A.542(13) Порядок проведения контроля за судами и сбросам согласно Приложению 1 к Международной конвенции по предотвращению загрязнения с судо в 1973 года, измененной Протоколом к ней 1978 года

Отменена резолюцией A.787(19)

 Резолюция А.542(13)

ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ КОНТРОЛЯ ЗА СУДАМИ И СБРОСАМ  СОГЛАСНО ПРИЛОЖЕНИЮ 1 К МЕЖДУНАРОДНОЙ КОНВЕНЦИИ  ПО ПРЕДОТВРАЩЕНИЮ ЗАГРЯЗНЕНИЯ С СУДОВ 1973 ГОДА,  ИЗМЕНЕННОЙ ПРОТОКОЛОМ К НЕЙ 1978 ГОДА

(Принята 17 ноября 1983 года)

 

АССАМБЛЕЯ,

 

ССЫЛАЯСЬ на статью 16j Конвенции о Международной морской организации, касающуюся функций Ассамблеи в отношении правил, касающихся предотвращения загрязнения моря,

 

НАПОМИНАЯ, что стороны Международной конвенции по предотвращению загрязнения с судов 1973 года, измененной Протоколом к ней 1978 года (МАРПОЛ 73/78), обязались осуществлять ее положения с целью предотвращения загрязнения морской среды сбросами, в частности, нефти и нефтеводяных смесей в нарушение этой Конвенции

 

НАПОМИНАЯ ТАКЖЕ о том, что резолюцией А.391(Х) она приняла, порядок контроля за сбросами согласно Международной конвенции по предотвращению загрязнения моря нефтью 1954 года с поправками 1962 и 1969 годов,

 

ВНОВЬ ПОДТВЕРЖДАЯ свое желание обеспечить, чтобы суда постоянно отвечали стандартам, касающимся предотвращения загрязнения моря, предписанным МАРПОЛом 73/78,

 

ОТМЕЧАЯ, что положения МАРПОЛа 73/78, относящиеся к контролю государством порта за судами и сбросами, будут ужесточены путем разработки порядка применения этих положений,

 

РАССМОТРЕВ рекомендацию, сделанную Комитетом по защите морской среды на его восемнадцатой сессии,

 

1. ПРИНИМАЕТ Порядок проведения контроля за судами и сбросами в соответствии с Приложением 1 к МАРПОЛу 73/78, приведенный в Приложении к настоящей резолюции, который заменяет Порядок проведения контроля, содержащийся в резолюции А.391(Х);

 

2. ПРЕДЛАГАЕТ государствам-членам и сторонам МАРПОЛа 73/78 применять настоящий порядок проведения контроля и, таким образом, содействовать достижению целей этой Конвенции;

 

3. ПРОСИТ заинтересованные правительства представить информацию о мерах, принятых ими в качестве администрации государства порта или государства флага в отношении судов, которые были найдены не отвечающими требованиям МАРПОЛа 73/78;

 

4. ПРОСИТ ДАЛЕЕ Секретариат собирать и обновлять, по мере необходимости, указанную выше информацию для рассылки ее заинтересованным правительствам;

 

5. ПРОСИТ ТАКЖЕ Комитет по защите морской среды продолжать его работу над этим вопросом с целью дальнейшего совершенствования, по мере необходимости, порядка проведения контроля, а также расширения его работы с тем, чтобы постепенно охватить поправки к МАРПОЛу 73/78 с учетом опыта, накопленного в результате введения в действие и выполнения Конвенции.

 

Приложение.

ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ КОНТРОЛЯ ЗА СУДАМИ И СБРОСАМИ  СОГЛАСНО ПРИЛОЖЕНИЮ 1 К МЕЖДУНАРОДНОЙ КОНВЕНЦИИ  ПО ПРЕДОТВРАЩЕНИЮ ЗАГРЯЗНЕНИЯ С СУДОВ 1973 ГОДА,  ИЗМЕНЕННОЙ ПРОТОКОЛОМ К НЕЙ 1978 ГОДА

 

ПРЕАМБУЛА

 

1. Стороны Международной конвенции по предотвращению загрязнения с судов 1973 года, измененной Протоколом к ней 1978 года (МАРПОЛ 73/78), обязались осуществлять ее положения* с целью предотвращения загрязнения морской среды сбросами, в частности, нефти и нефтесодержащих смесей в нарушение этой Конвенции.

_________________

* В настоящем документе положения МАРПОЛа 73/78 включают поправки,  предложенные в документах МЕРС/Сirc.97 и МЕРС/Сirc.99

 

2. Эти положения охватывают конструкцию и оборудование судов, проведение освидетельствований и проверок с целью обеспечения того, чтобы конструкция и оборудование отвечали соответствующим международным стандартам, а также охватывают эксплуатацию судов в части, касающейся защиты морской среды.

 

3. Обязанность обеспечить достижение этой цели в отношении любого конкретного судна лежит в первую очередь на Администрации государства флага. В настоящем документе не делается никакой попытки предписать Администрациям какие-либо указания на этот счет.

 

4. В некоторых случаях, это относится особенно к эксплуатационным положениям, для Администрации может оказаться затруднительным осуществлять полный и постоянный контроль за некоторыми судами, имеющими право плавать под флагом ее государства, например, за судами не делающими регулярных заходов в порты или не подходящих к удаленным от берега терминалам, находящимся под юрисдикцией государства флага.

 

5. Частично эта проблема может быть и была решена путем назначения инспекторов в иностранных портах или путем уполномочивания классификационных обществ выступать от имени государства флага. Кроме того, в МАРПОЛе 73/78 содержится ряд положений, касающихся государств, не являющихся государством флага, в отношении проведения контроля за иностранными судами, посещающими порты и подходящими к удаленным от берега терминалам, находящимся под их юрисдикцией. Дополнительно к настоящим положениям Организация разработала также руководства по специальному порядку контроля. В настоящем документе собраны положения и руководства по проведению упомянутого контроля государством порта и прибрежным государством.

 

6. Стороны должны эффективно использовать возможности, которые предоставляет контроль государства порта, для выяснения недостатков и несоответствующих стандартам операций, если они будут иметь место, на посещающих их порты иностранных судах, которые могут представлять для них опасность загрязнения, и для обеспечения принятия мер по их устранению. Целью настоящего руководства является оказание помощи сторонам в эффективном осуществлении ими контроля государства порта и прибрежного государства и содействии таким образом достижению целей МАРПОЛа 73/78.

 

7. Ничто в настоящем руководстве не должно быть истолковано как ограничение права любой стороны принимать меры в пределах своей юрисдикции в отношении любого вопроса, к которому относится МАРПОЛ 73/78, или как расширение юрисдикции любой стороны.

 

8. При проведении проверок в соответствии с настоящим порядком проведения контроля применяется статья 7 МАРПОЛа 73/78 в отношении того, что:

 

.1 должны приниматься все возможные меры для того, чтобы избе жать необоснованной задержки выхода судна или необоснованной  отсрочки его отхода; и

 

.2 если судно в результате проведения контроля было необоснованно задержано или его отход был необоснованно отсрочен,  оно имеет право на возмещение всех понесенных в связи с этим  убытков или потерь.

 

ГЛАВА 1.
 ВВЕДЕНИЕ

 

1.1 В настоящем документе излагается порядок проведения контроля за судами в соответствии с МАРПОЛом 73/78 и содержится руководство для государств порта и, в зависимости от случая, прибрежных государств по обеспечению того, чтобы судно продолжало отвечать соответствующим положениям Приложения 1 к МАРПОЛу 73/78.

 

1.2 Причиной возникновения условий, при которых судно становится источником опасности загрязнения и рассматривается как угрожающее морской среде, могут быть различные факторы. Эти факторы включают в себя следующие категории:

 

.1 несоответствие конструкции или оборудования требованиям Конвенции;

 

.2 бездействие или выход из строя оборудования;

 

.3 несоответствие эксплуатационным требованиям Конвенции.

 

Целью проведения контроля является выявление такой опасности загрязнения и обеспечение оснований для принятия мер по ее устранению.

 

1.3 Порядок проведения контроля по необходимости делится на различные категории, о каждой из которых идет речь в отдельной главе. Однако необходимо иметь в виду, что одна категория контроля может повлечь за собой другую, так что к определенному судну может быть применена более чем одна глава настоящего документа.

 

1.4 Глава 2 содержит указания, имеющие целью установить имеет ли судно действительное Международное свидетельство о предотвращении загрязнения нефтью и построено, оборудовано и эксплуатируется ли оно согласно соответствующим положениям МАРПОЛа 73/78.

 

1.5 Глава 3 содержит указания по сбору доказательств нарушения положений, касающихся сброса, содержащихся в Приложении 1.

 

1.6 Глава 4 содержит указания по внутрипортовой проверке операций по мойке сырой нефтью.

 

1.7 Глава 5 содержит указания по мерам контроля за судами государств, не являющихся сторонами МАРПОЛа 73/78.

 

1.8 Глава 6 содержит указания по распространению информации, полученной в результате осуществления контроля государством порта или, в зависимости от случая, прибрежным государством.

 

1.9 В пяти дополнениях к настоящему документу приведены подробные руководства для должностных лиц, ответственных за выполнение упомянутого выше порядка контроля.

 

  ГЛАВА 2.
ПРОВЕРКА СВИДЕТЕЛЬСТВА, СУДНА И ОБОРУДОВАНИЯ

 

2.1 Судно, обязанное иметь свидетельство* согласно соответствующим положениям МАРПОЛа 73/78, подлежит контролю государством порта.

__________________

* Согласно правилу 5(1) Приложения 1 требование о необходимости  иметь Международное свидетельство о предотвращении загрязнения  нефтью к существующим судам применяется через 12 месяцев после  вступления в силу МАРПОЛа 73/78, то есть 2 октября 1984 года.

 

 2.2 Согласно статье 5 МАРПОЛа 73/78, если надлежащим образом уполномоченные должностные лица стороны инспектируют иностранное судно, которое в соответствии с МАРПОЛом 73/78 обязано иметь свидетельство и которое находится в порту или у удаленного от берега терминала, находящегося под юрисдикцией этой стороны, то:

 

 .1 любое такое инспектирование должно ограничиваться лишь проверкой наличия на судне действительного свидетельства, если  только нет явных оснований полагать, что состояние судна и  его оборудование в значительной мере не соответствуют указанным в свидетельстве данным;

 

.2 если такие основания имеются, или если судно не имеет действительного свидетельства, сторона должна принять такие меры, которые обеспечат задержку выхода судна пока оно не сможет выйти в море, не представляя чрезмерной угрозы морской  среде;

 

.3 такая сторона может, однако, разрешить судну покинуть порт  или удаленный от берега терминал для следования на ближайшую  подходящую судоремонтную верфь.

 

2.3 Стороны МАРПОЛа 73/78 должны иметь в виду, что они могут поручить освидетельствования и проверки судов, имеющих право плавать под их флагом, специально назначенным инспекторам или признанным Администрациями организациям; согласно статье 5 МАРПОЛа 73/78 контроль государства порта, включая право посещения, проверки и возможного задержания судов, должен осуществляться должностными лицами, уполномоченными государством порта. Такие полномочия могут предоставляться соответствующими властями на постоянной основе или специально от случая к случаю.

 

2.4 Стороны могут предпринимать проверку, придерживаясь изложенных в пункте 2.2 принципов:

 

.1 по своей собственной инициативе;

 

.2 по просьбе или на основании информации, полученной от другой  стороны; или

 

.3 на основании информации, полученной от члена или членов команды, профессионального органа, ассоциации, профсоюза или  любого другого заинтересованного лица.

 

2.5 Каждая сторона должна определить власти, уполномоченные получать информацию о предполагаемой опасности загрязнения.

 

2.6 Информация о предполагаемом нарушении Конвенции или об опасности загрязнения со стороны судна, упомянутая в п.2.4.3, должна представляться, по возможности, в письменном виде. Сообщение государства порта о расследовании конкретного инцидента, которое должно быть передано государству флага для принятия соответствующих действий согласно пункту 3.6.4, должно включать эту информацию, если по его законам или правилам с ней не требуется поступать как с конфиденциальной.

 

2.7 По получении информации о предполагаемой опасности загрязнения власти государства порта, оценив важность информации и надежность ее источника, должны немедленно расследовать этот вопрос и принять требуемые обстоятельствами меры.

 

2.8 Государство порта определяет, следует ли задержать выход судна до устранения недостатков, или разрешить ему проследовать на ближайшую подходящую судоремонтную верфь после того, как будут предприняты, при необходимости, временные меры, или разрешить судну выход в море с наличием определенных недостатков, не являющихся существенными с точки зрения избежания чрезмерной угрозы морской среде, принимая во внимание конкретные обстоятельства.

 

2.9 Если государство порта разрешает судну, имеющему недостатки, проследовать на судоремонтную верфь, доклад должен быть передан государству флага. Кроме того государство порта должно:

 

.1 если судоремонтная верфь находится под его юрисдикцией, про должать осуществлять соответствующий контроль государства  порта;

 

.2 если данная судоремонтная верфь находится под юрисдикцией  стороны, иной чем государство флага, сообщить о всех фактах  властям этой стороны.

 

2.10 Если назначенный инспектор или организация, признанная Администрацией, установит, что состояние судна или его оборудования существенно не соответствуют данным свидетельства, или их состояние таково, что судно не может выйти в море, не представляя чрезмерной угрозы морской среде, этот инспектор или организация, в соответствии с пунктом 3d правила 4 Приложения 1 к МАРПОЛу 73/78, немедленно обеспечивает принятие мер по исправлению недостатков. Если меры по исправлению недостатков не приняты, Свидетельство изымается и Администрация и власти государства порта уведомляются об этом. По получении такого уведомления власти государства порта оказывают таким инспекторам или организациям любую необходимую помощь в выполнении их обязанностей в этом отношении.

 

2.11 Если получившие информацию власти не в состоянии принять меры из-за недостатка времени или отсутствия возможности направить инспектора до отхода судна, информация должна быть направлена государству флага и властям страны следующего порта захода, если она не является государством флага. По получении этой информации власти страны следующего порта захода могут осуществлять права, предоставляемые им согласно статье 5, как указано выше.

 

2.12 Если любое проведение контроля государством порта вызывает необходимость принятия мер против судна, государство порта должно уведомить об этом государство флага в соответствии с главой 6.

 

2.13 Порядок действий, изложенный в пунктах 2.3 - 2.12, должен применяться также к существующим судам, к которым требования о наличии Международного свидетельства о предотвращении загрязнения нефтью (МСПЗН) не применимы в течение 12 месяцев после вступления в силу МАРПОЛа 73/78.

 

2.14 Порядок действий, изложенный в пунктах 2.3 - 2.12, должен, при необходимости, применяться также в отношении судов, которые ввиду своих размеров не обязаны иметь Международное свидетельство о предотвращении загрязнения нефтью.

 

2.15 Власти государства порта должны, по заключению инспектора, обеспечить капитана судна документами, содержащими результаты проверки и подробные сведения о любых принятых мерах.

 

2.16 Подробные указания по проведению проверок в соответствии с настоящей главой даны в дополнении 1 к настоящему документу.

 

  ГЛАВА 3.
НАРУШЕНИЕ ПОЛОЖЕНИЙ, КАСАЮЩИХСЯ СБРОСА

 

3.1 Правила 9 и 10 Приложения 1 запрещают сброс нефти в море, за исключением случаев сброса при строго определенных обстоятельствах. О таких случаях должна производиться, при необходимости, запись в журнале нефтяных операций, который должен находиться в месте, легко доступном для проверки в любое разумное время.

 

3.2 Упомянутые выше правила предусматривают, что во всех случаях, когда в непосредственной близости от судна или его кильватерной струи на поверхности воды или под нею обнаружены видимые следы нефти, сторона должна в пределах своих возможностей безотлагательно расследовать относящиеся к данному случаю факты и установить имело ли место нарушение положений, касающихся сброса.

 

3.3 Признавая вероятность того, что многие нарушения положений Конвенции, касающихся сброса, происходят при отсутствии непосредственного контроля и без ведома государства флага, статья 6 МАРПОЛа 73/78 предусматривает, что стороны Конвенции должны сотрудничать в обнаружении нарушений и обеспечении выполнения положений настоящей Конвенции, используя все подходящие и практически доступные средства обнаружения нарушений и наблюдения за окружающей средой, а также соответствующий порядок передачи сообщений и сбора доказательств. МАРПОЛ 73/78 содержит также большое число более конкретных положений, призванных способствовать такому сотрудничеству.

 

3.4 Можно указать на несколько источников информации относительно возможных нарушений положений, касающихся сброса. К ним относятся:

 

.1 Сообщения капитанов: статья 8 и протокол 1 МАРПОЛа 73/78  требуют, в частности, чтобы капитан судна давал сообщения об  инцидентах, повлекших сброс или возможность сброса нефти или  нефтесодержащих смесей.

 

.2 Сообщения официальных органов: статья 8 МАРПОЛа 73/78 требует, кроме того, чтобы сторона издавала инструкции судам и  самолетам своей морской инспекции и иным соответствующим  службам, сообщать своим властям об инцидентах, повлекших  сброс или возможность сброса нефти или нефтесодержащих смесей.

 

.3 Сообщения других сторон: статья 6 предусматривает, что одна  сторона может просить другую сторону провести проверку суд на. Такая сторона, выполняя эту просьбу, должна предоставить  достаточные доказательства того, что судно произвело сброс  нефти или нефтесодержащих смесей.

 

.4 Иные сообщения: Невозможно дать исчерпывающий перечень всех  источников информации, относительно предполагаемого нарушения  положений, касающихся сброса. Стороны должны при решении  вопроса о проведении расследования по таким сообщениям принимать во внимание все обстоятельства.

 

3.5 Действия государств, не являющихся государствами флага или порта, которые имеют сведения о нарушениях правил сброса (далее именуемых прибрежными государствами):

 

.1 Прибрежные государства, стороны МАРПОЛа 73/78, получив сообщение о предполагаемом загрязнении нефтью, причиненном судном, могут предпринять расследование этого дела и собрать те  доказательства, которые могут быть собраны. Подробные указания о желательных доказательствах даны в дополнении 2.

 

.2 Если в ходе расследования, указанного выше в 3.5.1, выясняется, что следующий порт захода данного судна находится в  пределах юрисдикции прибрежного государства, оно принимает  также меры как государство порта, как изложено ниже в 3.6.

 

.3 Если в ходе расследования, указанного выше в 3.5.1, выясняется, что следующий порт захода данного судна находится в  пределах юрисдикции другой стороны, прибрежное государство в  соответствующих случаях предоставляет доказательства этой  другой стороне и просит эту сторону принять меры как государство порта в соответствии с 3.6.

 

.4 В любом из случаев, указанных выше в 3.5.2 и 3.5.3, и если  следующий порт захода данного судна не может быть установлен, прибрежное государство информирует государство флага об  инциденте и полученных доказательствах.

 

3.6 Действия государства порта:

 

.1 Стороны назначают или уполномочивают должностных лиц для  проведения расследования с целью удостовериться, что судно  произвело сброс нефти в нарушение положений МАРПОЛа 73/78.

 

.2 Стороны могут предпринимать такие расследования на основе  сообщений, полученных из источников, указанных в 3.4.

 

.3 Такое расследование должно быть направлено на сбор достаточных доказательств, чтобы установить, нарушило ли судно требования, касающиеся сброса. Руководство по оптимальному сбору доказательств приведено в дополнении 2 к настоящему документу.

 

 .4 Если в ходе расследования доказано, что нарушение требований, касающихся сброса, имело место в пределах юрисдикции государства порта, это государство порта либо возбуждает преследование в соответствии со своими законами, либо передает  государству флага всю имеющуюся информацию и доказательства,  находящиеся в его распоряжении, относительно предполагаемого  нарушения. Если государство порта само возбуждает преследование, оно должно информировать об этом государство флага.

 

.5 Подробности сообщения, которое необходимо представить государству флага, приведены в главе 6.

 

.6 В ходе расследования может быть доказано, что загрязнение  было причинено в результате повреждения судна или его оборудования. Это может указывать на то, что судно не виновно в  нарушении требований Приложения 1 к МАРПОЛу 73/78 в отношении сбросов при условии, что:

 

.6.1 после случившегося повреждения или обнаружения сброса были  приняты все разумные предупредительные меры для предотвращения или сведения к минимуму такого сброса; и

 

.6.2 судовладелец или капитан не действовали с намерением при чинить ущерб или самонадеянно и с сознанием того, что та кой ущерб возможно будет причинен.

 

Однако могут потребоваться действия государства порта, изложенные в главе 2.

 

  ГЛАВА 4.
 ПРОВЕРКА ОПЕРАЦИЙ ПО МОЙКЕ СЫРОЙ НЕФТЬЮ

 

4.1 В правилах 13 и 13В Приложения 1 требуется, в частности, чтобы на танкерах для сырой нефти определенной категории проводилась мойка грузовых танков сырой нефтью. Должно промываться достаточное количество танков, для того чтобы водяной балласт принимался только в предварительно промытые сырой нефтью грузовые танки. Остальные грузовые танки должны промываться по принципу чередования для удаления отложений.

 

4.2 Власти государства порта могут проводить проверки для обеспечения того, чтобы мойка сырой нефтью проводилась на всех танкерах для сырой нефти, как на тех, где установка системы мойки сырой нефтью обязательна, так и на тех, где судовладельцы или операторы предпочли установить ее для удовлетворения требований правила 13 Приложения 1. Кроме того, должно быть обеспечено выполнение эксплуатационных требований, изложенных в пересмотренных спецификациях по конструкции, эксплуатации и контролю систем мойки сырой нефтью (резолюция А.446(ХI)). Лучше всего это может быть сделано в портах при разгрузке судна.

 

4.3 Стороны должны иметь в виду, что проверки, указанные выше в 4.2, могут также привести к выявлению опасности загрязнения, вызывающей необходимость принятия государством порта мер, изложенных в главе 2.

 

4.4 Подробные руководства по внутрипортовой проверке методов мойки


Купить полный текст документа можно после авторизации

За дополнительной информацией обращайтесь в ООО "Планета Одесса"
Тел. +38 (048) 792-54-36, 050-336-5436 email: rise3info@gmail.com

Home