A.686 (17) Кодекс по сигнализации и указателям

 

    Резолюция А.686(17)

   КОДЕКС ПО СИГНАЛИЗАЦИИ И УКАЗАТЕЛЯМ

(Принята 6 ноября 1991 года)

 

 

АССАМБЛЕЯ,

 

ССЫЛАЯСЬ на статью 15j Конвенции о международной морской организации, касающуюся функций Ассамблеи в отношении правил и руководств, касающихся безопасности на море,

 

ОТМЕЧАЯ, что многие документы ИМО, такие как Конвенция СОЛАС 1974 года с поправками и Кодексы МКХ, КХ, МКГ и КГ с поправками содержат положения о сигнализации и указателях,

 

ОТМЕЧАЯ ТАКЖЕ количественный рост систем сигнализации, указателей и контрольного оборудования, которые должны устанавливаться в соответствии с вышеупомянутыми документами ИМО или сверх этих документов,

 

ПРИЗНАВАЯ необходимость разработки руководства по системам сигнализации и указателям для обеспечения последовательности, сокращения числа и видов применяемой сигнализации и указателей и избежания, таким образом, замешательства среди членов экипажа, а также для обеспечения единообразия в применении упомянутых документов ИМО,

 

ПРИЗНАВАЯ ТАКЖЕ необходимость, что такое руководство по сигнализации и указателям должно быть расширено в будущем с тем, чтобы охватить все документы ИМО, которые разработаны или могут быть разработаны,

 

РАССМОТРЕВ рекомендации, сделанные Комитетом по безопасности на море на его пятьдесят девятой сессии,

 

1. ПРИНИМАЕТ Кодекс по сигнализации и указателям, текст которого изложен в приложении к настоящей резолюции;

 

2. РЕКОМЕНДУЕТ правительствам:

 

а) принять надлежащие меры по применению Кодекса; 

 

б) применять Кодекс в качестве международного стандарта  безопасности для проектирования устройств сигнализации  и указателей для судов, судового оборудования и  механизмов; 

 

с) информировать Организацию о мерах, принятых для  применения Кодекса;

 

3. НАСТОЯТЕЛЬНО ПРИЗЫВАЕТ Комитет по безопасности на море и Комитет по защите морской среды учитывать положения Кодекса при разработке новых стандартов для устройств сигнализации и указателей;

 

4. ПРЕДЛАГАЕТ Комитету по безопасности на море и Комитету по защите морской среды вносить изменения в Кодекс или расширить его, если это будет необходимо.

 

   Приложение.

КОДЕКС ПО СИГНАЛИЗАЦИИ И УКАЗАТЕЛЯМ

 

   ПРЕАМБУЛА

 

Настоящий Кодекс разработан на основе следующих принципов:

 

1. Кодекс является рекомендательным документом, непосредственно предназначенным для судов, охватываемых Международной конвенцией по охране человеческой жизни на море 1974 года (Конвенция СОЛАС 1974 года) с поправками и связанными с ней Кодексами (МКХ, КХ, МКГ и КГ). Хотя устройства сигнализации и указатели, требуемые Кодексами на подвижных плавучих буровых установках, ядерных торговых судах, судах с динамическими принципами поддержания и аналогичных специализированных судах, а также Конвенции МАРПОЛ 73/78, специально не включены, Кодекс может применяться как руководство, где это уместно, и в будущем его можно было бы расширить путем включения этих документов. Кодекс может быть также использован для руководства по устройствам сигнализации и указателям, устанавливаемым сверх или в дополнение к тем, которые требуются документами ИМО. Он позволяет применять настоящую практику, действующую в мировом флоте, и предоставляет гибкость для использования альтернативных методов. Однако он предназначен обеспечить единообразие системы между судами, которая повысит безопасность экипажей и их подготовку.

 

2. Кодекс будет полезен практикантам и операторам ввиду объединения в одном документе ссылок на приоритеты, группирование, расположение и типы, включая цвета, условные обозначения и др. устройства сигнализации и указателей на борту судов. Там, где применяемые документы ИМО не выделяют особо тип и расположение конкретных устройств сигнализации, данная информация, насколько это практически возможно, приводится в настоящем Кодексе с целью обеспечения единообразного применения.

 

3. Хотя отдавалось предпочтение обеспечению соответствия терминологии той терминологии, которая используется в документах ИМО, было достигнуто, насколько это практически возможно, соответствие содержанию публикации IEC 92-203:1985 "Электрические установки на судах. Система проектирования - Звуковые и зрительные сигналы".

 

4. Признано, что изменение терминологии и будущие поправки к документам ИМО, к которым отсылается Кодекс, потребует изменений самого Кодекса. Соответственно, Организация при необходимости будет пересматривать Кодекс с учетом, как поправок к документам ИМО, так и будущего развития.

 

5. Администрации поощряются в самом широком распространении настоящего Кодекса среди судовладельцев, операторов, проектантов и других заинтересованных органов.

 

     1. Цель и применение

 

 1.1 Настоящий Кодекс является рекомендательным документом для устройств сигнализации и указателей. Он предназначен для обеспечения общего руководства по проектированию и содействия единообразию типа, расположения и приоритета тех устройств сигнализации и указателей, которые требуются Конвенцией СОЛАС 1974 года с поправками, связанными с ней Кодексами (МКХ, КХ, МКГ и КГ).

 

 1.2 В целях достижения подобного единообразия Кодекс служит также в качестве руководства для устройств сигнализации и указателей, включенных в документы ИМО, кроме тех, которые упомянуты в 1.1.

 

1.3 Кодекс применяется к устройствам сигнализации и указателям на судах, построенных 1 июля 1992 года или после этой даты. Кодекс применяется также к значительной модификации или новым установкам устройств сигнализации и указателей, произведенных 1 июля 1992 года или после этой даты.

 

   2. Определения

 

2.1 Устройство сигнализации. Устройство сигнализации или система сигнализации, которые оповещают звуковыми средствами или звуковыми и визуальными средствами о положении, требующем внимания.

 

 2.2 Устройства аварийной сигнализации. Устройства сигнализации, которые указывают, что существует неминуемая опасность человеческой жизни или судну или его механизмам и что должны быть приняты незамедлительные действия, Следующие устройства классифицируются в качестве устройства аварийной сигнализации:

 

.1 Общая аварийная сигнализация. Сигнал подается в случае  аварийной ситуации всем находящимся на борту лицам,  собирая пассажиров и членов экипажа по месту сбора.

 

.2 Пожарная сигнализация. Сигнал по сбору членов экипажа в  случае пожара.

 

.3 Сигналы тревоги, с помощью которых дается предупреждение  о неминуемой для персонала опасности, включая:

 

.3.1 сигнализацию применения огнетушащего вещества. Сигнал,  предупреждающий о пуске в помещение огнетушащего  вещества;

 

.3.2 сигнализацию закрытия скользящих водонепроницаемых  дверей с приводом от источника энергии. Сигнал,  требуемый правилом II-1/15.9.1 Конвенции СОЛАС или  правилом II-1/15.7.1.6 Конвенции СОЛАС для судов,  построенных 1 февраля 1992 года или после этой даты,  предупреждающий о закрытии скользящих  водонепроницаемых дверей с приводом от источника  энергии.

 

2.3 Устройства первичной сигнализации. Устройства сигнализации, которые указывают положение, требующее немедленного внимания для предотвращения аварийной ситуации. Следующие устройства сигнализации классифицируется в качестве устройств первичной сигнализации:

 

.1 Аварийно-предупредительная сигнализация механизмов.  Устройство сигнализации, которое указывает неисправную  работу или другое ненормальное состояние механизмов и  электрической установки.

 

.2 Аварийно-предупредительная сигнализация рулевого  привода. Устройство сигнализации, которое указывает  неисправную работу или другое ненормальное состояние  систем рулевого привода, т.е. сигнализация перегрузки,  сигнализация фазового разрушения, сигнализация  отсутствия напряжения и сигнализация верхнего уровня  топливного бака системы гидравлики.

 

.3 Сигнализация неисправности системы управления.  Устройство сигнализации, которое указывает неисправность  автоматического или дистанционного, например,  сигнализация неисправности управления двигателя с  ходового мостика.

 

.4 Сигнализация затопления трюмов. Устройство сигнализации,  которое указывает на ненормально высокий уровень воды в  трюме.

 

.5 Сигнализация вызова механиков. Устройство сигнализации,  которое должно работать с поста управления двигателем  или, в зависимости от случая, с местного поста  управления для предупреждения персонала в жилых  помещениях механиков о том, что необходима помощь в  машинном отделении.

 

.6 Индивидуальное устройство подачи сигнала. Устройство  сигнализации для подтверждения безопасности вахтенного  механика, когда он один несет вахту в машинных  помещениях.

 

.7 Сигнализация обнаружения пожара. Устройство сигнализации  для предупреждения экипажа на ходовом мостике, станциях  тушения пожара или где-либо еще о том, что обнаружен  пожар.

 

.8 Устройство сигнализации, указывающее неисправности в  системах аварийной или первичной сигнализации или  системах обнаружения или нарушение подачи  электроэнергии.

 

.9 Сигнализация грузовых помещений. Устройство сигнализации,  которое указывает ненормальные условия, возникающие в  грузовых помещениях или в системах сохранения или  безопасности груза.

 

.10 Сигнализация обнаружения газа. Устройство, которое  указывает, что обнаружен газ.

 

.11 Сигнализация неисправности водонепроницаемых дверей с  приводом от источника энергии. Устройства сигнализации,  которые указывают низкий уровень рабочей жидкости для  водонепроницаемых дверей, низкое давление газа или  потерю накопленной энергии в гидравлических  аккумуляторах и прекращение электропитания скользящих  водонепроницаемых дверей с приводом от источника энергии.

 

2.4 Дополнительные устройства сигнализации. Устройства сигнализации, которые не включены в 2.2 и 2.3.

 

2.5 Указатель. Визуальная индикация, дающая информацию о состоянии системы или оборудования.

 

2.6 Требуемое устройство сигнализации или указатель. Устройство сигнализации или указатель, которые требуются документами ИМО, упомянутыми в 1.1 и 1.2. Любые другие устройства сигнализации и указатели, упомянутые в настоящем Кодексе как нетребуемые устройства сигнализации и указатели.

 

2.7 Вызов по тревоге. Просьба о связи, помощи и/и действии от одного лица другому лицу или группе лиц, т.е. завершение процедуры подачи сигнала и индикация этой просьбы.

 

2.8 Прием. Подтверждение получения вручную сигнала или вызова по тревоге.

 

2.9 Отмена. Остановка вручную сигнала или вызова по тревоге после того, как неисправность устранена.

 

2.10 Группирование. Группирование является общим термином, означающим:

 

.1 установку отдельных устройств сигнализации на панелях  сигнализации или отдельных указателей на панелях  индикации, например устройства сигнализации рулевого  привода на посту рулевого управления, расположенного на  ходовом мостике, или указателей дверей на панели,  указывающей положение водонепроницаемых дверей;

 

 .2 объединение отдельных устройств сигнализации с целью  обеспечения одной сигнализации на дистанционном  положении, например сигнализации механизмов в жилых  помещениях механиков или на ходовом мостике; и

 

.3 размещение сигнализации с точки зрения приоритетности,  например аварийная сигнализация, первичная сигнализация,  вторичная сигнализация.

 

2.11 Кодекс МКХ. Международный кодекс постройки и оборудования судов, перевозящих опасные химические грузы наливом (резолюция MSC.4(48) c поправками).

 

2.12 Кодекс КХ. Кодекс постройки и оборудования судов, перевозящих опасные химические грузы наливом (резолюция MSC.9(53) с поправками).

 

2.13 Кодекс МКГ. Международный кодекс постройки и оборудования судов, перевозящих сжиженные газы наливом (резолюция МSC.5(48) с поправками).

 

2.14 Кодекс КГ. Кодекс постройки и оборудования судов, перевозящих сжиженные газы наливом (резолюция А.328(IХ) с поправками).

 

   3. Общие положения

 

3.1 Индикация устройств сигнализации и указателей должна быть четкой, точно выраженной и последовательной.

 

3.2 Все требуемые устройства сигнализации должны указываться звуковыми или световыми средствами, за исключением устройств аварийной сигнализации 2.2, которые первоначально должны указываться звуковыми сигналами. В машинных отделениях с высоким уровнем внешнего шума звуковые сигналы должны дополняться световыми сигналами в соответствии с 5.1. Звуковые сигналы могут также дополняться световыми сигналами в жилых помещениях.

 

3.3 Новый аварийно-предупредительный сигнал должен ясно отличаться от существующих и принятых сигналов, например существующие и принятые сигналы указываются постоянным светом, а новые сигналы указываются мигающим светом. На посту управления или на других соответствующих постах, если требуется, системы аварийно-предупредительной сигнализации должны быть четко различимы от обычной, аварийно-предупредительной сигнализации, а также сигнализации, срабатывающей при определенных условиях.

 

3.4 Аварийно-предупредительные сигналы должны подаваться до тех пор, пока они не будут приняты, а визуальная индикация каждого отдельного сигнала должна сохраняться до устранения неисправности, после чего система аварийно-предупредительной сигнализации должна автоматически переходить в нормальный режим работы. Если аварийно-предупредительный сигнал принят, а вторая неисправность происходит до устранения первой, должны снова сработать звуковые и световые сигналы.

 

3.5 Аварийно-предупредительные сигналы должны отменяться в том случае, если условия их срабатывания полностью устранены.

 

3.6 Требуемые системы аварийно-предупредительной сигнализации должны непрерывно обеспечиваться питанием с автоматическим переключением на резервный источник в случае прекращения нормального питания. Устройства аварийно-предупредительной сигнализации и первичной сигнализации должны работать от основного источника электроэнергии и от аварийного источника электроэнергии, определенных правилами II-1/42 или II-1/43 Конвенции СОЛАС, до тех пор пока другое оборудование не предусматривается указанными правилами, там где это применимо, за исключением того, что:

 

.1 могут быть использованы те источники электроэнергии для  устройств аварийной сигнализации по закрытию скользящих  водонепроницаемых дверей, которые используются для  закрытия дверей.

 

.2 источником электроэнергии устройства аварийной  сигнализации противопожарных средств могут быть сами  средства, как таковые; и

 

.3 вместо аварийного источника может быть использовано  оборудование постоянной зарядки аккумуляторной батареи,  размещение и износоустойчивость которого равнозначны  аварийному источнику электроэнергии.

 

3.7 Требуемые указатели углового положения руля и указатели положения скользящих водонепроницаемых дверей с приводом от источника электроэнергии должны обеспечиваться питанием от основного источника электроэнергии с автоматическим переключением на резервный источник в случае прекращения нормального питания.

 

3.8 Неисправность нормального питания требуемых систем аварийно-предупредительной сигнализации должна указываться звуковым и визуальным сигналом.

 

3.9 Требуемые системы аварийно-предупредительной сигнализации должны, насколько это практически возможно, иметь конструкцию, обеспечивающую их надежность при отказе отдельных элементов, например, обнаружения незамкнутой цепи должно вызвать звуковой и визуальный сигналы тревоги; см. также правила II-2/13.1.2 и II-2/51.1.4 Конвенции СОЛАС.

 

3.10 Следует предусмотреть положение для проведения функциональной проверки требуемых устройств сигнализации и указателей. Администрация должна обеспечить, например, путем подготовки и проведения учений хорошее знание экипажем всех аварийно-предупредительных и первичных сигналов.

 

3.11 Требуемые системы аварийно-предупредительной сигнализации и указатели должны быть функционально независимыми от систем управления и оборудования или должны достигать равнозначного резервирования.

 

3.12 Компьютерные программы для компьютеризированных систем  аварийно-предупредительной сигнализации и индикации не должны  постоянно стираться или меняться в результате прекращения  нормального питания или колебания в подаче питания. Следует  предусмотреть положение по предотвращению неумышленного или  несанкционированного изменения компьютерных программ.

 

3.13 Кабели для аварийно-предупредительной сигнализации и их  источники питания должны быть огнестойкого типа и должны проходить  настолько прямо, насколько Администрация считает это практически  возможным. Оборудование и кабели для аварийно-предупредительной  сигнализации должны быть установлены таким образом, чтобы свести к  минимуму риск выхода из строя из-за распространения огня,  столкновения, затопления или схожих повреждений.

 

3.14 До той степени, которая рассматривалась Администрацией  практически возможной, аварийная сигнализация должна быть  установлена таким образом, чтобы звуковой сигнал тревоги мог быть  слышан независимо от неисправности какой-либо одной электрической  цепи или компонента.

 

3.15 Должны быть обеспечены средства по недопущению при нормальных  условиях эксплуатации подачи ложных сигналов тревоги, например,  путем предусмотрения временной задержки подачи сигнала тревоги при  нормальных переходных состояниях.

 

3.16 На ходовом мостике должно предусматриваться минимальное  количество устройств сигнализации и указателей, Сигнализация и  указатели, которые не требуют подачи аварийно-предупредительных  сигналов или индикации на ходовой мостик, не должны размещаться на  ходовом мостике, если только это не разрешено Администрацией.

 

3.17 Система должна быть устроена таким образом, чтобы все  аварийные сигналы могли быть приняты или отменены только на  соответствующем посту управления.

 

3.18 Для того, чтобы облегчить техническое обслуживание и уменьшить  риск пожара или причинения вреда персоналу, следует рассмотреть  вопрос обеспечения средств изоляции датчиков, установленных на  емкостях и системах трубопроводов для воспламеняющихся жидкостей  или жидкостей с высокой температурой или давлением (например,  клапаны, вентили, карманы для датчиков температуры).

 

   4. Звуковые сигналы и вызовы по тревоге

 

4.1 Требуемые сигналы тревоги должны быть ясно слышимыми и  различимыми во всех частях помещений, для которых они вызваны. Там,  где невозможно удовлетворительным образом определить четкую разницу  между различными звуковыми сигналами тревоги и вызовами то тревоге,  как в машинных помещениях с высоким уровнем внешнего шума,  разрешается, за исключением сигнализации применения огнетушащего  вещества, устанавливать общие устройства звуковой сигнализации и  вызова по тревоге, дополненные световой сигнализацией и  указателями, указывающими значение звукового сигнала тревоги или  вызова.

 

4.2 Сигнализация применения огнетушащего вещества должна иметь  характеристику, которая может легко отличить ее от любой другой  сигнализации или вызова по тревоге, установленных в соответствующем  помещении (помещениях, и не должна объединяться с какой-либо  другой сигнализацией или вызовом по тревоге.

 

4.3 Звуковая сигнализация и вызовы по тревоге должны иметь  характеристики в соответствии с разделом 6.

 

4.4. В больших помещениях должно быть установлено несколько  устройств звуковой сигнализации или устройств вызова по тревоге для  того, чтобы не ввести в шоковое состояние лиц, находящихся вблизи  от источника звука, и обеспечить одинаковый уровень звука по всему  помещению, насколько это практически возможно.

 

4.5 Могут обеспечиваться устройства для регулирования частоты  звуковых сигналов в предписанных пределах с тем, чтобы увеличить их  мощность во внешних условиях. Регулирующие устройства должны быть  опечатаны после того, как их установка завершена, и удовлетворять  требованиям администрации.

 

4.6 Не следует предусматривать устройства для регулирования  уровня звукового давления устройств звуковой сигнализации  требуемого типа.

 

4.7 Администрации могут допускать применение звуковых сигналов,  производимых с помощью электронной аппаратуры, при условии  соблюдения всех применимых требований в этой области.

 

4.8 Администрации могут допускать использование системы  громкоговорящей связи для устройств общей аварийной сигнализации и  устройств пожарной сигнализации, при условии, что:

 

.1 все требования к таким устройствам сигнализации,  содержащиеся в Главах II и III Конвенции СОЛАС 1974 года  с поправками, выполнены;

 

.2 все соответствующие предписания для требуемых устройств  сигнализации, содержащиеся в данном Кодексе, выполнены;

 

.3 система автоматически отвергает любую другую систему  входного сигнала в случае, когда требуется аварийная  сигнализация, и система автоматически отвергает любое  регулирование громкости звука при условии обеспечения  требуемой выходной мощности для режима аварийности,  когда необходима аварийная сигнализация;

 

.4 система устроена таким образом, чтобы предотвратить  обратную связь или другие помехи; и

 

.5 система устанавливается с целью сведения к минимуму  влияния одной неисправности, например, путем  использования параллельных усилителей с отдельными  выводами кабеля в общественные помещения, коридоры,  лестницы и посты управления; использования более одного  устройства для подачи звуковых сигналов с помощью  электронной аппаратуры; использования электрической  защиты для отдельных громкоговорителей от коротких  замыканий.

 

4.9 Общая аварийная сигнализация, пожарная сигнализация (если она  не включена в систему общей аварийной сигнализации), сигнализация  применения огнетушащего вещества и сигнализация механизмов должны 


Купить полный текст документа можно после авторизации

За дополнительной информацией обращайтесь в ООО "Планета Одесса"
Тел. +38 (048) 792-54-36, 050-336-5436 email: rise3info@gmail.com

Home