ГЛАВА XII.
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ МЕРЫ БЕЗОПАСНОСТИ ДЛЯ НАВАЛОЧНЫХ СУДОВ
Принята Конференцией в 1997 г.
С изменениями, внесенными
Дата принятия |
Год |
Документ |
Вступление в силу |
12.12.2002 |
2002 |
MSC.134(76) |
01.07.2004 |
Для
целей данной главы:
1. Навалочное судно
означает навалочное судно, определенное в правиле IX/1.6.
2. Навалочное судно
с одинарным корпусом* означает навалочное судно, в котором грузовые трюмы ограничены
по бортам обшивкой борта судна.
________
* См. MSC.89(71).
3. Длина навалочного
судна означает длину, определенную действующей Международной конвенцией о
грузовой марке.
4. Навалочный груз
означает любой материал, иной чем жидкость или газ, состоящий из сочетания
частиц, гранул или любых более крупных кусков материала, в основном
единообразного по составу, который грузится прямо в грузовые помещения судна
без какого-либо временного вида тары.
5. Стандарты
прочности переборок и второго дна навалочных судов означают "Стандарты для
оценки размеров поперечных сечений набора водонепроницаемой переборки с
вертикальными гофрами между двумя самыми носовыми грузовыми трюмами и оценки
допустимой загрузки носового грузового трюма", принятые резолюцией 4
Конференции Договаривающихся правительств Международной конвенции по охране
человеческой жизни на море 1974 г. 28 ноября 1997 г. с возможными поправками
Организации, при условии что такие поправки принимаются, вступают в силу и действуют
в соответствии с положениями статьи VIII
настоящей Конвенции, касающимися процедур внесения поправок в Приложение, за
исключением его главы I.
6. Термин суда,
построенные имеет то же самое значение, что и указанное в правиле II-1/1.1.3.1.
Навалочные суда должны отвечать требованиям данной главы, в
дополнение к применимым требованиям других глав.
Правило
3.
Сроки задействования
(Данное правило применяется
к судам, построенным до 1 июля 1999 г.)
Навалочные суда, к которым применимы правила 4 или 6, должны отвечать положениям таковых правил согласно
нижеследующим срокам, со ссылкой на расширенную программу проверок, требуемых
правилом XI-1/2:
.1 навалочные
суда, которым исполнится 20 лет и более на 1 июля 1999 г., — к дате первого
промежуточного или первого периодического освидетельствования после 1 июля 1999
г., смотря по тому, что наступит ранее;
.2 навалочные
судна, которым на 1 июля 1999 г. исполнится 15 лет и более, но менее 20 лет, —
к дате первого периодического освидетельствования после 1 июля 1999 г., но не
позднее 1 июля 2002 г.; и
.3 навалочные
суда, которым на 1 июля 1999 г. будет менее 15 лет, — к дате первого
периодического освидетельствования после даты, на которую судну исполнится 15
лет, но не позднее даты, на которую ему исполнится 17 лет.
Правило
4.
Требования к остойчивости в поврежденном состоянии
навалочных судов
1. Навалочные суда с
одинарным корпусом длиной 150 м и более, спроектированные для перевозки
навалочных грузов плотностью 1000 кг/м3 и более, построенные 1 июля
1999 г. и после этой даты, при загрузке по летнюю грузовую марку, должны
выдерживать затопление любого одного грузового трюма, находящегося в любом
состоянии загрузки, и оставаться на плаву в удовлетворительном состоянии
равновесия, как предписано в пункте 3.
2. Навалочные суда* с
одинарным корпусом длиной 150 м и более, перевозящие навалочные грузы
плотностью 1780 кг/м3 и более, построенные до 1 июля 1999 г., при
загрузке по летнюю грузовую марку, должны выдерживать затопление носового
трюма, находящегося в любом состоянии загрузки, и оставаться на плаву в
удовлетворительном состоянии равновесия, как предписано в пункте 3. Данное
требование должно быть выполнено в соответствии со сроками, указанными в
правиле 3.
_________
* См. MSC.79(70).
3. С учетом положений
пункта 6, условие равновесия после затопления должно
удовлетворять таковому, заложенному в Приложении к резолюции A.320(IХ) — Правило,
эквивалентное правилу 27 Международной конвенции о грузовой марке 1966 г., с
поправками в резолюции A.514(13). Расчетное затопление принимает к учету
затопление только помещения грузового трюма. Проницаемость загруженного трюма
принимается равной 0,9, а проницаемость порожнего — 0,95, если в расчет не
принимается проницаемость, соответствующая конкретному грузу для объема
затопленного трюма, занятого грузом, а проницаемость 0,95 принимается для
оставшейся порожней части объема трюма.
4. Навалочные суда,
построенные до 1 июля 1999 г., которым был назначен уменьшенный надводный борт
в соответствии с правилом 27(7) Международной
конвенции о грузовой марке 1966 г., как оно было принято 5 апреля 1966 г.,
могут считаться отвечающими требованиям пункта 2
данного правила.
5. Навалочные суда,
которым был назначен уменьшенный надводный борт в соответствии с положениями
пункта 8 правила, эквивалентного правилу 27
Международной конвенции о грузовой марке 1966 г., принятого резолюцией
A.320(IХ) с поправками в резолюции A.514(13), могут считаться отвечающими
требованиям пунктов 1 или 2,
соответственно.
6. На навалочных
судах, которым был назначен уменьшенный надводный борт в соответствии с
положениями правила 27(8) Приложения В к Протоколу 1988 г. к Международной
конвенции о грузовой марке 1966 г., условие равновесия после затопления должно
отвечать соответствующим положениям Протокола 1988 г.
Правило 5.
Прочность конструкции навалочных судов
(Данное правило применяется
к навалочным судам, построенным 1 июля 1999 г. и после этой даты)
Навалочные суда с одинарным корпусом длиной 150 м и более,
спроектированные для перевозки навалочных грузов плотностью 1000 кг/м3
и более, должны иметь достаточную прочность, чтобы выдерживать затопление
любого одного грузового трюма в любых условиях загрузки и балластировки судна,
принимая во внимание динамические нагрузки от наличия воды в трюме и учитывая
рекомендации, принятые Организацией*.
___________
* См. Рекомендацию по выполнению правила ХII/5
Конвенции СОЛАС, принятую резолюцией 3 Конференции 1997 г. Договаривающихся
правительств.
Правило 6.
Требования к конструкции навалочных судов и иные
требования
(Данное правило применяется
к навалочным судам, построенным до 1 июля 1999 г.)
1. Навалочные суда с
одинарным корпусом длиной 150 м и более, перевозящие навалочные грузы
плотностью 1780 кг/м3 и более, должны отвечать требованиям данного
правила в соответствии со сроками, предписанными в правиле 3.
2. Поперечная
водонепроницаемая переборка между двумя самыми носовыми грузовыми трюмами и
второе дно носового трюма должны иметь достаточную прочность, чтобы выдерживать
затопление носового грузового трюма, принимая также во внимание динамические
нагрузки от наличия воды в трюме, в соответствии со Стандартами прочности
переборок и второго дна навалочных судов. Для целей данного правила
вышеуказанные Стандарты прочности переборок и второго дна навалочных судов
рассматриваются как обязательные.
3. При рассмотрении
вопроса о необходимости и объеме подкреплений поперечной водонепроницаемой
переборки или второго дна, в целях выполнения требований пункта 2, нижеследующие ограничения могут быть приняты во внимание:
.1 ограничения по распределению
общего веса груза между трюмами; и
.2 ограничения в максимальном
дедвейте.
4. На навалочных
судах, использующих любой из двух видов или оба вида ограничений, приведенных в
пунктах 3.1 и 3.2
выше, в целях выполнения требований пункта 2, эти
ограничения действуют всегда, когда перевозятся навалочные грузы плотностью
1780 кг/м3 и более.
Правило 7.
Освидетельствование грузовых трюмов навалочных судов
(Данное правило применяется
к навалочным судам, построенным до 1 июля 1999 г.)
Навалочное судно с одинарным корпусом длиной 150 м и более,
возрастом 10 лет и более, не должно перевозить навалочные грузы плотностью 1780
кг/м3 и более, если оно не прошло удовлетворительно либо:
.1 периодическое
освидетельствование в соответствии с расширенной программой проверок, требуемых
правилом XI-1/2; или
.2
освидетельствование всех грузовых трюмов в том же самом объеме, как это
требуется при периодических освидетельствованиях в расширенной программе
требуемых правилом XI-1/2 проверок при
освидетельствовании.
Правило
8.
Информация о выполнении требований к навалочным судам
1. Буклет, требуемый
правилом VI/7.2, заверяется Администрацией или, по ее
поручению, в целях указания на то, что выполняются правила 4, 5, 6 и 7,
соответственно.
2. Любые ограничения,
наложенные на перевозку навалочных грузов плотностью 1780 кг/м3 и
более в соответствии с требованиями правила 6,
указываются в буклете, упоминаемом в пункте 1.
3. Навалочное судно,
к которому применяется пункт 2, постоянно несет на
обоих бортах, в средней части судна, равносторонний треугольник* вершиной
вверх, с длиной стороны 500 мм, верхний угол которого располагается на 300 мм
ниже палубной линии, и окрашенный в цвет, контрастирующий с окраской корпуса
судна.
_________
* См. MSC.89(71).
Правило 9.
Требования к навалочным судам, не способными выполнять правило 4.2 из-за
конфигурации их грузовых трюмов
(Данное правило применяется
к навалочным судам, построенным до 1 июля 1999 г.)
Для навалочных судов, подпадающих под действие правила 4.2, построенных с недостаточным количеством поперечных
водонепроницаемых переборок, чтобы отвечать требованиям вышеуказанного правила,
Администрация может позволить послабление в выполнении правил 4.2 и 6, при условии что эти
суда отвечают следующим требованиям:
.1 в отношении
носового грузового трюма, проверки, предписанные при проведении ежегодного
освидетельствования по расширенной программе проверок, требуемых правилом XI-1/2, заменяются на проверки, предписанные там же,
для промежуточного освидетельствования грузовых трюмов;
.2 иметь систему
аварийно-предупредительной сигнализации о высоком уровне воды в льяльных
колодцах всех грузовых трюмов или в тоннеле грузового конвейера,
соответственно, подающую звуковой и световой сигналы тревоги на ходовом
мостике, одобренную Администрацией или признанной организацией, в соответствии
с положениями правила XI-1/1; и
.3 иметь подробную
информацию по специфичным сценариям затопления грузовых трюмов. Эта информация
должна сопровождаться подробными инструкциями по мерам готовности к оставлению
судна, согласно положениям раздела 8
Международного кодекса по управлению безопасностью (МКУБ), и использоваться как
основа для подготовки экипажа и учебных тревог.
Правило
10.
Декларация о плотности навалочного груза
1. До погрузки
навалочного груза на навалочное судно, грузоотправитель должен объявить
плотность груза дополнительно к информации, требуемой в соответствии с правилом
VI/2.
2. Любой груз с
объявленной плотностью от 1250 до 1780 кг/м3 должен пройти проверку
на плотность, выполненную аккредитованной на проведение испытаний организацией
для перевозки на навалочных судах, к которым применяется правило 6, если такие навалочные суда не отвечают всем соответствующим
требованиям данной главы, применимым к перевозке навалочных грузов с плотностью
1780 кг/м3 и более*.
Правило
11.
Прибор для определения нагрузки
(Данное правило применяется
к навалочным судам, независимо от даты их постройки)
1. Навалочные суда
длиной 150 м и более оборудуются прибором, способным предоставлять информацию о
перерезывающих силах и