А.714(17) Кодекс безопасной практики размещения и крепления груза. (Кодекс РКГ)

Резолюция А.714(17)

КОДЕКС БЕЗОПАСНОЙ ПРАКТИКИ РАЗМЕЩЕНИЯ И КРЕПЛЕНИЯ ГРУЗА. (Кодекс РКГ)

(Принята 6 ноября 1991 года)

 

 

АССАМБЛЕЯ,

 

ССЫЛАЯСЬ на статью 15j Конвенции о Международной морской организации, касающуюся функций Ассамблеи, в отношении правил и руководств, касающихся безопасности на море,

 

ССЫЛАЯСЬ ТАКЖЕ на резолюцию А.489(XII) о безопасной укладке и креплении укрупненных и прочих грузовых мест на судах, иных чем ячеистые контейнеры, и MSC/Circ.385 от января 1985 года, содержащего положения, которые должны быть включены в Руководство по креплению груза, которое должно находиться на борту судов,

 

ССЫЛАЯСЬ ДАЛЕЕ на резолюцию A.533(13) о факторах, которые необходимо учитывать при обеспечении безопасной укладки и крепления укрупненных грузовых мест и транспортных средств на судах,

 

УЧИТЫВАЯ пересмотренное Руководство ИМО/МОТ по укладке груза в грузовые контейнеры или на транспортные средства,

 

УЧИТЫВАЯ ТАКЖЕ резолюцию А.581(14) о Руководстве по устройствам для крепления автотранспортных средств при перевозке их на судах ро-ро,

 

УЧИТЫВАЯ, что ряд серьезных аварий произошел из-за недостаточности мер безопасности на судах и различной укладки и крепления грузов на автотранспортных устройствах и в контейнерах, и что только соответствующая укладка и крепление груза на надлежащим образом спроектированных и должным образом оборудованных судах может предотвратить распространение таких аварий в будущем,

 

ПРИЗНАВАЯ необходимость улучшить укладку и крепление грузов, вызывающую, как показывает практика, особую опасность для судна, включая автотранспортные средства, перевозимые на борту судов ро-ро,

 

ПРИЗНАВАЯ ДАЛЕЕ, что такое улучшение может быть достигнуто путем создания сводного Кодекса безопасной практики укладки и крепления грузов на борту судов, включающего укладку грузов на автотранспортных средствах и в грузовых контейнерах,

 

ПОЛАГАЯ, что применение такого Кодекса безопасной практики будет повышать безопасность на море,

 

РАССМОТРЕВ рекомендации, сделанные Комитетом по безопасности на море на его пятьдесят восьмой сессии,

 

1.ПРИНИМАЕТ Кодекс безопасной практики размещения и крепления груза, содержащийся в приложении к настоящей резолюции;

 

2.НАСТОЯТЕЛЬНО ПРИЗЫВАЕТ правительства-члены внедрить этот Кодекс как можно ранее;

 

3.УПОЛНОМОЧИВАЕТ Комитет по безопасности на море пересматривать данный Кодекс и вносить в него поправки по мере необходимости;

 

4.ОТМЕНЯЕТ резолюцию А.288(VIII).

 

Приложение.

КОДЕКС БЕЗОПАСНОЙ ПРАКТИКИ РАЗМЕЩЕНИЯ И КРЕПЛЕНИЯ ГРУЗА

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Надлежащее размещение и крепление грузов являются крайне важными для безопасности человеческой жизни на море. Ненадлежащее размещение и крепление грузов привели к многочисленным авариям судов и явились причиной телесных повреждений и потерь человеческих жизней не только в море, а также во время погрузки и выгрузки.

 

В целях решения проблем и опасностей, возникающих ввиду ненадлежащего размещения и крепления определенных грузов на судах, Международная морская организация издает руководства в форме либо резолюции Ассамблеи, либо циркуляров, одобренных Комитетом по безопасности на море, перечисленных ниже*:

 

— Безопасное размещение и крепление укрупненных и прочих грузовых мест на судах, иных чем ячеистые контейнеровозы, резолюция А.489(XII)

 

— Положения для включения в Руководство по креплению груза, предназначенного для судов, MSC/Circ.385

 

— Факторы, которые необходимо учитывать при обеспечении безопасного размещения и крепления укрупненных грузовых мест и транспортных средств на судах, резолюция A.533(13)

 

— Руководство по устройствам для крепления автотранспортных средств при перевозке их на судах ро-ро, резолюция А.581(14)

 

— Руководство ИМО/МОТ по укладке груза в грузовые контейнеры или на транспортные средства

 

— Опасности, связанные с доступом в закрытые помещения, MSC/Circ.487

 

______________

* Резолюции, циркуляры и руководства будут включены в окончательное издание в качестве дополнения.

 

Ускорения, действующие на судно на волнении, складываются из комбинации продольных, вертикальных и преобладающих поперечных движений. Силы, создаваемые этими ускорениями, порождают большинство проблем, связанных с креплением.

 

 

Опасности, возникающие в связи с этим и силами, должны рассматриваться путем предпринятия мер как для того, чтобы обеспечить надлежащее размещение и крепление груза на судне, так и для того, чтобы снизить амплитуду и частоту качки судна.

 

Цепью настоящего Кодекса является обеспечение международной нормы (стандарта) для того, чтобы способствовать безопасному размещению и креплению грузов путем:

 

— привлечения внимания судовладельцев и операторов судов к необходимости обеспечения того, чтобы судно соответствовало своему предназначению;

 

— предоставления совета о том, чтобы судно было оборудовано надлежащими средствами крепления груза;

 

— предоставления общего совета относительно надлежащего размещения и крепления грузов с тем, чтобы свести к минимуму риск для судна и экипажа;

 

— предоставления специального совета о грузах, которые известны тем, что могут вызвать трудности и опасности в связи с их размещением и креплением;

 

— рекомендации о действиях, которые должны быть предприняты в штормовых условиях; и

 

— рекомендации о действиях, которые могут быть предприняты для снижения влияния смещения груза.

 

Предоставляя такой совет, следует принимать во внимание, что капитан судна является ответственным за безопасное проведение рейса и безопасность судна, его экипажа и груза.

 

ОБЩИЕ ПРИНЦИПЫ

 

Все грузы должны быть размещены и закреплены таким образом, чтобы судно и экипаж не подвергались опасности.

 

Безопасное размещение и крепление грузов зависят от надлежащего планирования, исполнения и надзора.

 

Лица, которым поручен надзор за размещением и креплением груза, должны иметь достаточную квалификацию и опыт.

 

Лица, планирующие и осуществляющие надзор за размещением и креплением груза, должны иметь глубокие практические знания в области применения и содержания "Руководства по креплению груза", если таковое имеется на судне.

 

В любых случаях ненадлежащее размещение и крепление груза будут являться возможной опасностью для крепления других грузов и собственно для судна.

 

Решения, принимаемые по мерам размещения и крепления груза, должны основываться на наиболее суровых условиях погоды, которые могут ожидаться на практике в предполагаемом рейсе.

 

Действия, предпринимаемые капитаном по управлению судном, особенно в неблагоприятных условиях погоды, должны принимать во внимание вид и местоположение груза и крепежные устройства.

 

ГЛАВА 1 - ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

 

1.1 Применение

 

Настоящий Кодекс применяется к грузам, перевозимым на судах (иных чем твердые навалом и жидкие грузы наливом и лесоматериалы, перевозимые на палубе), и в особенности к тем грузам, практика размещения и крепления которых доказывает возникновение трудностей.

 

1.2 Определение применяемых терминов

 

Для целей настоящего Кодекса:

 

Грузовое место:

 

— означает транспортное средство, контейнер, платформу, поддон, съемный танк (цистерну), упакованное грузовое место или любое другое место и т.д. и оборудование для погрузки или любую его часть, которая принадлежит судну, но не прикреплена к судну, как определено в резолюции Ассамблеи А.489(XII) (Дополнение).

 

Промежуточный контейнер для навалочных грузов:

 

— означает жесткий, полужесткий или гибкий переносной контейнер для навалочного груза упаковочной вместимостью не более 3 м3 (3000 л), спроектированный для механической перегрузки и испытанный на удовлетворительное сопротивление перегрузочным и транспортным напряжениям.

 

Съемный танк (цистерна):

 

— означает танк, который не закреплен постоянно на борту судна и имеет объем не более 450 л с оболочкой, снабженный внешними элементами устойчивости, обслуживающим оборудованием и конструктивным оборудованием, необходимым для транспортировки газов, жидкостей или твердых грузов.

 

Автоцистерна:

 

— означает транспортное средство на колесах с установленными на нем танком или танками, предназначенными для транспортировки газов, жидкостей или твердых грузов как автомобильными, так и морскими видами транспорта, танк или танки, которые жестко и постоянно соединены с транспортным средством во время всех обычных операций погрузки, транспортировки и выгрузки и которые не заполняются либо опорожняются, находясь на борту судна.

 

Автотранспортное средство:

 

— означает коммерческое транспортное средство, полуприцеп, автопоезд, составной автопоезд или соединение транспортных средств, как определено резолюцией Ассамблеи А.581(14) (дополнение).

 

Полуприцеп накатный:

 

— означает низкое колесное средство для перевозки груза с одной или более осями, расположенными в задней части, и опорой впереди, которое буксируется или толкается в порту или из его места размещения на борту судна с помощью специального буксирного транспортного средства.

 

Судно ро-ро:

 

— означает судно, имеющее одну или несколько закрытых или открытых палуб, обычно не разделенных каким-либо способом и, как правило, расположенных по всей длине судна, на которые грузы обычно грузятся и с которых грузы выгружаются в горизонтальном направлении.

 

Укрупненное грузовое место:

 

— означает, что количество упаковок:

 

.1 либо помещено, либо уложено в штабель и закреплено с помощью стропов, термоусадочной пленки или подобным образом на/в грузовые планшеты (настилы), такие, как поддоны; либо

 

.2 помещено в наружную защитную упаковку, такую, как ящик-поддон (ящичный поддон); либо

 

.3 постоянно скреплено вместе в строп-подъем.

 

1.3 Силы

 

1.3.1 Силы, которые должны быть поглощены с помощью надлежащих устройств, применяемых при укладке и креплении, с тем, чтобы предотвратить смещение груза; в основном включают составляющие, действующие соответственно по осям судна:

 

— продольные;

 

— поперечные; и

 

— вертикальные.

 

Замечание:

Для целей укладки и крепления груза продольные и поперечные силы рассматриваются как главные.

 

1.3.2 Только поперечные силы или результирующая поперечных, продольных и вертикальных сил обычно увеличиваются с высотой укладки и продольного расстояния штабеля от центра качки судна. Наибольшие силы можно ожидать в наиболее удаленной передней оконечности, в наиболее удаленной кормовой оконечности и в наиболее высоком положении штабеля на каждом борту судна.

 

1.3.3 Приложенные поперечные силы возрастают с увеличением метацентрической высоты судна. Чрезмерная метацентрическая высота может быть вызвана:

 

— неправильным проектом судна;

 

— несоответствующим распределением груза; и

 

— несоответствующим распределением бункера и балласта.

 

1.3.4 Груз должен быть распределен таким образом, чтобы судно имело метацентрическую высоту больше требуемого минимума там, где это практически целесообразно в рамках приемлемого верхнего предела, с тем, чтобы свести к минимуму силы, действующие на груз.

 

1.3.5 Помимо сил, ссылка на которые дана выше, груз, перевозимый на палубе, может подвергаться силам, возникающим от действия ветра и волн, заливающих палубу.

 

1.3.6 Ненадлежащее управление судном (курсом или скоростью) может вызвать неблагоприятные силы, действующие на судно и на rpyз.

 

1.3.7 Величина сил может быть оценена путем использования соответствующих методов расчета, которые содержатся в Руководстве по креплению груза, если оно имеется.

 

1.3.8 Хотя действие успокоителей качки может улучшить поведение судна на волнении, действие таких средств не должно приниматься во внимание, когда планируется размещение и крепление грузов.

 

1.4 Поведение грузов

 

1.4.1 Некоторые грузы имеют тенденцию к деформации или самоуплотнению во время рейса, что может привести к ослаблению их крепежных устройств.

 

1.4.2 Грузы с низким коэффициентом трения, когда они укладываются без надлежащих средств увеличения трения, таких, как подстилочный и сепарационный материал, мягкие настилы, резиновые маты и т. д., трудны для крепления, если они не уложены плотно поперек судна.

 

1.5 Критерии для оценки опасности смлещения груза

 

1.5.1 При оценке опасности смещения груза должно приниматься во внимание следующее:

 

— размерные и физические свойства груза;

 

— размещение груза и его укладка на борту судна;

 

— приспособленность судна для данного груза;

 

— пригодность устройств крепления для данного груза;

 

— ожидаемая сезонная погода и условия моря;

 

— ожидаемое поведение судна во время предстоящего рейса;

 

— остойчивость судна;

 

— географический район рейса; и

 

— продолжительность рейса.

 

1.5.2 Эти критерии должны приниматься во внимание при выборе надлежащих методов укладки и крепления и когда рассматриваются силы, подлежащие компенсации с помощью крепежного оборудования.

 

1.5.3 Принимая во внимание вышеупомянутые критерии, капитан может принять груз на борт своего судна, только если он удостоверится в том, что груз может быть безопасно перевезен.

 

 

1.6 Судовое руководство по креплению груза

 

1.6.1 Суда, перевозящие укрупненные грузовые единицы и другие виды грузов, на которые распространяется действие настоящего Кодекса, как в общих чертах представлено в резолюции А.489(XII) (Дополнение), должны иметь Руководство по креплению груза, как подробно описано в MSC/Circ.385.

 

1.6.2 Методы крепления груза, подробно представленные в судовом руководстве по креплению груза, если оно имеется, должны основываться на предполагаемых силах, оказывающих влияние на груз, перевозимый судном, рассчитываемых в соответствии с методом, принятым Администрацией или одобренным классификационным обществом, приемлемым для Администрации.

 

1.7 Оборудование

 

Судовое оборудование для крепления груза должно быть:

 

— в достаточном количестве;

 

— удобным для целей его предназначения, принимая во внимание рекомендации руководства по креплению груза, если оно имеется;

 

— надлежащей прочности;

 

— легким в использовании; и

 

— в хорошем состоянии.

 

1.8 Специальные грузовые транспортные единицы

 

Судовладелец и оператор судна должны, если необходимо, использовать соответствующую экспертизу при рассмотрении отгрузки груза с необычными характеристиками, которые могут потребовать особого внимания при его размещении на борту в зависимости от конструктивной прочности судна, его укладки и крепления и условий погоды, которые могут ожидаться во время предстоящего рейса.

 

1.9 Информация о грузе

 

1.9.1 До принятия груза для отгрузки судовладелец или оператор судна должны обеспечить всю необходимую информацию о грузе и убедиться в том, что:

 

— различные товары, которые должны перевозиться, являются совместимыми друг с другом или соответствующим образом отсепарированы;

 

— груз подходит для судна;

 

— судно пригодно для перевозки груза: и

 

— груз может быть безопасно размешен и закреплен на борту судна и перевезен согласно ожидаемым условиям во время предполагаемого рейса.

 

1.9.2 Капитан судна должен быть обеспечен соответствующей информацией в отношении груза, подлежащего перевозке, так, чтобы его укладка могла быть надлежащим образом спланирована для обработки груза и транспортировки.

 

ГЛАВА 2 - ПРИНЦИПЫ  БЕЗОПАСНОГО РАЗМЕЩЕНИЯ И КРЕПЛЕНИЯ ГРУЗОВ

 

2.1 Пригодность груза для перевозки

 

Грузы, перевозимые в контейнерах, на автотранспортных средствах, в перевозимых морем баржах, в железнодорожных вагонах и других грузовых транспортных единицах, должны быть упакованы и закреплены внутри этих транспортных единиц так, чтобы предотвратить во время рейса повреждения или опасность для судна, люден, находящихся на борту, и для морской окружающей среды.

 

2.2 Распределение груза

 

2.2.1 Крайне важно, чтобы капитан проявил особую ответственность в планировании и наблюдении за укладкой и креплением груза для того, чтобы предотвратить скольжение груза, его опрокидывание, перенапряжение, разрушение и т.д.

 

2.2.2 Груз должен быть распределен таким образом, чтобы остойчивость судна в течение всей продолжительности рейса оставалась в принятых пределах, так, чтобы опасность чрезмерных ускорений являлась сниженной, насколько это практически осуществимо.

 

2.2.3 Распределение груза должно быть таким, чтобы не оказывалось неблагоприятного влияния на конструктивную прочность судна.

 

2.3 Устройства крепления груза

 

2.3.1 Особое внимание должно быть обращено на распределение сил равномерно, насколько это практически возможно, между средствами крепления груза. Если это неосуществимо, устройства должны быть соответственно улучшены.

 

2.3.2 Eсли вследствие сложной конструкции устройств крепления или других обстоятельств ответственное лицо не в состоянии оценивать пригодность устройств, исходя из опыта и знания хорошей морской практики, устройства должны быть проверены путем использования принятого метода расчетов.

 

2.4 Остаточная прочность после использования

 

Устройства крепления груза и оборудование должны иметь достаточную остаточную прочность, допускающую нормальный износ в течение их эксплуатации.

 

2.5 Силы трения

 

Если трение между грузом и палубой судна или конструкцией или между грузовыми транспортными единицами является недостаточным для того, чтобы избежать опасности скольжения, для увеличения трения должен быть применен подходящий материал, такой, как мягкие настилы или подстилочные и сепарационные материалы.

 

2.6 Надзор на борту судна

 


Купить полный текст документа можно после авторизации

За дополнительной информацией обращайтесь в ООО "Планета Одесса"
Тел. +38 (048) 792-54-36, 050-336-5436 email: rise3info@gmail.com

Home