ИМО(1993). Конвенция о Международной морской организации

 

      Конвенция

О МЕЖДУНАРОДНОЙ МОРСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

(Женева, 6 марта 1948 года)

(в ред. от 10.11.1984)

 

       (C поправками,  вступившими в силу

06.10.1967, 

03.11.1968, 

01.04.1978,

22.05.1982 (в отношении ст. 66 - 28.07.1982),

10.11.1984.

 

С изменениями внесенными резолюциями

 (A.735(18) 04.11.1993)

 

Изменения резолюции A.724(17) от 07.11.1991
не внесены -

не вступили в силу на 01.12.2003

 

 

Государства - участники настоящей Конвенции настоящим учреждают Международную морскую организацию (далее именуемую "Организация").

 

     Часть I. ЦЕЛИ ОРГАНИЗАЦИИ

 

      Статья 1

 

Организация преследует цели:

 

  a) обеспечивать механизм сотрудничества правительств в области правительственного регулирования и практики в технических вопросах любого рода, затрагивающих международное торговое судоходство; поощрять и содействовать всеобщему принятию практически возможных максимальных норм в вопросах, касающихся безопасности на море, эффективности судоходства, предотвращения загрязнения моря с судов и борьбы с ним, а также рассматривать административные и правовые вопросы, связанные с целями, изложенными в настоящей статье;

 

b) поощрять устранение дискриминационных мер и излишних ограничений со стороны правительств, затрагивающих международное торговое судоходство, с тем чтобы мировая торговля могла без дискриминации пользоваться услугами судоходства; содействие и поощрение, оказываемые правительством в целях развития своего национального судоходства и в целях обеспечения безопасности, не являются сами по себе дискриминацией при условии, что такое содействие и поощрение не основаны на мерах, направленных на ограничение свободы для судов всех флагов участвовать в международной торговле;

 

c) обеспечивать рассмотрение Организацией, в соответствии с частью II, вопросов, касающихся несправедливых ограничений со стороны судоходных компаний;

 

   d) обеспечивать рассмотрение Организацией любых вопросов, касающихся судоходства и воздействия на морскую среду, которые могут быть переданы ей любым органом или специализированным учреждением Организации Объединенных Наций;

 

e) обеспечивать обмен информацией между правительствами по вопросам, находящимся на рассмотрении Организации.

 

     Часть II. ФУНКЦИИ

 

    Статья 2

 

Для достижения целей, изложенных в части I, Организация:

 

    a) с учетом положений статьи 3, рассматривает и выносит рекомендации по вопросам, возникающим в связи с пунктами "a", "b" и "c" статьи 1, которые могут быть переданы ей членами Организации, любым органом или специализированным учреждением Организации Объединенных Наций или любой иной межправительственной организацией, или по вопросам, переданным ей в соответствии с пунктом "d" статьи 1;

 

   b) обеспечивает разработку проектов конвенций, соглашений или других соответствующих документов и рекомендует их правительствам и межправительственным организациям, а также созывает такие конференции, какие могут быть необходимы;

 

   c) обеспечивает механизм для консультаций между членами Организации и обмена информацией между правительствами;

 

d) выполняет функции, вытекающие из пунктов "a", "b" и "c" настоящей статьи, в частности те, которые возлагаются на нее международными документами, касающимися морских вопросов и воздействия судоходства на морскую среду, или в соответствии с ними;

 

 e) содействует, при необходимости и в соответствии с частью X, техническому сотрудничеству в рамках компетенции Организации.

 

     Статья 3

 

По вопросам, которые, по мнению Организации, могут быть решены в порядке обычной деловой практики, принятой в международном судоходстве, Организация рекомендует именно такой способ решения вопросов. Если, по мнению Организации, какой-либо вопрос, касающийся несправедливых ограничений со стороны судоходных компаний, не может быть урегулирован в порядке обычной деловой практики, принятой в международном судоходстве, или когда действительно окажется, что он не может быть решен в таком порядке, Организация, при условии что этот вопрос уже являлся предметом прямых переговоров между заинтересованными членами Организации, по просьбе одного из этих членов рассматривает этот вопрос.

 

     Часть III. ЧЛЕНЫ ОРГАНИЗАЦИИ

 

    Статья 4

 

Прием в члены Организации открыт для всех государств при условии соблюдения положений части III.

 

       Статья 5

 

Члены Организации Объединенных Наций могут стать членами Организации, став участниками Конвенции в соответствии с положениями статьи 71.

 

       Статья 6

 

Государства, не являющиеся членами Организации Объединенных Наций, которым было предложено направить своих представителей на Морскую конференцию Организации Объединенных Наций, созванную в Женеве 19 февраля 1948 года, могут стать членами Организации, став участниками Конвенции в соответствии с положениями статьи 71.

 

      Статья 7

 

Любое государство, не имеющее права стать членом Организации в соответствии со статьей 5 или 6, может обратиться с просьбой через Генерального секретаря Организации о приеме в члены Организации и будет принято после того, как оно станет участником Конвенции в соответствии с положениями статьи 71, при условии, что после рекомендации Совета о приеме его просьба была одобрена двумя третями членов Организации, не являющихся ассоциированными членами.

 

      Статья 8

 

Любая территория или группа территорий, на которую член Организации, несущий ответственность за внешние сношения этой территории или группы территорий, или Организация Объединенных Наций распространили действие Конвенции в соответствии со статьей 72, может стать ассоциированным членом Организации путем направления таким членом Организации либо, в зависимости от случая, Организацией Объединенных Наций письменного уведомления Генеральному секретарю Организации Объединенных Наций.

 

    Статья 9

 

Ассоциированный член Организации имеет права и обязанности члена Организации согласно Конвенции, за исключением того, что он не имеет права голоса и права быть избранным в члены Совета. С учетом этого выражение "член Организации" в Конвенции считается включающим ассоциированного члена, если из контекста не вытекает иного.

 

    Статья 10

 

Никакое государство или территория не может стать или оставаться членом Организации, если это противоречит резолюции Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций.

 

    Часть IV. ОРГАНЫ

 

      Статья 11

 

Организация состоит из Ассамблеи, Совета, Комитета по безопасности на море, Юридического комитета, Комитета по защите морской среды, Комитета по техническому сотрудничеству и таких вспомогательных органов, какие Организация может в любое время счесть необходимыми, а также Секретариата.

 

    Часть V. АССАМБЛЕЯ

 

    Статья 12

 

Ассамблея состоит из всех членов Организации.

 

    Статья 13

 

Очередные сессии Ассамблеи проводятся один раз каждые два года. Внеочередные сессии созываются после уведомления за шестьдесят дней в случаях, когда одна треть членов Организации уведомит Генерального секретаря о том, что они выражают пожелание созвать сессию, или в любое время, если Совет сочтет это необходимым, после уведомления за шестьдесят дней.

 

    Статья 14

 

Большинство членов Организации, не являющихся ассоциированными членами, составляет кворум на заседаниях Ассамблеи.

 

      Статья 15

 

Ассамблея выполняет следующие функции:

 

a) избирает на каждой очередной сессии из числа своих членов, не являющихся ассоциированными членами, председателя Ассамблеи и двух заместителей председателя, которые выполняют свои обязанности до следующей очередной сессии;

 

b) устанавливает свои Правила процедуры, за исключением случаев, когда в Конвенции предусмотрено иное;

 

c) учреждает любые временные или, по рекомендации Совета, постоянные вспомогательные органы, которые она может счесть необходимыми;

 

d) избирает членов Организации в Совет в соответствии со статьей 17;

 

e) получает и рассматривает доклады Совета, а также принимает решение по любому переданному ей Советом вопросу;

 

  f) утверждает программу работы Организации;

 

  g) принимает путем голосования бюджет и определяет финансовые мероприятия Организации в соответствии с частью XII;

 

h) проверяет расходы и утверждает финансовые отчеты Организации;

 

  i) выполняет функции Организации, при условии, что вопросы, относящиеся к пунктам "a" и "b" статьи 2, Ассамблея передает Совету для подготовки любых рекомендаций или документов по ним и что любые рекомендации или документы, представленные Ассамблее Советом и не принятые ею, вновь передаются Совету для дальнейшего рассмотрения с такими замечаниями, какие Ассамблея может сделать;

 

       j) выносит рекомендации членам Организации относительно принятия правил и руководств, касающихся безопасности на море, и предотвращения загрязнения моря с судов и борьбы с ним, а также других вопросов, касающихся воздействия судоходства на морскую среду, которые возложены на Организацию международными документами или в соответствии с ними, или поправок к таким правилам и руководствам, которые были ей переданы;

 

 k) принимает такие меры, какие она может счесть необходимыми для содействия техническому сотрудничеству в соответствии с пунктом "c" статьи 2, принимая во внимание особые потребности развивающихся стран;

 

 l) принимает решения относительно созыва международных конференций или применения любой другой соответствующей процедуры для принятия международных конвенций или поправок к любым международным конвенциям, которые были разработаны Комитетом по безопасности на море, Юридическим комитетом, Комитетом по защите морской среды, Комитетом по техническому сотрудничеству или другими органами Организации;

 

m) передает Совету для рассмотрения или принятия решения любые вопросы, входящие в компетенцию Организации, за исключением того, что функция вынесения рекомендаций, согласно пункту "j" настоящей статьи, такой передаче не подлежит.

 

    Часть VI. СОВЕТ

 

        Статья 16

 

Совет состоит из сорока членов, избираемых Ассамблеей.

 

(текст статьи заменен резолюцией A.735(18) от 04.11.1993)

 

        Статья 17

 

При выборах членов Совета Ассамблея соблюдает следующие критерии:

 

   a) десять членов должны быть государствами, наиболее заинтересованными в предоставлении услуг в области международного морского судоходства;

 

   b) десять членов должны быть другими государствами, наиболее заинтересованными в международной морской торговле;

 

  c) двадцать членов должны быть государствами, не избранными в соответствии с пунктом "а" или " b" выше, которые имеют особую заинтересованность в морских перевозках или судоходстве и избрание которых в Совет обеспечит представительство всех основных географических районов мира.

 

(текст статьи заменен резолюцией A.735(18) от 04.11.1993)

 

    Статья 18

 

Члены Организации, представленные в Совете в соответствии со статьей 16, входят в состав Совета до конца следующей очередной сессии Ассамблеи. Члены Совета имеют право быть переизбранными.

 

      Статья 19

 

a) Совет избирает своего председателя и принимает свои Правила процедуры, за исключением случаев, когда в Конвенции предусмотрено иное.

 

 b) Двадцать шесть членов Совета составляют кворум.

 

(подпункт заменен резолюцией A.735(18) от 04.11.1993)

 

c) Совет проводит заседания, как это может быть необходимо для эффективного выполнения им своих обязанностей, после уведомления за один месяц, по предложению председателя или по просьбе не менее четырех членов Совета. Совет проводит заседания в удобном для него месте.

 

    Статья 20

 

Совет приглашает любого члена Организации участвовать без права голоса в обсуждении Советом любого вопроса, представляющего особый интерес для этого члена Организации.

 

      Статья 21

 

a) Совет рассматривает проекты программы работы и бюджетной сметы, подготовленные Генеральным секретарем в свете предложений Комитета по безопасности на море, Юридического комитета, Комитета по защите морской среды, Комитета по техническому сотрудничеству и других органов Организации, и, учитывая эти предложения, а также принимая во внимание общие интересы и приоритеты Организации, устанавливает и представляет Ассамблее программу работы и бюджет Организации.

 

 b) Совет получает доклады, предложения и рекомендации Комитета по безопасности на море, Юридического комитета, Комитета по защите морской среды, Комитета по техническому сотрудничеству, а также других органов Организации и направляет их Ассамблее, а в период между сессиями Ассамблеи - членам Организации для информации вместе с замечаниями и рекомендациями Совета.

 

c) Вопросы, охватываемые статьями 28, 33, 38 и 43, рассматриваются Советом только после получения заключения по ним от Комитета по безопасности на море, Юридического комитета, Комитета по защите морской среды или Комитета по техническому сотрудничеству, в зависимости от случая.

 

       Статья 22

 

Совет, с одобрения Ассамблеи, назначает Генерального секретаря. Совет также обеспечивает назначение другого персонала, который может быть необходим, и определяет условия службы Генерального секретаря и другого персонала, причем эти условия, насколько возможно, соответствуют условиям, применимым в Организации Объединенных Наций и ее специализированных учреждениях.

 

      Статья 23

 

Совет представляет Ассамблее на каждой ее очередной сессии доклад о работе Организации за период, истекший после предыдущей очередной сессии Ассамблеи.

 

    Статья 24

 

Совет представляет Ассамблее финансовые отчеты Организации вместе со своими замечаниями и рекомендациями.

 

            Статья 25

 

a) Совет может заключать договоры или соглашения, касающиеся связи Организации с другими организациями, как предусмотрено в части XV. Такие договоры или соглашения подлежат утверждению Ассамблеей.

 

 b) С учетом положений части XV и связей, поддерживаемых соответствующими Комитетами с другими органами согласно статьям 28, 33, 38 и 43, Совет отвечает за связи с другими организациями в период между сессиями Ассамблеи.

 

    Статья 26

 

В период между сессиями Ассамблеи Совет выполняет все функции Организации, за исключением функции вынесения рекомендаций согласно пункту "j" статьи 15. Совет, в частности, координирует деятельность органов Организации и может вносить такие изменения в программу работы Организации, какие, безусловно, необходимы для обеспечения ее эффективной деятельности.

 

    Часть VII. КОМИТЕТ ПО БЕЗОПАСНОСТИ НА МОРЕ

 

     Статья 27

 

Комитет по безопасности на море состоит из всех членов Организации.

 

        Статья 28

 

 a) Комитет по безопасности на море рассматривает любой вопрос, входящий в компетенцию Организации и касающийся навигационных средств, постройки и оборудования судов, укомплектования судов экипажами, с точки зрения безопасности, правил предупреждения столкновений судов, обработки опасных грузов, регламентации безопасности на море, гидрографической информации, судовых журналов и штурманской документации, расследования морских аварий, спасания имущества и людей, а также любые другие вопросы, непосредственно затрагивающие безопасность на море.

 

  b) Комитет по безопасности на море обеспечивает механизм для выполнения любых обязанностей, возложенных на него настоящей Конвенцией, Ассамблеей или Советом, или любой обязанности в рамках настоящей статьи, которая может быть возложена на него любым другим международным документом или в соответствии с ним и признана Организацией.

 

c) С учетом положений статьи 25 Комитет по безопасности на море, по просьбе Ассамблеи или Совета либо если он считает такое действие полезным в интересах своей работы, поддерживает такие тесные связи с другими органами, которые могут способствовать достижению целей Организации.

 

      Статья 29

 

Комитет по безопасности на море представляет Совету:

 

 a) предложения в отношении правил безопасности или поправок к правилам безопасности, которые Комитет разработал;

 

 b) рекомендации и руководства, которые Комитет разработал;

 

c) доклад о работе Комитета за период, истекший после предыдущей сессии Совета.

 

      Статья 30

 

Комитет по безопасности на море проводит заседание по меньшей мере один раз в год. Он избирает своих должностных лиц один раз в год и принимает свои Правила процедуры.

 

    Статья 31

 

Несмотря на положения в настоящей Конвенции, предусматривающие иное, но при условии соблюдения положений статьи 27, Комитет по безопасности на море при выполнении функций, возложенных на него какой-либо международной конвенцией или другим документом либо в соответствии с ними, выполняет соответствующие положения этой конвенции или документа, в частности, в отношении правил, устанавливающих процедуры, которые необходимо соблюдать.

 

    Часть VIII. ЮРИДИЧЕСКИЙ КОМИТЕТ

 

     Статья 32

 

Юридический комитет состоит из всех членов Организации.

 

      Статья 33

 

a) Юридический комитет рассматривает любые правовые вопросы, входящие в компетенцию Организации.

 

b) Юридический комитет принимает все необходимые меры для выполнения любых обязанностей, возложенных на него настоящей Конвенцией, Ассамблеей или Советом, или любой обязанности в рамках настоящей статьи, которая может быть возложена на него любым другим международным документом или в соответствии с ним

 


Купить полный текст документа можно после авторизации

За дополнительной информацией обращайтесь в ООО "Планета Одесса"
Тел. +38 (048) 792-54-36, 050-336-5436 email: rise3info@gmail.com

Home