям экологического равновесия или в течение длительного периода времени находился в таком состоянии, которое считается естественным или приближенным к естественному.

 

4.4.17 Образование. Район, который дает исключительную возможность демонстрировать особые природные явления.

 

4.5 В некоторых случаях ОУМР может определяться в пределах особого района и наоборот. Следует отметить, что критерии для определения ОУМР и критерии для назначения особых районов не являются взаимоисключающими.

 

   5. УЯЗВИМОСТЬ С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ВОЗДЕЙСТВИЯ МЕЖДУНАРОДНОГО СУДОХОДСТВА

 

5.1 Помимо соответствия по меньшей мере одному из критериев, перечисленных в 4.4, признанные особенности района должны подвергаться опасности, создаваемой международной судоходной деятельностью. К этому относится рассмотрение следующих факторов:

 

Интенсивность судоходства

 

5.1.1 Эксплуатационные факторы - виды морской деятельности (например, небольшие рыболовные суда, небольшие прогулочные суда, нефтяные и газовые платформы) в предлагаемом районе, вследствие которых может снижаться безопасность мореплавания.

 

5.1.2 Типы судов - типы судов, проходящих через район или рядом с ним (например, высокоскоростные суда, крупнотоннажные танкеры или навалочные суда с малой глубиной под килем).

 

5.1.3 Характеристики движения судов - напряженность или плотность движения судов, взаимодействие судов, расстояние от берега или другие навигационные опасности таковы, что повышается опасность столкновения или посадки на мель.

 

5.1.4 Перевозимые вредные вещества - тип и количество веществ на судне, будь то груз, топливо или запасы, которые причинят вред при сбросе их в море.

 

Природные факторы

 

5.1.5 Гидрографические - глубина воды, топография дна и береговой линии, отсутствие ближайших безопасных якорных стоянок и другие факторы, ввиду которых требуется повышенная осторожность плавания.

 

5.1.6 Метеорологические - преобладающие погодные условия, сила и направление ветра, видимость и другие факторы, которые повышают опасность столкновения или посадки на мель, а также опасность причинения ущерба морскому району в результате сбросов.

 

5.1.7 Океанографические - приливные течения, океанические течения, лед и другие факторы, которые повышают опасность столкновения и посадки на мель, а также опасность причинения ущерба морскому району в результате сбросов.

 

5.2 При выдвижении предложения о назначении района в качестве ОУМР и при рассмотрении соответствующих защитных мер для предотвращения, уменьшения или устранения выявленной уязвимости другая информация, которая может быть полезной, включает следующее:

 

.1 любое доказательство того, что международная судоходная деятельность причиняет или может причинить ущерб свойствам предлагаемого района, включая масштаб или опасность потенциального ущерба, степень вреда, в результате которого, как предполагается, может быть причинен ущерб, а также сведения о том, является ли такой ущерб разумно прогнозируемым и имеет ли периодический или совокупный характер;

 

.2 история посадок на мель, столкновений или разливов в районе и любые последствия таких инцидентов;

 

.3 любое отрицательное воздействие на окружающую среду за пределами предлагаемого ОУМР, которое, как предполагается, вызвано изменениями международной судоходной деятельности в результате назначения ОУМР;

 

.4 экологические стрессы, связанные с другими источниками; и

 

.5 любые уже осуществляемые меры и их фактическое или предполагаемое положительное воздействие.

 

 6. СООТВЕТСТВУЮЩИЕ ЗАЩИТНЫЕ МЕРЫ

 

6.1 В контексте настоящего Руководства соответствующие защитные меры в отношении ОУМР ограничиваются действиями, которые должны быть или были одобрены или приняты ИМО, и включают следующие варианты:

 

6.1.1 назначение района в качестве особого района согласно Приложениям I, II или V или района контроля выбросов SOx согласно Приложению VI к Конвенции МАРПОЛ либо применение специальных ограничений по сбросам к судам, эксплуатирующимся в ОУМР. Процедуры и критерии по назначению особых районов содержатся в Руководстве по назначению особых районов, изложенном в приложении 1 к резолюции A.927(22) Ассамблеи. Критерии и процедуры назначения районов контроля выбросов SOx содержатся в дополнении 3 к Приложению VI к Конвенции МАРПОЛ;

 

6.1.2 принятие мер по установлению путей движения судов и систем судовых сообщений вблизи района или в его пределах согласно Международной конвенции по охране человеческой жизни на море (Конвенция СОЛАС) и в соответствии с Общими положениями об установлении путей движения судов и Руководством и критериями по системам судовых сообщений. Например, ОУМР может быть назначен в качестве района, которого следует избегать, или он может защищаться посредством других мер по установлению путей движения судов или систем судовых сообщений; и

 

6.1.3 разработка и принятие других мер, направленных на защиту конкретных морских районов от экологического ущерба, причиняемого судами, при условии что они имеют установленную юридическую основу.

 

6.2 Следует также рассматривать возможность того, что район включен в Список всемирного наследия, объявлен биосферным заповедником или включен в перечень районов международного, регионального или национального значения, либо рассмотреть, является ли уже район объектом таких природоохранных действий или соглашений на международном, региональном или национальном уровнях.

 

6.3 В некоторых обстоятельствах предлагаемый ОУМР может включать в свои границы буферную зону - другими словами, район, прилежащий к конкретному объекту на данном участке (основной район), в отношении которого требуется особая защита от судоходства. Однако необходимость такой буферной зоны должна быть обоснована с точки зрения того, каким образом она будет непосредственно способствовать надлежащей защите основного района.

 

 7. ПРОЦЕДУРЫ ПО НАЗНАЧЕНИЮ ОСОБО УЯЗВИМЫХ МОРСКИХ РАЙОНОВ И ПРИНЯТИЮ СООТВЕТСТВУЮЩИХ ЗАЩИТНЫХ МЕР

 

7.1 Заявление о назначении ОУМР должно содержать предложение о соответствующей защитной мере, которую предлагающее правительство-член намеревается представить соответствующему органу ИМО. Если, согласно какому-либо документу ИМО, мера еще не предусмотрена, в предложении должны излагаться шаги, которые предлагающее правительство-член предприняло или предпримет, с тем чтобы ИМО одобрила или приняла эту меру в соответствии с установленной юридической основой (см. пункт 7.5.2.3).

 

7.2 В качестве альтернативы, если никакая новая соответствующая защитная мера не предлагается, так как для защиты района уже существуют связанные с ним меры ИМО, в заявлении должны быть указаны угроза причинения ущерба или причиняемый ущерб району в результате международной судоходной деятельности и должно быть


Купить полный текст документа можно после авторизации

За дополнительной информацией обращайтесь в ООО "Планета Одесса"
Тел. +38 (048) 792-54-36, 050-336-5436 email: rise3info@gmail.com

Home