A.927(22) Руководство по назначению особых районов согласно МАРПОЛ-73/78 и Руководство по определению и назначению особо уязвимых морских районов

Отменена резолюцией A.1087(28)

 

Резолюция А.927(22)

РУКОВОДСТВО ПО НАЗНАЧЕНИЮ ОСОБЫХ РАЙОНОВ СОГЛАСНО МАРПОЛ-73/78 И РУКОВОДСТВО ПО ОПРЕДЕЛЕНИЮ И НАЗНАЧЕНИЮ ОСОБО УЯЗВИМЫХ МОРСКИХ РАЙОНОВ

(принята 29 ноября 2001 г.)

 

Приложение 2.
РУКОВОДСТВО ПО ОПРЕДЕЛЕНИЮ И НАЗНАЧЕНИЮ ОСОБО УЯЗВИМЫХ РАЙОНОВ МОРЯ

отменено документом
A.982(24) Пересмотренное Руководство по определению и назначению особо уязвимых морских районов

 

АССАМБЛЕЯ,

 

ССЫЛАЯСЬ на статью 15(j) Конвенции о Международной морской организации, касающуюся функций Ассамблеи в отношении правил и руководств, касающихся безопасности на море, предотвращения и контроля загрязнения моря с судов и других вопросов относительно воздействия судоходства на морскую среду;

 

ССЫЛАЯСЬ ТАКЖЕ на резолюцию А.720(17), которой Ассамблея приняла Руководство по назначению особых районов и определению особо уязвимых районов моря и обратилась с просьбой к Комитету по защите морской среды и к Комитету по безопасности на море держать Руководство под контролем,

 

ССЫЛАЯСЬ ДАЛЕЕ на резолюцию А.885(21), которой Ассамблея приняла Процедуры определения особо уязвимых районов моря и принятие соответствующих защитных мер, на поправки к Руководству, содержащемуся в резолюции А.720(17), а также на свое обращение к Комитету по защите морской среды и Комитету по безопасности на море держать упомянутое Руководство под контролем,

 

ПРИЗНАВАЯ необходимость приведения Руководства на уровень современности и упрощения его для разъяснения процедур назначения особых районов согласно МАРПОЛ-73/78 и для определения и последующего назначения особо уязвимых районов моря, а также для принятия соответствующих защитных мер,

 

РАССМОТРЕВ рекомендации, выработанные Комитетом по защите морской среды на его 46 сессии:

 

1. ПРИНИМАЕТ:

 

a) новое Руководство по назначению особых районов согласно МАРПОЛ-73/78, изложенное в Приложении 1, которое заменяет главу 2 Приложения к резолюции Ассамблеи А.720(17); и

 

b) новое Руководство по определению и назначению особо уязвимых районов моря, изложенное в Приложении 2, которое заменяет главу 3 Приложения к резолюциям Ассамблеи А.720(17) и А.885(21);

 

2. РЕКОМЕНДУЕТ правительствам применять новые руководства при направлении предложений по назначению особых районов согласно МАРПОЛ-73/78 или определению особо уязвимых районов моря;

 

3. ПРОСИТ Комитет по защите морской среды и Комитет по безопасности на море держать Руководство под контролем; и

 

4. ОТМЕНЯЕТ резолюции А.720(17) и А.885(21).

 

 

 Приложение 1.

РУКОВОДСТВО ПО НАЗНАЧЕНИЮ ОСОБЫХ РАЙОНОВ СОГЛАСНО МАРПОЛ-73/78

 

1. ВВЕДЕНИЕ

 

Цель настоящего Руководства — обеспечить Договаривающиеся Стороны Международной конвенции по предотвращению загрязнения с судов (МАРПОЛ-73/78) руководящим документом в отношении формулирования и предоставления запроса о назначении особых районов согласно Приложениям I, II и V Конвенции. Настоящее Руководство обеспечивает также, чтобы на соответствующей научной, технической, экономической информации, а также на информации об окружающей среде подробно рассматривались все интересы (прибрежного государства, государства флага судна, защитников окружающей среды и судоходства), а также чтобы Международной морской организацией предоставлялась оценка такого запроса. Договаривающиеся Стороны должны также учитывать применимые положения Приложений I, II и V Конвенции и выполнять их.

 

2. ЗАЩИТА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ ОСОБЫХ РАЙОНОВ СОГЛАСНО МАРПОЛ-73/78

 

Общие положения

 

2.1 В Приложениях I, II и V Конвенции МАРПОЛ-73/78 определенные морские районы определяются как особые районы в связи с типом загрязнения, охватываемым каждым Приложением. Особый район определен как "морской район, в котором, по признанным техническим причинам, относящимся к его океанографическим и экологическим условиям и специфике судоходства в районе, необходимо принятие особых обязательных методов предотвращения загрязнения моря нефтью, вредными жидкими веществами или мусором - в зависимости от того, что применимо". Согласно Конвенции, эти особые районы обеспечиваются более высоким уровнем защиты, чем другие морские районы.

 

2.2 Особый район может охватывать морские районы нескольких государств или даже полностью закрытый или полузакрытый район. Во избежание необоснованного распространения таких районов, назначение особого района должно основываться на характеристиках, перечисленных в пунктах 2.3—2.6.

 

Критерии назначения особого района

 

2.3 Критерии, которых должно быть достаточно для присвоения району статуса особого района, делятся на три категории:

 

- океанографические условия;

 

- экологические условия; и

 

- характеристики судоходства.

 

Обычно информация по каждой категории представляется в предложении о назначении. Дополнительно также может быть рассмотрена информация, не вписывающаяся в рамки вышеупомянутых категорий.

 

Океанографические условия

 

2.4 Районы, в которых океанографические условия могут быть причиной концентрации или сохранения вредных веществ в воде или в отложениях, включая:

 

.1 особые типы циркуляции (например, зоны конвергенции и круговой циркуляции) или температуру и стратификацию солености;

 

.2 длительное существование, вызванное слабым водообменом;

 

.3 экстремальную ледовую обстановку; и

 

.4 неблагоприятные ветровые условия.

 

Экологические условия

 

2.5 Условия, указывающие на то, что необходима защита района от вредных субстанций для сохранения:

 

.1 уже исчезающих морских видов или подвергающихся опасности или угрозе уничтожения;

 

.2 районов с высокой природной продуктивностью (таких как фронты, районы с выходом подземных вод на поверхность, водовороты);

 

.3 нерестилищ гнездовий и питомников для важных морских существ и районов, являющихся миграционными путями для морских птиц и млекопитающих;

 

.4 редких или хрупких экосистем, таких как коралловые рифы, мангровые заросли, слои морских водорослей и водно-болотистые угодья; и

 

.5 критических ареалов для морских ресурсов, рыбных косяков в том числе, и/или районов, крайне важных для поддержания обширных морских экосистем.

 

Характеристики судоходства

 

2.6 Морской район используется судами в такой степени, что существующие океанографические и экологические условия в районе таковы, что сбросы вредных веществ судами недопустимы при их эксплуатации в соответствии с требованиями МАРПОЛ-73/78 для районов, иных чем особые районы.

 

Выполнение

 

2.7 Требования в отношении присвоения району статуса особого района могут быть эффективны только в случае обеспечения судов приемными устройствами, соответствующими положениям МАРПОЛ-73/78.

 

Другие параметры для рассмотрения

 

2.8 Усилить аргумент для присвоения району статуса особого района может угроза привлекательности для отдыха, возникающая при сбросах вредных веществ судами при их эксплуатации в соответствии с требованиями МАРПОЛ-73/78 для районов, иных чем особые районы.

 

2.9 Следует принимать во внимание атмосферные осадки и степень, в которой морской район подвергается влиянию других источников загрязнения, таких как загрязнение от находящихся на суше источников, захоронений мусора и свалок грунта, образовавшихся в результате проведения дноуглубительных работ. Предложения должны быть обоснованы, если уже принимались или будут приняты меры по предотвращению, снижению загрязнения и управлению загрязнением морской окружающей среды этими источниками загрязнения.

 

2.10 Обсуждение должно вестись настолько, насколько режим управления используется в этом районе. Предложения для присвоения району статуса особого района должны обосновываться, если уже принимались меры по управлению ресурсами района.

 

3. ПРОЦЕДУРЫ ПРИСВОЕНИЯ РАЙОНУ СТАТУСА ОСОБОГО РАЙОНА

 

3.1 Предложение о присвоении конкретному морскому району статуса особого района должно представляться в Комитет по защите морской окружающей среды (КЗМС) для рассмотрения в соответствии с правилами, принятыми ИМО для представления документов.

 

3.2 Предложение о присвоении морскому району статуса особого района должно содержать:

 

.1 проект поправок к МАРПОЛ-73/78 как формальное основание для присвоения статуса; и

 

.2 основополагающий документ, включающий всю соответствующую информацию с обоснованием необходимости присвоения статуса особого района.

 

3.3 Основополагающий документ должен содержать следующую информацию:

 

.1 определение района, которому предлагается присвоить статус особого района, с его точными географическими координатами. Важным является указание на конкретную карту.

 

.2 тип предлагаемого особого района. Предложения могут быть представлены одновременно с предложением относительно Приложений I, II и V к МАРПОЛ-73/78, но предложения по каждому Приложению должны представляться и оцениваться отдельно;

 

.3 общее описание района, включая информацию относительно:

 

— океанографии

 

— экологических характеристик

 

— социального и экономического значения

 

— научного и культурного значения

 

— давления на окружающую среду, оказываемого загрязнением с судов

 

— других источников воздействия на окружающую среду

 

— уже принятых мер, направленных на защиту района

 

Это общее описание может подкрепляться приложениями, содержащими более подробный материал, или ссылками на легкодоступные документы;

 

.4 анализ того, каким образом обсуждаемый морской район удовлетворяет представленным в пунктах 2.32.6 критериям для присвоения ему статуса особого района;

 

.5 информация о наличии адекватных приемных устройств в районе, предложенном для присвоения ему статуса особого района.

 

3.4 Официальная процедура внесения поправок, применимая к предложениям о присвоении районам статуса особых, представлена в статье 16 МАРПОЛ-73/78.

 

Подробные требования к сбросам

 

3.5 Подробные требования, касающиеся сбросов в соответствии с Приложениями I, II и V к МАРПОЛ-73/78, представлены в последней версии действующей Конвенции.

 

 Приложение 2.

РУКОВОДСТВО ПО ОПРЕДЕЛЕНИЮ И НАЗНАЧЕНИЮ ОСОБО УЯЗВИМЫХ РАЙОНОВ МОРЯ

 

1. ВВЕДЕНИЕ

 

1.1 Комитет по защите морской окружающей среды (КЗМС) Международной морской организации (ИМО), реагируя на резолюцию Международной конференции по безопасности танкеров и предотвращению загрязнения 1978 года, начал изучение вопроса об особо уязвимых районах моря (ОУРМ). Дискуссия по этому вопросу, продолжавшаяся с 1986 по 1991 год, нашла свое отражение в принятии в 1991 г. резолюцией Ассамблеи А.720(17) Руководства для назначения особых районов и определения особо уязвимых районов моря. Процедуры, включенные в этот документ, были в дальнейшем детально проработаны, и в 1999 г. Ассамблеей была принята резолюция А.885(21). Прилагая, впоследствии, усилия по обеспечению более ясного понимания вопроса, изложенного в руководстве, КЗМС решил разделить упомянутое Руководство по назначению особых районов и определению особо уязвимых районов моря на два документа. Данный документ представляет собой Руководство по назначению и определению ОУРМ.

 

1.2 ОУРМ — район, нуждающийся в особой защите со стороны ИМО, из-за его значимости по признанным причинам экологического, социально-экономического или научного характера, который может быть уязвимым под воздействием со стороны международной деятельности на море. Для того чтобы район получил статус ОУРМ, он должен отвечать критериям, перечисленным ниже в разделе 4. Так, в 2001 г. двум районам ИМО присвоила статус ОУРМ: району Большого Барьерного рифа (МЕРС.44(30) и Архипелагу Сабана-Камагуэй (МЕРС.74(40). Подробная информация об этих районах представлена в Дополнении.

 

1.3 Многие международные и региональные инструменты способствуют защите районов, важных с точки зрения биологического разнообразия, а также других районов, имеющих большое значение с точки зрения экологической, культурной, исторической/археологической, социально-экономической или научной. Они призывают свои Стороны обеспечивать защиту таких районов от влияния различных видов деятельности, включая судовые операции, которые могут снижать их ценность.

 

1.4 Цели настоящего Руководства:

 

a) обеспечить государства-члены ИМО руководством в отношении формулирования и представления запроса о назначении ОУРМ;

 

b) обеспечить, чтобы при этом тщательно рассматривались все интересы (прибрежного государства, государства флага судна, защитников окружающей среды и судоходства), основываясь на соответствующей научной, технической информации и информации об окружающей среде в отношении района, подвергающегося риску или вредному воздействию от международной деятельности на море, обеспечить также защитные меры по сведению к минимуму этого риска; и

 

c) предоставлять эти факты для оценки таких запросов Международной морской организацией.

 

1.5 Определение любого ОУРМ и принятие соответствующих защитных мер требует рассмотрения трех неотъемлемых составляющих: конкретных условий окружающей среды района, подлежащего определению; уязвимости такого района в отношении воздействий со стороны международной деятельности на море; и компетентности ИМО в обеспечении соответствующих защитных мер для этого района в отношении рисков от этой деятельности на море.

 

2. МЕЖДУНАРОДНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, СВЯЗАННАЯ С СУДОХОДСТВОМ И МОРСКАЯ ОКРУЖАЮЩАЯ СРЕДА

 

2.1 Деятельность, связанная с судоходством, может приносить ущерб морской окружающей среде в общем, и в большей степени — уязвимым, с точки зрения окружающей среды и/или экологии, районам. Угрозу для окружающей среды, в связи с судоходством, могут представлять:

 

а) эксплуатационные сбросы;

 

b) случайное или намеренное загрязнение; и

 

c) физическая угроза морской среде обитания или организмам.

 

2.2 При проведении обычных операций и при происшествиях множество веществ может быть сброшено с судов непосредственно в морскую окружающую среду или опосредованно через атмосферу. Такие поллютанты включают: нефть, нефтесодержащие смеси, вредные жидкие вещества, сточные воды, мусор, вредные твердые вещества, предохраняющие от обрастания краски, чужеродные организмы и даже шум. Многие из этих веществ могут отрицательно влиять на морскую окружающую среду и на живые ресурсы моря. Ущерб окружающей среде может быть нанесен поллютантами вследствие происшествий с судами. Кроме того, вред морским организмам и среде их жизнедеятельности могут причинить суда физическим воздействием. Среда жизнедеятельности может быть повреждена при посадке судна на мель; известны случаи, когда большие морские млекопитающие, такие как киты, гибли от столкновений с судами.

 

3. ПРОЦЕСС НАЗНАЧЕНИЯ ОСОБО УЯЗВИМЫХ РАЙОНОВ

 

3.1 ИМО является единственным международным органом, ответственным за присвоение районам статуса особо уязвимых районов моря. Запрос в ИМО о назначении ОУРМ и принятии соответствующих защитных мер или поправок к ним может быть направлен только предлагающим правительством-членом ИМО. Там, где два или более правительства имеют общий интерес в конкретном районе, они должны сформулировать согласованное предложение. Предложение должно включать комплекс мер и процедур по сотрудничеству между юрисдикциями предлагающих правительств-членов.

 

3.2 Правительства-члены, желающие иметь ОУРМ, назначенные ИМО, должны представлять в КЗМС запрос на основе критериев, изложенных в разделе 4, и предложенные соответствующие защитные меры, как это изложено в разделе 6. Запросы должны представляться в соответствии с процедурами, приведенными ниже в разделе 7, а также в соответствии с принятыми в ИМО правилами для представления документов.

 

   4. ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ, СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ИЛИ НАУЧНЫЕ КРИТЕРИИ ДЛЯ ПРИСВОЕНИЯ РАЙОНУ СТАТУСА ОСОБО УЯЗВИМОГО РАЙОНА МОРЯ

 

4.1 Следующие критерии применяются для определения ОУРМ только с целью принятия мер для защиты таких районов от угрозы, возникающей в результате международной деятельности, связанной с судоходством.

 

4.2 Поэтому эти критерии не применяются к процессу идентификации таких районов с целью определения того, должны ли они быть защищены от захоронения в море, поскольку этот вопрос охватывается Лондонской конвенцией 1972 г. (Конвенцией по предотвращению загрязнения моря сбросами отходов и других материалов) и Протоколом 1996 г. к этой Конвенции.

 

4.3 Критерии касаются ОУРМ в пределах и за пределами территориального моря. Они могут использоваться ИМО для назначения ОУРМ за пределами территориального моря с целью принятия на международном уровне защитных мер в отношении загрязнения и другой угрозы, исходящей от судов. Они также могут использоваться национальными администрациями для определения ОУРМ в пределах их территориальных вод.

 

4.4 Для того чтобы получить статус ОУРМ, район должен удовлетворять по крайней мере одному из критериев, перечисленных ниже, и должен быть подвержен риску от деятельности, связанной с судоходством, с учетом факторов, перечисленных в разделе 5.

 

Экологические критерии

 

4.4.1 Уникальность или редкость — Экосистема может быть уникальной или редкой. Район или экосистема считаются уникальными, если являются "единственными в своем роде". Примером является подвергаемая какому-то риску среда обитания исчезающих редких организмов, живущих только в этом районе. Район или экосистема считаются редкими, если они существуют только в небольшом количестве мест района или если какие-то ресурсы района в значительной степени исчерпаны. Экосистема может простираться за пределы границ страны и имеет региональное или международное значение. Питомники или некоторые районы, являющиеся кормовой базой, также могут быть редкими или уникальными.

 

4.4.2 Критическая среда обитания — Морской район может быть критической средой обитания для рыбных косяков или для редких или находящихся под угрозой уничтожения видов морской флоры и фауны, или районом особой важности для поддержки больших морских экосистем.

 

4.4.3 Зависимость — Экологические процессы в таких районах в значительной степени зависят от структурированных по биотам систем (например, коралловых рифов, зарослей бурых водорослей, мангровых зарослей, заросших водорослями грунтов). Такие структурированные по биотам системы часто отличаются большим разнообразием, которое зависит от формирующих структуру организмов. Зависимость также распространяется на районы, являющиеся путями миграции морской рыбы, рептилий, птиц и млекопитающих.

 

4.4.4 Типичность — В этих районах представлены особо характерные экологические процессы или типы общностей, типы среды обитания или другие природные характеристики. Типичность — есть степень, в которой район представляет тип среды обитания, экологический процесс, биологическую общность, физиографическую особенность или другую природную характеристику.

 

4.4.5 Разнообразие — В этих районах широко представлены виды или генетическое разнообразие, эти районы включают разнообразные экосистемы, типы среды обитания или общностей. Однако этот критерий не может применяться к упрощенным экосистемам, таким как недавно образованные сообщества, климаксовые сообщества или районы, оказавшиеся под воздействием разрушающих сил, такие как берега, открытые воздействию волн большой разрушительной силы.

 

4.4.6 Продуктивность — В районе — высокая биологическая продуктивность. Продуктивность — конечный результат биологических и физических процессов, выражающихся в увеличении биомассы в районах с высокой природной продуктивностью, таких как океанические фронты, районы с выходом подземных вод на поверхность и некоторые водовороты.

 

4.4.7 Нерестилища или гнездовья — Район может быть нерестилищем, гнездовьем или питомником для морских существ, которые проводят остаток своего жизненного цикла где-нибудь в другом месте, или же район может быть путем миграции птиц или морских млекопитающих.

 

4.4.8 Естественность — Район характеризуется высокой степенью

 


Купить полный текст документа можно после авторизации

За дополнительной информацией обращайтесь в ООО "Планета Одесса"
Тел. +38 (048) 792-54-36, 050-336-5436 email: rise3info@gmail.com

Home