A.742(18) Порядок проведения контролям за выполнением эксплуатационных требований в отношении безопасности судов и предотвращения загрязнения

Отменена резолюцией A.787(19)

  Резолюция А.742(18)

  ПОРЯДОК  ПРОВЕДЕНИЯ  КОНТРОЛЯМ  ЗА  ВЫПОЛНЕНИЕМ ЭКСПЛУАТАЦИОННЫХ  ТРЕБОВАНИЙ  В  ОТНОШЕНИИ БЕЗОПАСНОСТИ  СУДОВ  И  ПРЕДОТВРАЩЕНИЯ  ЗАГРЯЗНЕНИЯ

(Принята 4 ноября 1993 года)

 

 

АССАМБЛЕЯ,

 

ссылаясь на пункт "j" статьи 15 Конвенции о Международной морской организации, касающийся функций Ассамблеи в отношении правил и руководств, касающихся безопасности на море, а также предотвращения загрязнения моря с судов и борьбы с ним,

80

ССЫЛАЯСЬ также на резолюцию А.596(15), которой она обратилась к Комитету по безопасности на море с просьбой разработать в срочном порядке руководство, там, где это уместно, касающееся методов управления на борту судна и судном с берега, и на свое решение включить в программу работы Комитета по безопасности на море и Комитета по защите морской среды пункт о методах управления на борту судна и судном с берега для безопасной эксплуатации судов и предотвращения загрязнения моря, соответственно,

 

ССЫЛАЯСЬ далее на резолюцию А.680(17) о Руководстве ИМО по методам управления для безопасной эксплуатации судов и предотвращения загрязнения, которой она предложила всем правительствам рекомендовать лицам, ответственным за эксплуатацию судов, принимать соответствующие меры для разработки, осуществления и оценки методов управления безопасностью и предотвращением загрязнения в соответствии с относящимся к ней руководством,

 

ОТМЕЧАЯ резолюцию А.481(XII), которой она одобрила принципы безопасного укомплектования судов экипажами, включая руководство по применению этих принципов,

 

ОТМЕЧАЯ также резолюции А.466(XII), А.542(13) и МЕРС.26(23), содержащие порядок проведения контроля за судами государствами порта по вопросам, связанным с безопасностью на море и предотвращением загрязнения моря, соответственно,

 

ОТМЕЧАЯ далее, что с целью обеспечения правовой основы для проведения контроля государства порта за соблюдением эксплуатационных требований Комитет по безопасности на море разработал поправки к Международной конвенции по охране человеческой жизни на море (СОЛАС) 1974 года, а Комитет по защите морской среды разработал поправки к Международной конвенции по предотвращению загрязнения с судов 1973 года, измененной Протоколом 1978 года к ней (МАРПОЛ 73/78), и что предлагаемые поправки представлены   Конференции Договаривающихся правительств Конвенции СОЛАС, проведение которой запланировано на май 1994 года, а также предлагаемые поправки к Конвенции МАРПОЛ 73/78 представлены Конференции Сторон Конвенции МАРПОЛ, проведение которой запланировано на октябрь/ноябрь 1994 года, для рассмотрения и принятия,

 

СОЗНАВАЯ, что вышеупомянутые резолюции о порядке проведения контроля за судами не обращаются прямым образом к вопросу о влиянии человеческого фактора как на безопасность на море, так и на предотвращение загрязнения моря,

 

ПРИЗНАВАЯ тесную взаимосвязь между человеческим фактором и безопасной эксплуатацией судов и предотвращением загрязнения моря,

 

ПРИЗНАВАЯ также необходимость для государств порта не только контролировать постоянное соблюдение применимых стандартов безопасности на море и предотвращения загрязнения в том, что касается иностранных судов в их портах, но также стремиться оценить компетентность экипажей судов в отношении эксплуатационных требований, касающихся их обязанностей, особенно в том, что касается пассажирских судов и судов, которые могут представлять особую опасность,

 

ПРИЗНАВАЯ, что усилия государств порта в этих областях содействуют повышению безопасности на море и предотвращению загрязнения моря,

 

ПРИЗНАВАЯ далее, что резолюция А.681(17) предлагает Комитету по безопасности на море и Комитету по защите морской среды разработать далее и распространить в срочном порядке более подробное руководство по проведению контроля за выполнением эксплуатационных требований в отношении безопасности судов и предотвращения загрязнения,

 

РАССМОТРЕВ рекомендации, сделанные Комитетом по безопасности на море на его шестьдесят второй сессии и Комитетом по защите морской среды на его тридцать четвертой сессии,

 

1. постановляет, что в тех случаях, как это определено в приложении к настоящей резолюции, когда имеются очевидные основания полагать, что лица командного состава и экипаж не знают необходимого порядка проведения контроля на борту судна, следует расширить контроль государства порта путем включения проверки выполнения эксплуатационных требований в отношении безопасности судов и предотвращения загрязнения,

 

2. принимает Порядок проведения контроля за выполнением эксплуатационных требований в отношении безопасности судов и предотвращения загрязнения, изложенный в приложении к настоящей резолюции, вместе с Руководством по проведению контроля за выполнением эксплуатационных требований в отношении безопасности судов и предотвращения загрязнения, изложенным в дополнении к приложению к настоящей резолюции,

 

3. просит Комитет по безопасности на море и Комитет по защите морской среды:

 

a) рассмотреть вопрос об объединении настоящей резолюции с резолюциями и рекомендациями о контроле государства порта, перечисленными в пункте  4 приложения к настоящей резолюции; и

 

b) периодически пересматривать Порядок проведения контроля и Руководство в свете приобретенного опыта;

 

4. предлагает правительствам при проведении контроля государства порта применять вышеупомянутые Порядок и Руководство, а также предоставлять Организации информацию относительно их применения;

 

5. просит Генерального секретаря рассылать, когда это необходимо, обновленную информацию, предоставляемую правительствами;

 

6. отменяет резолюцию А.681(17).

 

  Приложение. 

ПОРЯДОК  ПРОВЕДЕНИЯ  КОНТРОЛЯ  ЗА  ВЫПОЛНЕНИЕМ ЭКСПЛУАТАЦИОННЫХ  ТРЕБОВАНИЙ  В  ОТНОШЕНИИ БЕЗОПАСНОСТИ  СУДОВ  И  ПРЕДОТВРАЩЕНИЯ  ЗАГРЯЗНЕНИЯ

 

  1. ВВЕДЕНИЕ

 

1.1 Договаривающиеся правительства и Стороны Международной конвенции по охране человеческой жизни на море с поправками (СОЛАС 74), Международной конвенции по предотвращению загрязнения с судов 1973 года, измененной Протоколом 1978 года к ней (МАРПОЛ 73/78), и Международной конвенции о подготовке и дипломировании моряков и несении вахты 1978 года (ПДНВ 1978 г.) взяли на себя обязательство ввести в действие положения этих Конвенций для обеспечения того, чтобы, с точки зрения безопасности человеческой жизни, судно было пригодно для того вида эксплуатации, для которого оно предназначено, а также для предотвращения загрязнения морской среды в результате сброса вредных веществ.

 

1.2 Обязанность обеспечить достижение этих целей в отношении любого конкретного судна лежит в первую очередь на Администрации государства флага. В настоящем документе не делается никакой попытки предписать Администрациям какие-либо указания на этот счет.

 

1.3 Правило 19 главы I Конвенции СОЛАС 74, статья 5 Конвенции МАРПОЛ 73/78 и статья Х Конвенции ПДНВ 1978 года предусматривают, чтобы контроль за иностранными судами осуществлялся должностными лицами, надлежащим образом уполномоченными Договаривающимися правительствами или Сторонами, в зависимости от случая.

 

1.4 Аварии пассажирских судов и судов, перевозящих вредные вещества, выдвинули на первый план необходимость надлежащих эксплуатационных стандартов и осуществляемых на борту судна процедур. Эти стандарты и процедуры имеют отношение в первую очередь к государствам флага, однако для некоторых Администраций может оказаться затруднительным осуществлять полный и постоянный контроль за судами, имеющими право плавать под их флагом, поскольку определенные обязательства, такие как груз, который перевозит судно, и степень ознакомления экипажа с судном, могут полностью измениться за время между двумя последующими проверками государства флага, а также в связи с тем, что некоторые суда не делают регулярных заходов в национальные порты государства флага.

 

1.5 При выполнении своих обязательств по контролю власти государства порта проводят инспекции иностранных судов в своих портах для проверки действительности свидетельств и документов. При отсутствии действительных свидетельств или документов или если имеются очевидные основания полагать, что состояние судна или его оборудования либо его экипаж не отвечают в значительной степени требованиям соответствующего документа, может проводиться более тщательная проверка. Из этого следует, что, поскольку государства порта проявляют законный интерес к обеспечению безопасности пассажиров и экипажа на борту иностранных судов, заходящих в их порты, и в защите окружающей среды, им необходимо включать в порядок проведения контроля проверку соблюдения на судне эксплуатационных требований.

 

1.6 В этом контексте "очевидные основания" для применения соответствующего порядка проведения контроля за выполнением эксплуатационных требований означают:

 

.1 факты эксплуатационных недостатков, обнаруженных во время проведения контроля государством порта в соответствии с Конвенциями СОЛАС 74, МАРПОЛ 73/78 и ПДНВ 1978 г.;

 

.2 факты выполнения грузовых и других операций без соблюдения безопасности или не в соответствии с руководствами ИМО;

 

.3 случаи инцидентов с судном ввиду несоблюдения эксплуатационных требований;

 

.4 факты, выявленные в результате наблюдения на учениях по борьбе с пожаром и по оставлению судна, свидетельствующие, что экипаж не знает необходимых процедур;

 

.5 отсутствие содержащего последние требования расписания по тревогам;

 

.6 указания на то, что члены экипажа, работающие на руководящих должностях, не могут общаться между собой или с другими лицами на борту судна.

 

1.7 Ничто в настоящем порядке не должно быть истолковано как ограничение прав любого Договаривающегося правительства или Стороны принимать меры в пределах своей юрисдикции в отношении любого вопроса, к которому относятся СОЛАС 74, МАРПОЛ 73/78 и ПДНВ 1978 г.

 

1.8 При проведении контроля за соблюдением эксплуатационных требований должны приниматься все возможные меры во избежание необоснованного задержания или задержки судна. В случае же необоснованного задержания судно должно иметь право на возмещение любых понесенных в связи с этим убытков или потерь в соответствии с процедурами, установленными государством порта. В случае возникновения спора бремя доказывания обоснованности задержки судна возлагается на государство порта.

 

1.9 В настоящем документе излагается порядок и руководство по проведению контроля за выполнением эксплуатационных требований в отношении всех судов согласно СОЛАС 74, МАРПОЛ 73/78 и ПДНВ 1978 г.

 

  2. РУКОВОДСТВО ПО КОНТРОЛЮ ЗА ВЫПОЛНЕНИЕМ ЭКСПЛУАТАЦИОННЫХ ТРЕБОВАНИЙ

 

Когда во время инспектирования в рамках контроля государством порта осуществляющее контроль должностное лицо располагает очевидными основаниями согласно 1.6 выше, на борту судна в соответствии с данной резолюцией может проводиться проверка выполнения следующих эксплуатационных требований. Однако при проведении рекомендуемого настоящим руководством контроля осуществляющее контроль должностное лицо не должно включать никакие эксплуатационные испытания или выдвигать какие-либо требования физического характера, которые, по мнению капитана, могут ставить под угрозу безопасность судна, экипажа, пассажиров, осуществляющих контроль должностных лиц или груза.

 

Не предусматривается, что все эти процедуры будут проверяться в ходе одной проверки в рамках проведения контроля государства порта, за исключением случаев, когда состояние судна вызывает необходимость такой тщательной проверки. Кроме того, эти процедуры не преследуют цели навязать программу государства порта по дипломированию моряков судну, имеющему право плавать под флагом другой Стороны Конвенции ПДНВ, или предписывать порядок проведения контроля за иностранными судами сверх порядка, установленного для судов государства порта.

 

  Расписание по тревогам

 

2.1 Осуществляющее контроль должностное лицо может определять, знают ли члены экипажа свои обязанности, указанные в расписании по тревогам.

 

  Возможности общения

 

2.2 Осуществляющее контроль должностное лицо может определять, могут ли члены экипажа, работающие на руководящих должностях, общаться между собой и с пассажирами в случае необходимости таким образом, чтобы не была нарушена безопасная эксплуатация судна, особенно в аварийных ситуациях.

 

  Учения по борьбе с пожаром и по оставлению судна

 

2.3 Осуществляющее контроль должностное лицо, присутствующее на учении по борьбе с пожаром и по оставлению судна, должно убедиться, что экипаж знает свои обязанности и правильно использует судовые установки и оборудование.

 

  Схема по борьбе за живучесть

 

2.4 Осуществляющее контроль должностное лицо может определять, предусмотрена ли на пассажирском судне схема по борьбе за живучесть и знает ли экипаж свои обязанности и правильно ли использует судовые установки и оборудование в целях борьбы за живучесть.

 

  Схема противопожарной защиты

 

2.5 Осуществляющее контроль должностное лицо может определять, предусмотрены ли схема или буклет противопожарной защиты и знает ли экипаж информацию, содержащуюся в схеме или буклете противопожарной защиты.

 

  Вахта на мостике

 

2.6 Осуществляющее контроль должностное лицо может определять, знают ли помощники капитана, несущие ходовую навигационную вахту, приборы управления и навигационное оборудование, расположенные на мостике, переход с автоматического управления на ручное и обратно, а также маневренные характеристики судна.

 

  Грузовые операции

 

2.7 Осуществляющее контроль должностное лицо может определять, знает ли судовой персонал, на который возложены специальные обязанности, связанные с грузом и грузовым оборудованием, эти обязанности, любые опасности, которые представляет груз, а также меры, которые следует принимать в этой связи.

 

  Эксплуатация машин и механизмов

 

2.8 Осуществляющее контроль должностное лицо может определять, знает ли ответственный судовой персонал свои обязанности, связанные с эксплуатацией машин и механизмов ответственного назначения, таких как:

 

.1 аварийный и запасной источники электроэнергии;

 

.2 вспомогательное рулевое устройство;

 

.3 трюмные и пожарные насосы; и

 

.4 любое другое оборудование, необходимое в аварийных ситуациях.

 

  Наставления, инструкции и т.д.

 

2.9 Осуществляющее контроль должностное лицо может определять, способны ли соответствующие члены экипажа разобраться в информации, содержащейся в наставлениях, инструкциях и т.д., относящихся к безопасным условиям эксплуатации судна и его оборудования, и что они осведомлены о требованиях к техническому обслуживанию и ремонту, периодическому испытанию, подготовке и учениям и о необходимых записях в вахтенном журнале.

 

  Нефть и нефтесодержащие смеси из машинных помещений

 

2.10 Осуществляющее контроль должностное лицо может определять соблюдение всех эксплуатационных требований Приложения I к Конвенции МАРПОЛ 73/78, принимая во внимание:

 

.1  количество образуемых нефтяных остатков;

 

.2 вместимость сборных танков для нефтесодержащих осадков и льяльных вод; и

 

.3. производительность нефтеводяного сепаратора,

 

включая проверку записей в журнале нефтяных операций. Осуществляющее контроль должностное лицо может определять, использовались ли приемные сооружения, и отмечать любую предполагаемую недостаточность таких сооружений.

 

  Порядок загрузки, разгрузки и очистки грузовых помещений танкеров

 

2.11 Осуществляющее контроль должностное лицо может определять соблюдение всех эксплуатационных требований Приложений I и II к Конвенции МАРПОЛ 73/78 с учетом типа танкера и типа перевозимого груза, включая проверку журнала нефтяных операций и/или журнала грузовых операций. Осуществляющее контроль должностное лицо может определять, использовались ли приемные сооружения, и отмечать любую предполагаемую недостаточность таких сооружений.

 

  Опасные грузы и вредные вещества в упаковке

 

2.12 Осуществляющее контроль должностное лицо может определять, имеются ли на борту судна предписываемые транспортные документы для перевозки опасных грузов и вредных веществ в упаковке, а также надлежащим ли образом размещены и изолированы опасные грузы и вредные вещества и знает ли экипаж необходимые действия, которые следует предпринимать в случае аварии, связанной с таким грузом в упаковке.

 

  Мусор

 

2.13 Осуществляющее контроль должностное лицо может определять соблюдение всех эксплуатационных требований Приложения V к Конвенции МАРПОЛ 73/78. Осуществляющее контроль должностное лицо может определять, использовались ли приемные сооружения, и отмечать любую предполагаемую недостаточность таких сооружений.

 

  3. НЕДОСТАТКИ

 

Невозможно определить судно, как не отвечающее стандартам, только ссылаясь на перечень установленных недостатков. Оценив степень соответствия эксплуатационным требованиям, осуществляющее контроль должностное лицо затем должно проявить свое профессиональное суждение, чтобы определить, является ли эксплуатационная квалификация экипажа в целом достаточной, чтобы судно могло плавать без опасности для судна или людей на борту или чрезмерной угрозы причинения ущерба морской среде. В последнем случае, следуя процедурам, изложенным в резолюции А.481(XII), судно может быть задержано.

 

    4. ДРУГИЕ НЕОБХОДИМЫЕ ПРОЦЕДУРЫ ПРОВЕДЕНИЯ КОНТРОЛЯ ГОСУДАРСТВОМ ПОРТА

 

Все другие процедуры проведения контроля государством порта, которые в настоящем приложении точно не определены, регулируются соответствующими рекомендациями в резолюциях А.466(XII), A.481(XII), А.542(13) и МЕРС.26(23).

 

  Дополнение. 

РУКОВОДСТВО ПО  ПРОВЕДЕНИЮ  КОНТРОЛЯ  ЗА  ВЫПОЛНЕНИЕМ ЭКСПЛУАТАЦИОННЫХ  ТРЕБОВАНИЙ  В  ОТНОШЕНИИ  БЕЗОПАСНОСТИ  СУДОВ  И ПРЕДОТВРАЩЕНИЯ  ЗАГРЯЗНЕНИЯ

 

В нижеприведенных пунктах содержится подробное руководство по порядку проведения инспекторами контроля за выполнением эксплуатационных требований на основании положений настоящей резолюции. Следует также принимать во внимание Порядок проведения контроля и Руководство, содержащееся в настоящей резолюции и приложении к ней.

 

При проведении контроля за выполнением эксплуатационных требований осуществляющее контроль должностное лицо должно обеспечить, насколько это возможно, невмешательство в обычные судовые операции, такие как погрузка и выгрузка груза и балластировка, которые выполняются под ответственностью капитана, а также осуществляющее контроль должностное лицо не должно требовать показа аспектов эксплуатации, который излишне задержал бы данное судно.

 

  1. Расписание по тревогам

 

1.1 Осуществляющее контроль должностное лицо может определять, знают ли члены экипажа свои обязанности, указанные в расписании по тревогам.

 

1.2 Осуществляющее контроль должностное лицо может убедиться, что расписания по тревогам вывешены в заметных местах на всем судне, включая навигационный мостик, машинное помещение и жилые помещения для экипажа. Определяя соответствие расписания по тревогам правилам, осуществляющее контроль должностное лицо может проверять:

 

.1 указаны ли в расписании по тревогам обязанности, порученные различным членам экипажа;

 

.2 указано ли в расписании по тревогам, каким лицам командного состава поручено обеспечить, чтобы спасательные и противопожарные устройства содержались в хорошем состоянии и были готовы к немедленному использованию;

 

.3 указаны ли в расписании по тревогам заместители главных лиц в случае их неспособности выполнять свои обязанности с учетом того, что различные аварии могут потребовать различных действий;

 

.4 указаны ли в расписании по тревогам обязанности, порученные членам экипажа в отношении пассажиров в случае аварии;

 

.5 одобрена ли форма расписания по тревогам, используемого на пассажирских судах.

 

1.3 С тем чтобы определить, соответствует ли расписание по тревогам последним требованиям, осуществляющее контроль должностное лицо может запросить для проверки этого содержащую последние сведения судовую роль, если она имеется. Для этой цели могут использоваться другие возможные средства, например документ о безопасном составе экипажа.

 

1.4 Осуществляющее контроль должностное лицо может определять соответствие правилам обязанностей, порученных членам экипажа по занятию своих мест в плавучих спасательных средствах (спасательные шлюпки или спасательные плоты), а также проверять, возложена ли ответственность на вахтенного помощника капитана или уполномоченное лицо за каждое используемое плавучее спасательное средство. Однако Администрация (государства флага) с учетом характера рейса, количества находящихся на судне людей и характеристик судна может разрешить возложение ответственности за спасательные плоты вместо указанных выше лиц на лиц, имеющих практику управления и эксплуатации спасательных плотов. В случае спасательных шлюпок назначается также заместитель.

 


Купить полный текст документа можно после авторизации

За дополнительной информацией обращайтесь в ООО "Планета Одесса"
Тел. +38 (048) 792-54-36, 050-336-5436 email: rise3info@gmail.com

Home