MSC/Circ.1000 Руководство по подготовке планов сотрудничества служб поиска и спасания с пассажирскими судами

 

Циркулярное письмо MSC/Circ.1000

РУКОВОДСТВО ПО ПОДГОТОВКЕ ПЛАНОВ СОТРУДНИЧЕСТВА СЛУЖБ ПОИСКА И СПАСАНИЯ С ПАССАЖИРСКИМИ СУДАМИ

(принято 8 июня 2001 г.)

 

1. Комитет по безопасности на море на своей 74 сессии (30 мая - 8 июня 2001 г.), ссылаясь на то, что 73 сессия Комитета, принимая поправки к Конвенции СОЛАС-74, среди прочего пересматривающие главу V, также приняла правило V/7.3, которое в своем пересмотренном виде требует наличия плана сотрудничества с соответствующими службами поиска и спасания на пассажирских судах, к которым применяется глава I Конвенции СОЛАС, на случай чрезвычайной ситуации. Поэтому 73 сессия Комитета наказала Подкомитету по радиосвязи, поиску и спасанию (COMSAR) пересмотреть, соответственно, циркулярное письмо MSC/Circ.864 - Руководство по подготовке планов сотрудничества пассажирских судов со службами поиска и спасания (в соответствии с правилом V/15(c) Конвенции СОЛАС).

 

2. Комитет, рассмотрев рекомендации, сделанные Подкомитетом на его 5 сессии, одобрил Руководство по подготовке планов сотрудничества служб поиска и спасания с пассажирскими судами (в соответствии с правилом V/7.3 Конвенции СОЛАС), изложенное в Приложении.

 

3. Комитет, ссылаясь на дату вступления в силу поправок к Конвенции СОЛАС, решил, что все суда, к которым применяется пересмотренное правило V/7.3, должны иметь планы сотрудничества к 1 июля 2002 г.

 

4. Правительствам-членам ИМО рекомендуется довести приложенное Руководство до сведения поставщиков данных по поиску и спасанию, судовладельцев, операторов судов, капитанов судов и других, кого это касается, и соответственно использовать положения, содержащиеся в нем.

 

5. Циркулярное письмо MSC/Circ.864, поэтому, отменяется

 

Приложение.

РУКОВОДСТВО ПО ПОДГОТОВКЕ ПЛАНОВ СОТРУДНИЧЕСТВА СЛУЖБ ПОИСКА И СПАСАНИЯ С ПАССАЖИРСКИМИ СУДАМИ

 

1. Введение

 

1.1 Цель данного Руководства - обеспечить единообразную основу для выработки планов сотрудничества пассажирских судов со службами поиска и спасания в соответствии с правилом V/7.3* Конвенции СОЛАС. Планы сотрудничества, выработанные в соответствии с данным Руководством, будут отвечать требованиям пересмотренного правила.

_______________

* Бывшее правило V/15(c). Пересмотренное правило вступает в силу с 1 июля 2002 г.

 

1.2 Данное Руководство применимо ко всем пассажирским судам, к которым применяется глава I Конвенции СОЛАС. Оно связано с системой управления безопасностью (СУБ), поддерживаемой пассажирскими судами в соответствии с Международным кодексом по управлению безопасностью (МКУБ) и, в частности, с разделом СУБ, посвященным готовности к действиям в чрезвычайных ситуациях. Оно также должно приниматься во внимание при составлении планов сотрудничества служб поиска и спасания с пассажирскими судами, не совершающими международные рейсы.

 

1.3 Данное Руководство служит всеобщей цели эффективного установления трехсторонней сети реагирования на чрезвычайную ситуацию между судном, компанией (как она определена в МКУБ) и службами поиска и спасания.

 

2. Цели планирования сотрудничества в операциях по поиску и спасанию

 

2.1 Планы сотрудничества в операциях по поиску и спасанию призваны помочь в обеспечении оказания помощи людям, терпящим бедствие в море. План сотрудничества в операциях по поиску и спасанию для повышения взаимопонимания между судном, компанией и службами поиска и спасания наилучшим образом достигается при предварительном обмене информацией и путем совместных учений.

 

2.2 Целями планирования сотрудничества являются:

 

- способствовать своевременному и эффективному установлению контакта, в случае чрезвычайной ситуации, между пассажирским судном, системой реагирования на чрезвычайную ситуацию берегового состава компании и службами поиска и спасания. План сотрудничества должен обеспечивать, чтобы все относящиеся к контактам подробности были заранее известны каждой из вышеупомянутых сторон и приводились на уровень современности;

 

- обеспечивать службы поиска и спасания легкодоступной и современной информацией о судне, в частности о намечаемом рейсе, о связи и системах действия в чрезвычайных ситуациях;

 

- обеспечивать судно и его операторов легкодоступной информацией о службах поиска и спасания и других аварийных службах, имеющихся в районе плавания судна, для оказания помощи в принятии решений и планирования на случай чрезвычайных ситуаций.

 

2.3 План предназначается не только для использования, когда само судно находится в чрезвычайной ситуации. Он будет также полезным, когда пассажирское судно действует в качестве средства поиска и спасания, и в частности, когда оно берет на себя роль координатора на месте действия.

 

3. Руководящие требования

 

3.1 Текст пересмотренного правила V/7.3 Конвенции СОЛАС гласит:

 

"Пассажирские суда, к которым применяется глава I, на случай чрезвычайной ситуации должны иметь на борту План взаимодействия с соответствующими службами поиска и спасания. План разрабатывается в сотрудничестве судна, компании, определение которой дано в правиле IX/1, со службами поиска и спасания. С целью проверки его эффективности, План включает положения о периодических учениях. План разрабатывается на основе руководства, выработанного Организацией."

 

4. Требования общего характера

 

4.1 Планы действий операторов пассажирских судов в чрезвычайных ситуациях должны быть увязаны с планами служб поиска и спасания, ответственных за районы, в которых совершают плавание их суда, так чтобы трехстороннее взаимодействие (судна, организации по действиям в компании на берегу и службы поиска и спасания) координировалось полностью и было эффективным. Действовать в качестве такого связующего звена и есть цель плана сотрудничества в операциях поиска и спасания.

 

4.2 План должен содержать информацию, которая позволяет начать без задержки действия в чрезвычайной ситуации. Эта информация будет включать детали прямого контакта для трех сторон (судна, компании и служб поиска и спасания), так чтобы система трехстороннего действия в случае чрезвычайной ситуации могла быть установлена и увязана друг с другом с самого начала.

 

4.3 Каждая из сторон плана должна иметь доступ к контролируемому экземпляру плана, так чтобы каждый знал, какая информация доступна другим.

 

5. Эксплуатационные требования

 

5.1 План должен быть кратким, но полным и легким для использования, так чтобы его можно было легко использовать в условиях чрезвычайной ситуации. Он должен, по возможности, составляться в соответствии со структурой, изложенной в Дополнении к данному Руководству. Использование общей структуры позволяет персоналу службы поиска и спасения найти требуемую информацию быстро, независимо от того, с каким судном или компанией они имеют дело. Подобным же образом план позволяет членам экипажа или аварийной бригаде компании на берегу найти требуемую информацию, независимо от того, в каком районе поиска и спасания произошло чрезвычайное происшествие.

 

5.2 Структура спроектирована таким образом, чтобы без необходимости полной ревизии плана позволять добавлять к плану блоки информации (о различных судах или о каждом районе поиска и спасания по районам плавания судна) или удалять из него ненужную информацию.

 

5.3 План сотрудничества не заменяет более детальных планов действий в чрезвычайных ситуациях, уже имеющихся на судне, независимо от того, являются ли они частью СУБ компании или мерами служб поиска и спасания.

 

6. Использование судами, совершающими плавание через многие районы поиска и спасания

 

6.1 Полнота и эффективность любого действия по поиску и спасанию будут значительно лучше, если экипажи и операторы пассажирских судов хорошо представляют себе возможности служб поиска и спасания в районах плавания судна и они установили линии связи с этими службами. Это верно как для пассажирских судов, проходящих через несколько районов поиска и спасания, так и для любого другого пассажирского судна.

 

6.2 Однако, могут иметь место трудности административного характера в поддержании прямых связей между проходящим несколько районов поиска и спасания судном, таким как круизное судно, и каждой службой поиска и спасания на пути следования судна. Для таких судов нет практической необходимости в том, чтобы иметь полный экземпляр судового плана сотрудничества с каждым спасательно-координационным центром (СКЦ), и осуществлять на практике на судне подробности плана каждой службы поиска и спасания, с которой судно, возможно, может вступить в контакт.

 

6.3 Эти трудности могут быть преодолены путем использования системы поставщика* данных по поиску и спасанию, которая позволяет использовать контактные адреса между службами поиска и спасания и оператором круизного судна. Суда, совершающие плавание в более чем одном районе поиска и спасания и использующие систему поставщика данных по поиску и спасанию, должны информировать ответственную власть МСКЦ/САР при входе и на выходе из района. Сообщение о входе в район должно включать название судна, номер MMSI, количество людей на борту, район плавания и продолжительность плавания в данном районе.

______________

* Понятие поставщик данных по поиску и спасанию определено в Международном авиационном и морском наставлении по поиску и спасанию (ИАМСАР) как средство для связи с СКЦ с целью получения данных, необходимых для проведения поисково-спасательных операций... (Том I, стр. xi).

 

6.4 В тех случаях, когда судно не может установить прямую связь с СКЦ в районе плавания, тогда поставщик данных о поиске и спасании должен иметь возможность предоставить быстро важнейшую информацию заинтересованным сторонам круглосуточно.

 

6.5 Пассажирское судно, такое как паром, совершающее постоянные рейсы, не должно использовать систему поставщика данных по поиску и спасанию, а направляет план всем службам поиска и спасания в районе своего плавания. Другие пассажирские суда, такие как круизные суда, могут не составлять планы сотрудничества более чем с одной службой поиска и спасания. При плавании в более чем одном круизном районе, определенном в пункте 6.6 ниже, таким судам рекомендуется составлять планы сотрудничества с одной службой поиска и спасания в каждом районе. Суда, использующие систему поставщика данных по поиску и спасанию могут не включать в план информацию сверх изложенной в Дополнении  2 к данному Руководству. Независимо от того, какую систему используют суда, им рекомендуется устанавливать контакт с соответствующими службами поиска и спасания.

 

6.6 С этой целью круизные районы определены следующим образом:

 

.1 Восточная Северная Атлантика

 

- включая районы поиска и спасания (САР) Европы (за исключением части района САР Франции, координируемого с о-ва Мартиника), Гренландии, Исландии, Марокко и Средиземного и Черного морей;

 

.2 Африка

 

- включая районы САР о-ва Реюньон, Маврикий, Сейшельских о-вов и континентальной Африки, за исключением Марокко и Средиземного моря;

 

.3 Северная и Центральная Америка

 

- включая районы САР Канады, США, Центральной Америки, Карибского бассейна, Колумбии, Венесуэлы, Гайаны, Суринама, Французской Гвианы и части района САР Франции, координируемой с о-ва Мартиника;

 

.4 Южная Америка

 

- исключая районы САР Колумбии, Венесуэлы, Гайаны, Суринама и Французской Гвианы;

 

.5 Австралазия

 

- включая районы САР Индонезии, Австралии, Новой Зеландии и островов юго-западной части Тихого океана; и

 

.6 Азия

 

- включая районы САР Российской Федерации, северо-западной части Тихого океана, Филиппины, северной части Индийского океана и Китайского моря, за исключением Индонезии.

 

7. Административные требования

 

7.1 Для того чтобы составить план сотрудничества, судно или компания должны войти в контакт с одной из служб поиска и спасания, ответственных за район плавания судна. Если используется система поставщика данных САР, служба САР, с которой установлен контакт, будет являться соответствующим глобальным или региональным контактным адресом. В любом случае рекомендуется, чтобы соседние службы САР сотрудничали в административных целях, чтобы иметь экземпляры блоков информации других служб САР и чтобы судно или компании нуждались в контакте только с одной службой САР для заполнения полного плана.

 

7.2 Судно или компания и службы САР заполняют подробный план, требуемый от них согласно структуре. Судно или компания ответственны за предоставление информации в главе 1 - "Компания" и в главе 2 - "Судно (суда)". Службы САР ответственны за предоставление вводных пунктов, главы 3 - "СКЦ" и главы 4 - "Средства САР". Глава 5 -"Отношения со средствами массовой информации" и глава 6 - "Периодические упражнения" должны рассматриваться вместе. Экземпляры заполненного плана распределяются между всеми соответствующими сторонами, используя контролируемую систему распределения.

 

7.3 План должен быть составлен на:

 

- рабочем языке(-ах) пассажирского судна; и

 

- английском языке и, по договоренности, на языке или языках, общих для общения судна, компании и служб САР.

 

Целью должно быть то, чтобы те, кто, возможно, будет иметь необходимость обращения к плану, имели под рукой экземпляр плана на языке, на котором они могут свободно общаться. План может предоставляться и распределяться в электронном виде, если это согласовано между судном, компанией и службами САР.

 

7.4 Планы сотрудничества, после их согласования, должны признаваться взаимно всеми сторонами.

 

7.5 Источник каждого блока плана (судно, компания или служба САР, соответственно) ответственен за поддержание на уровне современности своего блока и за обеспечение того, чтобы все держатели контролируемых экземпляров блока оповещались об изменениях. Каждый держатель контролируемого экземпляра плана ответственен за ведение регистрации извещений об изменениях.

 

7.6 Распределение контролируемых экземпляров плана должно совпадать с главной целью планирования сотрудничества: экземпляры, поэтому, предоставляются каждой из трех сторон-участниц действий в чрезвычайных ситуациях: судну, компании и соответствующей службе САР. Если используется система поставщика данных САР, поставщик данных САР должен иметь копии плана для рассылки координирующему СКЦ в случае чрезвычайной ситуации, или по запросу в целях планирования действий в чрезвычайных ситуациях. Не обязательно, чтобы в каждом СКЦ, через район САР которого проходит путь судна, был экземпляр плана, важно, чтобы каждый СКЦ мог получить экземпляр плана без задержки от соответствующего поставщика данных САР.

 

7.7 Подобным образом, нет необходимости для судна иметь все подробности ресурсов каждого района САР, если используется система поставщика данных САР. Однако, судно должно всегда иметь возможность получения этих подробностей через своего поставщика(-ов) данных без задержки. Рекомендуется, чтобы блоки службы САР, по меньшей мере для тех районов САР, в которых судно проводит большую часть своего времени в рейсе, находились на судне. Как минимум, судно должно иметь подробный адрес своего поставщика(-ов) данных САР.

 

7.8 Важно, конечно, чтобы все стороны знали, где содержится база данных по поиску и спасанию. Чтобы планы сотрудничества приносили пользу, их местонахождение должно определяться легко. Каждый план, поэтому, должен содержать контролируемый перечень получателей. При использовании системы поставщика данных САР, не внесенный в перечень СКЦ, может указываться простым индексом, который будет доступен всем службам САР к 1 июля 2002 г., что позволит пользователю выявить судно любым из трех способов идентификации (название, позывные или MMSI) и выявить СКЦ, который имеет экземпляр плана сотрудничества с этим судном. Информация в индексе намеренно ограничивается, планы, сами по себе, являются главными документами. Данные в индексе должны представляться и поддерживаться на уровне современности поставщиком данных САР.

 

8. Периодические упражнения

 

8.1 Правило требует, чтобы план включал положения о проведении периодических упражнений для проверки его эффективности.

 

8.2 Как частота проведения, так и тип упражнения будут зависеть от обстоятельств, в которых эксплуатируется судно, наличия ресурсов службы САР и т.д. От судна не должно требоваться приводить в действие его меры по сотрудничеству при поиске и спасании более одного раза в год. Всегда, когда это возможно, такие упражнения должны проводиться совместно с другими упражнениями судна.

 

8.3 Очень важно, чтобы мероприятия по действиям в чрезвычайных ситуациях проводились время от времени совместно, к примеру, путем привлечения местной службы САР в уже проводимое учение в соответствии с МКУБ и с каждым требованием судовой СУБ, важно также, чтобы чрезмерные или однообразные упражнения, или упражнения с одними и теми же властями не принесли вред. Целью должна быть проверка всех частей сети ответных действий в реальных чрезвычайных ситуациях за отведенное время. Должен использоваться широкий спектр сценариев; должны привлекаться, если применимо, различные службы САР, упражнения должны проводиться так, чтобы весь соответствующий персонал (включая сменный персонал) участвовал в них в отведенное время.

 

8.4 Допускаются различные типы упражнений: "полномасштабные", "натурные", "координация" и/или "связь" - все упражнения считаются подходящими*. Приносят пользу упражнения с документами, семинары по поиску и спасанию, обмен опытом с привлечением судового персонала, берегового персонала по действиям компании и персонала службы САР в чрезвычайных ситуациях.

______________

* Cм. главу 3.3 книги I Наставления ИАМСАР.

 

8.5 Упражнения должны координироваться между участвующими сторонами для обеспечения эффективного использования имеющихся ресурсов. Применяется принцип взаимности. Если судно провело упражнение по сотрудничеству в поиске и спасании в течение года, всеми сторонами оно считается выполнившим требование правила; в данном контексте "служба САР" рассматривается как глобальная организация. Подобным же образом службы САР отдельных государств должны сотрудничать для обеспечения того, чтобы требования к упражнениям пассажирских судов распределялись между ними в зависимости от имеющихся ресурсов.

 

8.6 Упражнения, проводимые по этому правилу, должны включать иногда и такое, когда пассажирское судно выполняет роль средства поиска и спасания, и в частности, - роль координатора на месте действия, при необходимости.

 

8.7 Суда, принявшие участие в действительных операциях по поиску и спасанию могут рассматриваться выполнившими требования данного правила об упражнениях.

 

8.8 Упражнения, проводимые по данному правилу, должны официально регистрироваться всеми главными участниками (судном, компанией и службой САР). Запись должна включать по меньшей мере дату, место, тип упражнения и список главных участников. Экземпляр записи должен находиться на судне для предъявления при проведении контроля.

 

Дополнение 1.

ПЛАН СОТРУДНИЧЕСТВА СЛУЖБ ПОИСКА И СПАСАНИЯ С ПАССАЖИРСКИМИ СУДАМИ БЕЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СИСТЕМЫ ПОСТАВЩИКА ДАННЫХ ПО ПОИСКУ И СПАСАНИЮ

 

Содержание

 

Введение*

 

Описание плана сотрудничества*

 

1. Компания**

 

.1 название и адрес

 

.2 перечень контактных адресов:

 

.1 первоначальные и альтернативные меры для обеспечения круглосуточной связи в случае чрезвычайной ситуации на круглосуточной основе

.2 дальнейшие меры для обеспечения связи (включая прямые телефон/факс линии с соответствующим персоналом)

 

.3 схемные карты, показывающие особенности маршрутов и служб вместе с границами соответствующих районов поиска и спасания***

 

.4 меры для обеспечения связи между Компанией и соответствующими СКЦ****

____________

* Готовится службой САР.

** Как она определена в МКУБ.

*** Схемная карта может заменяться простым описанием, при необходимости.

**** Т.е. как Компания и служба САР должны работать вместе в случае чрезвычайной ситуации, с учетом положение о той информации, которая будет в наличии только в то время.

 

.1 положение о соответствующей информации об инциденте

 

- как будет происходить обмен специфичной информацией во время инцидента, включая подробные сведения о людях, грузе и топливе на судне, о средствах САР и об имеющейся в это время поддержке специалистами; и т.д.

 

.2 положения об уполномоченном(-ых) по связи

 

- меры по направлению уполномоченных по связи от компании в СКЦ с полномочиями по доступу к документации, относящейся к Компании и судну (судам), например к копиям противопожарных схем и схем безопасности, требуемых государством флага судна

 

2. Судно (суда)*

 

.1 судно 1**

 

.1 основные данные о судне - MMSI

 

- позывные

- страна регистрации

- тип судна

- валовая вместимость

- наибольшая длина (в метрах)

- максимально допустимая осадка (в метрах)

- эксплуатационная скорость

- максимально допустимое количество людей на борту

- обычное количество членов экипажа

- медицинские средства

 

.2 оборудование связи судна***

_____________

* Готовится компанией.

** Внесите название судна.

*** Внесите основную информацию об установленном судовом оборудовании связи, имеющиеся частоты, идентификаторы и т.д.

 

.3 простой план палубы и вид сбоку, передаваемый электронными средствами связи, включая основную информацию:

 

- спасательное оборудование

- противопожарное оборудование

- план вертолетной палубы/района подъема с сектором подхода

- тип вертолета, для которого предназначена вертолетная палуба

- средства на судне, предназначенные для использования при принятии людей с воды или других судов и цветная картинка

 


Купить полный текст документа можно после авторизации

За дополнительной информацией обращайтесь в ООО "Планета Одесса"
Тел. +38 (048) 792-54-36, 050-336-5436 email: rise3info@gmail.com

Home