A.572(14) Общие положения об установлении путей движения судов

Резолюция А.572(14)

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ОБ УСТАНОВЛЕНИИ ПУТЕЙ ДВИЖЕНИЯ СУДОВ

(Принята 20 ноября 1985 года)

 

АССАМБЛЕЯ,

 

ССЫЛАЯСЬ на статью 15j Конвенции о Международной морской организации, касающуюся функций Ассамблеи в отношении правил и руководств, касающихся безопасности на море,

 

ПРИЗНАВАЯ, что практика применения мер по установлению путей, принятых Организацией для международного использования, способствовала повышению безопасности мореплавания путем снижения опасности столкновений и посадок на мель,

 

ПРИЗНАВАЯ ДАЛЕЕ, что в результате такой практики снизилась опасность загрязнения морской среды и причинения ущерба живым ресурсам моря вследствие столкновений или посадок на мель,

 

ССЫЛАЯСЬ на правило V/8 Международной конвенции по охране человеческой жизни на море 1974 года, согласно которому Организация признается единственным международным органом по разработке и принятию на международном уровне мер, касающихся установления путей,

 

ССЫЛАЯСЬ ТАКЖЕ на правила 1d и 10, с поправками, Международных правил предупреждения столкновений судов в море 1972 года, предусматривающие принятие Организацией систем разделения движения и действий судов внутри или вблизи этих систем,

 

ССЫЛАЯСЬ ДАЛЕЕ на то, что Девятая Международная гидрографическая конференция поручила Международному гидрографическому бюро заниматься вопросами, связанными с нанесением на карты обозначений и внесением в лоции сведений о положениях об установлении путей, которые были рассмотрены, одобрены и приняты Организацией для международного использования,

 

ССЫЛАЯСЬ ТАКЖЕ на резолюцию А.378(Х), содержащую общие положения об установлении путей движения судов и резолюцию А.428(ХI), уполномочивающую Комитет по безопасности на море принимать для проведения в жизнь, при условии утверждения Ассамблеей, любые поправки к общим положениям об установлении путей движения судов,

 

ПРИНЯВ ПОПРАВКИ к резолюции А.378(Х), изложенные в резолюциях А.428(ХI), А.475(ХII) и А.527(13),

 

ПРИНЯВ ТАКЖЕ резолюции А.376(Х) и А.377(Х), устанавливающие процедуры принятия систем разделения движения и других систем установления путей,

 

ЖЕЛАЯ, чтобы в основу всех принятых таким образом систем установления путей, включая системы разделения движения, были положены одни и те же общие критерии и принципы,

 

ПРИЗНАВАЯ необходимость объединения и усовершенствования общих положений об установлении путей движения судов, учитывая Международные правила предупреждения столкновения судов в море 1972 года с поправками,

 

РАССМОТРЕВ РЕКОМЕНДАЦИИ, сделанные Комитетом по безопасности на море на его сорок девятой и пятьдесят первой сессиях,

 

1. УТВЕРЖДАЕТ поправки к общим положениям об установлении путей движения судов, принятые Комитетом по безопасности на море на его сорок девятой и пятьдесят первой сессиях;

 

2. ПРИНИМАЕТ объединенный текст общих положений об установлении путей движения судов, изложенный в приложении к настоящей резолюции;

 

3. НАСТОЯТЕЛЬНО ПРИЗЫВАЕТ правительства, планирующие ввести новые системы установления путей или внести изменения в существующие системы, обеспечить, чтобы такие системы, отвечали требованиям общих положений об установлении путей движения судов, изложенных в приложении к настоящей резолюции;

 

4. ВНОВЬ ПОДТВЕРЖДАЕТ свои полномочия Комитету по безопасности на море принимать для проведения в жизнь, при условии подтверждения Ассамблеей, любые поправки к общим положениям об установлении путей движения судов и соответственно сообщать их всем заинтересованным сторонам;

 

5. ОТМЕНЯЕТ резолюции А.378(Х), А.428(ХI), приложение 2 к резолюции А.475(ХII) и приложение 2 к резолюции А.527(13);

 

6. ПРОСИТ Генерального секретаря довести настоящую резолюцию до сведения Международной гидрографической организации.

 

 Приложение.

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ОБ УСТАНОВЛЕНИИ ПУТЕЙ ДВИЖЕНИЯ СУДОВ

 

  1. ЦЕЛИ

 

1.1 Целью установления путей движения судов является повышение безопасности мореплавания в районах схождения путей и в районах, где интенсивность движения очень велика или где свобода движения судов затруднена стесненностью морского пространства, наличием навигационных опасностей, ограниченными глубинами или неблагоприятными метеорологическими условиями.

 

1.2 Точные цели любой системы установления путей зависят от конкретных опасных обстоятельств, влияние которых эта система позволит уменьшить, однако они могут включать все или некоторые из следующих целей:

 

.1 разделение встречных потоков движения таким образом, чтобы  уменьшить вероятность аварии при сближении встречных судов;

 

.2 уменьшение опасности столкновения судов, следующих в установленных полосах движения, с судами, пересекающими эти полосы;

 

.3 упрощение схемы потока судов в районах схождения путей;

 

.4 организацию потока безопасного движения в районах интенсивной разведки или разработки морских ресурсов;

 

.5 организацию потока движения в районах, где плавание всех судов или некоторых типов судов опасно или нежелательно, либо  около таких районов;

 

.6 уменьшение риска посадки на мель путем разработки специального руководства для судов в районах, где глубины недостоверные или критические;

 

.7 направление потока движения на достаточном расстоянии от районов рыболовства или организация движения через районы рыболовства.

 

2. ОПРЕДЕЛЕНИЯ

 

2.1 В вопросах, связанных с установлением путей движения судов, используются следующие термины:

 

.1 Система установления путей.

Любая система, состоящая из одного или более путей, или меры  по установлению путей, направленные на уменьшение вероятности аварий; она включает системы разделения движения, двусторонние пути, рекомендованные фарватеры, районы, которых следует избегать, зоны прибрежного плавания, районы кругового  движения, районы повышенной осторожности плавания и глубоко водные пути.

 

.2 Система разделения движения*.

Мера по установлению путей, направленная на разделение  встречных потоков движения судов, путем соответствующих  средств и установления полос движения.

 

.3 Зона или линия разделения движения*.

Зона или линия, разделяющая полосы движения, в которых суда  следуют в противоположных или почти противоположных направлениях; либо отделяющая полосу движения от прилегающего района моря; либо отделяющая полосы движения, предназначенные  для отдельных типов судов, следующих в том же направлении.

 

.4 Полоса движения*.

Район с определенными границами, в пределах которого установлено одностороннее движение. Естественные препятствия, включая те, которые образуют зоны разделения, могут служить  границей полосы движения.

_______

* Терминология используется в МППСС 1972 года.

 

.5 Район кругового движения.

Мера по установлению путей, включающая точечную или круговую  зону разделения и кольцевую полосу движения в определенных  пределах. Плавание в районе кругового движения осуществляется против часовой стрелки вокруг центра или центральной зоны  разделения движения.

 

 

.6 Зона прибрежного плавания*.

Мера по установлению путей в определенном районе, расположенном между прибрежной границей системы разделения движения  и прилегающим берегом, применяется в соответствии с положениями правила 10d Международных правил предупреждения столкновения судов в море (МППСС) 1972 года с поправками.

________

* Терминология используется в МППСС 1972 года.

 

.7 Двусторонний путь.

Полоса с определенными границами, внутри которой установлено  двустороннее движение для обеспечения безопасного прохода  судов через районы, где плавание затруднено или опасно.

 

.8 Рекомендованный путь.

Полоса неопределенной ширины для удобства судов в створе,  которая часто обозначается осевой линией буев.

 

.9 Рекомендованный фарватер.

Полоса, которая специально обследована с тем, чтобы, насколько возможно, гарантировать, что она свободна от опасностей, и в пределах которой рекомендуется плавать судам.

 

.10 Глубоководный путь.

Полоса с определенными границами, тщательно обследованная в  отношении чистоты морского дна и подводных препятствий до  обозначенной на карте глубины.

 

.11 Район повышенной осторожности плавания.

Мера по установлению путей в районе с определенными границами, в пределах которого суда должны следовать с особой  осторожностью и может быть рекомендовано направление потока  движения судов.

 

.12 Район, который следует избегать.

Мера по установлению путей в районе с определенными границами, особо опасном для мореплавания, или в котором особенно важно избегать аварий и который следует избегать всем  судам или определенным типам судов.

 

.13 Установленное направление потока движения.

Направление потока движения, указывающее направление движения, установленное в системе разделения движения.

 

.14 Рекомендованное направление потока движения.

Направление потока движения, указывающее рекомендованное  направление движения, в котором нецелесообразно или нет необходимости принимать установленное направление потока движения.

 

  3. ПРОЦЕДУРЫ И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

 

Процедуры и функции ИМО

 

3.1 ИМО признается единственным международным органом, ответственным за разработку на международном уровне устанавливаемых и рекомендуемых мер, касающихся путей движения судов.

 

3.2 При решении вопроса о принятии или изменении системы разделения движения, ИМО будет учитывать:

 

.1 позволят ли предлагаемые средства навигационного оборудования мореплавателям определить местоположение судна с точностью, достаточной для плавания в данной системе в соответствии с правилом 10 Международных правил предупреждения  столкновения судов в море 1972 года с поправками;

 

.2 является ли состояние гидрографических промеров в районе  удовлетворительным;

 

.3 учитывает ли эта система принятые требования к планированию  систем разделения движения и соответствует ли она критериям  их проектирования, а также принятым методам установления путей.

 

3.3 При решении вопроса о принятии или изменении системы установления путей, не являющейся системой разделения движения, ИМО будет учитывать, соответствуют ли средства навигационного оборудования и состояние гидрографических промеров целям этой системы.

 

3.4 ИМО не должна принимать или изменять какую-либо систему установления путей без согласования с заинтересованными прибрежными государствами, когда эта система может повлиять на:

 

.1 права и существующую практику этих государств в отношении  разработки живых и минеральных ресурсов;

 

.2 окружающую среду, потоки движения или принятые системы установления путей в соответствующих районах плавания;

 

.3 требования к усовершенствованию или корректировке средств  навигационного оборудования или гидрографических промеров в  соответствующих районах плавания.

 

Ответственность правительств и рекомендованная практика

 

3.5 Новая или измененная система установления путей, принятая ИМО, не вступит в силу как система, принятая ИМО, до даты, объявленной правительством, предложившим эту систему, которая будет направлена в ИМО ответственным правительством. Эта дата не должна наступить ранее чем через шесть месяцев после даты принятия ИМО системы установления путей, однако, если издание новых карт требует значительно большего промежутка времени между принятием и введением системы, ИМО устанавливает более позднюю дату с учетом обстоятельств данного случая. Если во время принятия системы Организацией правительство, предложившее систему, не может объявить определенную дату введения системы, информация об этом должна быть как можно быстрее передана ИМО, а объявленная затем дата введения системы не должна наступить ранее, чем через четыре месяца после даты  объявления; в случае системы разделения движения также должна быть установлена точная дата ее введения. В случае длительной задержки такого объявления, заинтересованное правительство должно периодически информировать ИМО о ситуации и прогнозах вероятного введения системы. До вступления системы в силу карты должны быть заблаговременно откорректированы через извещения мореплавателям или переизданы для нанесения на них принятой системы.

 

3.6 Ответственное правительство, вводящее новую или измененную систему установления путей, должно обеспечить, чтобы исчерпывающее и окончательное описание планируемых изменений в средствах навигационного оборудования, районах якорной стоянки или местах приемки лоцмана на борт судна, которые тесно связаны с системой и играют важную роль в ее эффективном использовании мореплавателями, были доведены до сведения соответствующей гидрографической службы по меньшей мере за шесть месяцев до даты введения системы.

 

3.7 Выбор и разработка систем установления путей является в первую очередь обязанностью заинтересованных правительств.

 

3.8 Правительство, предлагающее новую систему установления путей или изменение принятой системы, любая часть которой находится за пределами его территориального моря, должно проконсультироваться с ИМО с тем, чтобы такая система могла быть принята или изменена ИМО для международного использования. Такое правительство должно представить все необходимые сведения, в частности, касающиеся номера, даты издания и, если возможно, геодезической системы на основе которой издана справочная карта, используемая для планирования системы установления путей. В случае необходимости, оно должно также представлять следующие дополнительные сведения:

 

.1 причины, исключающие использование системы установления путей или любой ее части определенными судами или типами судов;

 

.2 любые альтернативные меры по установлению путей, при необходимости, для судов или определенных типов судов, которые не  могут пользоваться системой установления путей или ее частя ми.

 

Такая система, если она принята, не может быть изменена или временно исключена до того, как будет проведена консультация с ИМО и получено ее согласие, за исключением случаев, когда местные условия и крайняя необходимость требуют принятия срочных мер. При рассмотрении предложения ИМО должно учитывать цели, процедуры, ответственность, методы и критерии, предусматриваемые для систем установления путей, изложенные в настоящих общих положениях.

 

3.9 В случае крайней необходимости, который может возникнуть, например, в результате неожиданного блокирования или загромождения полосы движения обломками затонувшего судна или другим опасным препятствием, ответственное и предложившее эту систему правительство (или правительства) может внести немедленно временные изменения в такую систему разделения движения с тем, чтобы направить поток движения на достаточно удаленном расстоянии от появившейся опасности. В таких случаях заинтересованное правительство (или правительства) должно принять все возможные меры, чтобы срочно сообщить мореплавателям об этой опасности и о временных изменениях маршрутов движения.

 

3.10 Правительствам рекомендуется обеспечить, насколько это практически возможно, чтобы нефтяные буровые установки, платформы и другие подобные сооружения не устанавливались внутри систем установления путей, принятых Организацией, или вблизи их границ. Если нет возможности избежать временной установки оборудования для разведки ископаемых или другого подобного сооружения в пределах принятой системы разделения движения, то такая система, при необходимости, должна быть временно изменена в соответствии с указаниями, изложенными в разделе 7.

 

3.11 Если вышеупомянутая разведка ископаемых приведет к открытию перспективных скважин, то влияние последующей разработки на безопасность мореплавания должно быть внимательно рассмотрено. Если нет возможности избежать установки постоянных сооружений в пределах системы разделения движения, то соответствующие постоянные изменения в системе, если это окажется необходимым, должны быть представлены ИМО для принятия.

 

3.12 Правительствам, устанавливающим системы разделения движения, расположенные полностью в пределах их территориального моря, рекомендуется планировать системы в соответствии с критериями ИМО для таких систем и представлять их в ИМО для принятия.

 

3.13 Если по какой-либо причине правительство принимает решение не представлять в ИМО систему разделения движения, то при оповещении мореплавателей о новой системе оно должно обеспечить, чтобы на картах и в навигационных пособиях имелись четкие указания в отношении того, какие правила применяются при использовании этой системы.

 

3.14 Правительствам, устанавливающим системы установления путей, не являющиеся системами разделения движения, расположенные полностью в пределах их территориальных морей, рекомендуется придерживаться той же процедуры, которая изложена в пунктах 3.12 и 3.13 выше.

 

3.15 Пунктом k и пунктом l правила 10 МППСС 1972 года предусмотрено, что судно, ограниченное в возможности маневрировать, когда оно занято операцией по поддержанию безопасности мореплавания или операцией по прокладке, обслуживанию или поднятию подводного кабеля в пределах системы разделения движения, освобождается от выполнения правила 10 в той мере, в какой это необходимо для осуществления операции. Правительство или организация, несущие ответственность за безопасность мореплавания в пределах системы разделения движения должны обеспечить, чтобы:

 

.1 информация о намерении провести такую операцию в первую очередь направлялась каждому заинтересованному правительству или соответствующей заинтересованной организации;

 

.2 информация о таких судах, работающих в системе разделения  движения, насколько это практически возможно, была опубликована заранее в извещениях мореплавателям, а навигационные предупреждения передавались по радио до начала проведения упомянутых операций и через определенные промежутки времени во время проведения операций;

 

.3 такие операции по возможности не проводились в условиях ограниченной видимости.

 

3.16 Ни один из пунктов общих положений об установлении путей движения судов не наносит ущерба положениям Конвенции ООН по морскому праву 1982 года и существующим или могущим иметь место в будущем требованиям и правовым положениям любого государства, касающимся вопросов морского права, а также характера и пределов юрисдикции прибрежного государства и государства флага.

 

  4. МЕТОДЫ

 

Для достижения целей, изложенных в разделе 1, могут быть использованы, в частности, следующие методы:

 

.1 Разделение встречных потоков движения зонами или линиями  разделения, если нет возможности использовать зоны

 Рис.1
Разделение движения зоной и линией разделения

 

По этому методу потоки движения, идущие в противоположных или почти противоположных направлениях, разделены зонами (4) или линиями (3) разделения; предпочтительнее использовать зоны, но в узких проходах и каналах может возникнуть необходимость использовать линию разделения для обеспечения более широких полос движения. Линии разделения на всем протяжении могут заменяться зонами разделения в местах, где такая мера может поддержать и облегчить выполнение надлежащих процедур судами, пересекающими полосы разделения движения. Внешние границы (6) таких систем разделения движения являются внешними границами полос движения. Стрелки (1) показывают установленное направление потока движения.

 

.2 Разделение встречных потоков движения судов естественными препятствиями и географически определенными объектами. Этот метод применяется там, где имеется определенный район с препятствиями, такими как острова, банки или скалы, ограничивающими свободное движение и создающими естественное разделение встречных потоков движения.

 Рис.2
Разделение движения естественными препятствиями

 

 

 .3 Разделение транзитного и местного движения путем установления зон прибрежного плавания


Купить полный текст документа можно после авторизации

За дополнительной информацией обращайтесь в ООО "Планета Одесса"
Тел. +38 (048) 792-54-36, 050-336-5436 email: rise3info@gmail.com

Home