A.715(17) Кодекс безопасной практики для судов, перевозящих палубные лесные грузы, 1991

Отменена резолюцией A.1048(27)

Резолюция A.715(17)

КОДЕКС БЕЗОПАСНОЙ ПРАКТИКИ ДЛЯ СУДОВ, ПЕРЕВОЗЯЩИХ ПАЛУБНЫЕ ЛЕСНЫЕ ГРУЗЫ, 1991

(7 ноября 1991 года)

 

АССАМБЛЕЯ,

 

ССЫЛАЯСЬ на статью 15(j) Конвенции о Международной морской организации, касающуюся функций Ассамблеи в отношении правил и руководств, касающихся безопасности на море,

 

ССЫЛАЯСЬ ДАЛЕЕ на то, что она приняла резолюцией A.287(VIII) Кодекс безопасной практики перевозки на судах палубных лесных грузов, в который впоследствии были внесены поправки Комитетом по безопасности на море на его 39-й сессии в 1978 г.,

 

ПРИЗНАВАЯ необходимость улучшения содержащихся в ней положений в свете накопленного опыта,

 

РАССМОТРЕВ рекомендации, сделанные Комитетом по безопасности на море на его 59-й сессии,

 

1. ПРИНИМАЕТ Кодекс безопасной практики для судов, перевозящих палубные лесные грузы, 1991, текст которого приведен в дополнении* к настоящей резолюции;

_____________________________

* Дополнение С — резолюция Ассамблеи А.167(ES.IV) с поправками, содержащимися в резолюции A.206(VII) (существующее Приложение В к резолюции A.287(VIII)) и Дополнение D - текст правила 44 Международной конвенции о грузовой марке 1966 г. (существующее Приложение А к резолюции А.287(VIII)) не воспроизводятся в настоящем приложении, поскольку они сохраняются в прежнем виде.

 

2. РЕКОМЕНДУЕТ заинтересованным правительствам применять Кодекс 1991 г., приведенный в дополнении, вместо Кодекса, приведенного в приложении к резолюции A.287(VIII) с поправками 1978 г.;

 

3. ПРЕДЛАГАЕТ Комитету по безопасности на море пересмотреть Дополнение D к Кодексу 1991 г. после того, как Протокол 1988 г. к Международной конвенции о грузовой марке 1966 г. вступит в силу;

 

4. ОТМЕНЯЕТ резолюцию A.287(VIII).

 

Приложение.

КОДЕКС БЕЗОПАСНОЙ ПРАКТИКИ ДЛЯ СУДОВ, ПЕРЕВОЗЯЩИХ ПАЛУБНЫЕ ЛЕСНЫЕ ГРУЗЫ, 1991

 

ПРЕДИСЛОВИЕ

 

Кодекс безопасной практики для судов, перевозящих палубные лесные грузы, впервые был распространен Организацией в 1972 году, а в 1978 году в него были внесены поправки.

 

Продолжающиеся случаи аварий, вызываемых смещением или потерей палубных лесных грузов, использование судов большего размера и более специализированных для таких перевозок, новые технологии и желание иметь более обстоятельные рекомендации вызвали необходимость пересмотреть и усовершенствовать первоначальный документ.

 

Хотя этот Кодекс относится к перевозке палубного лесного груза, в Дополнении В содержатся рекомендации, применимые к укладке бревен в трюмах.

 

  ГЛАВА 1.
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

 

1.1 Цель

 

Цель данного Кодекса - рекомендовать меры по укладке, креплению и другие эксплуатационные меры безопасности, предназначенные для обеспечения безопасной перевозки палубных лесных грузов.

 

1.2 Применение

 

Данный Кодекс применяется ко всем судам длиной 24 м и более, совершающим перевозку палубного лесного груза. Суда, имеющие и использующие лесную грузовую марку, должны также отвечать требованиям применимых правил Конвенции о грузовой марке (приведенным в Дополнении D).

 

1.3 Определения

 

За исключением случаев, оговоренных особо, следующие определения применяются к Кодексу.

 

1.3.1 "Администрация" означает правительство государства, под флагом которого судно имеет право плавать.

 

1.3.2 "Брус" означает бревно, распиленное по всей длине вдоль таким образом, что полученные толстые части имеют две противоположные параллельные плоские стороны, а в некоторых случаях и третья сторона ровно спилена.

 

1.3.3 "Система защиты от падения" - это система, которая включает соответствующее место крепления, пояс безопасности, надетый на защищаемого человека, и устройство остановки падения, которое, если оно соединено с местом крепления и поясом, позволит совершать обычные перемещения персонала, но немедленно сработает, если на систему начнет действовать сила.

 

1.3.4 "Организация" означает Международную морскую организацию (ИМО).

 

1.3.5 "Лес" означает, пиломатериалы, брус, бревно, скоренные бревна, балансы и все другие типы леса, перевозимые россыпью или в виде пакетов. Термин не включает древесную массу или подобный груз.

 

1.3.6 Термин "палубный лесной груз" означает груз леса, перевозимый на незакрытой части палубы надводного борта или надстройки. Термин не включает древесную массу или подобный груз.

 

1.3.7 "Лесная грузовая марка" означает специальную грузовую марку, допускаемую для судов, удовлетворяющих определенным условиям, связанным с их конструкцией, приведенным в Международной конвенции о грузовой марке, и используемую, если груз удовлетворяет условиям укладки и крепления данного Кодекса.

 

1.3.8 "Открытая палуба" означает самую верхнюю непрерывную открытую палубу.

 

  ГЛАВА 2.
ОСТОЙЧИВОСТЬ

 

2.1 Судно должно снабжаться самой исчерпывающей информацией об остойчивости, в которой учитывается наличие палубного лесного груза. Такая информация должна давать возможность капитану быстрыми и простыми способами получить точные сведения об остойчивости судна при меняющихся условиях эксплуатации. Исчерпывающие таблицы или диаграммы периода качки подтверждают, что они являются очень полезным средством проверки действительности условий остойчивости.

 

2.2 Остойчивость судна в любое время, включая процесс погрузки и выгрузки палубного лесного груза, должна быть положительной и. соответствовать требованиям, принятым Администрацией. Она должна рассчитываться с учетом:

 

.1 увеличенного веса палубного лесного груза вследствие:

 

.1.1 намокания высохшего или выдержанного леса; и

 

.1.2 обледенения, если это применимо;

 

.2 изменений в расходуемых запасах;

 

.3 влияния свободной поверхности жидкости в танках; и

 

.4 веса воды, скопившейся в местах, не заложенных лесом-, в пределах палубного лесного груза и особенно между бревнами.

 

2.3 Капитан должен:

 

.1 прекратить все погрузочные операции, если возник крен, для которого нет удовлетворительного объяснения, и было бы неосмотрительно продолжать погрузку;

 

.2 прежде чем выйти в море, убедиться, что:

 

.2.1 судно не имеет крена;

 

.2.2 судно имеет достаточную метацентрическую высоту; и

 

.2.3 тщательно определены и обеспечены условия остойчивости.

 

2.4 Суда, перевозящие палубный лесной груз, должны эксплуатироваться, насколько это возможно, с надлежащим запасом остойчивости и с метацентрической высотой, которая согласуется с требованиями безопасности, но такая метацентрическая высота не должна быть менее рекомендованного минимума*.

 

2.5 Однако избыточной начальной остойчивости судна следует избегать, так как это может привести к быстрой и резкой качке при сильном волнении, что вызовет большие силы скольжения и расшатывания груза, создающие высокие напряжения в найтовах. Опыт эксплуатации показывает, что предпочтительно метацентрическая высота не должна превышать 3% ширины судна в целях предупреждения чрезмерных ускорений при бортовой качке, при условии, что соответствующие критерии остойчивости удовлетворены*. Эта рекомендация может не применяться ко всем судам, и капитан должен учитывать данные по остойчивости, полученные из информации об остойчивости его судна.

__________________

* Ссылка на резолюцию A.167(ES.IV) с поправками в резолюции A.206(VII) - "Рекомендации по остойчивости судна в неповрежденном состоянии для пассажирских и грузовых судов длиной менее 100 м, с поправками в отношении судов, перевозящих палубные грузы".

 

  ГЛАВА 3.
УКЛАДКА ГРУЗА

3.1 Общие положения

 

3.1.1 Прежде чем грузить палубный груз на любой части верхней палубы:

 

.1 люковые крышки и другие отверстия, ведущие в помещения ниже этой части верхней палубы, должны быть надежно закрыты и задраены;

 

.2 воздушные трубы и вентиляторы должны быть надежно защищены, а запорные клапаны или подобные устройства должны быть осмотрены, чтобы убедиться в их надежности от проникновения воды;

 

.3 скопление льда и снега на такой части должно быть убрано; и

 

.4 обычно предпочтительнее, чтобы все палубные найтовы, стойки и тому подобное были на своем месте перед погрузкой на эти специальные части. Это необходимо, если потребуется проверка устройств крепления груза в порту погрузки.

 

3.1.2 Палубный лесной груз должен быть уложен таким образом, чтобы:

 

.1 безопасные и удобные доступы в помещения экипажа, доступ для приема лоцмана, в машинные помещения и все подобные места, постоянно используемые для работы на судне, должны быть обеспечены все время;

 

.2 если необходимо, открытия, обеспечивающие доступ в районы, описанные в п.3.1.1.1, должны быть закрыты и задраены от проникновения воды;

 

.3 оборудование обеспечения безопасности, устройства дистанционного управления клапанами и измерительные трубки должны оставаться доступными; и

 

.4 он был компактно уложен и ни в коем случае не должен затруднять управление судном и необходимые работы на нем.

 

3.1.3 Во время погрузки палубный лесной груз должен быть освобожден от скопления льда и снега.

 

3.1.4 После завершения погрузки и до отхода должна быть проведена тщательная проверка судна. Чтобы проверить, не появились ли конструктивные повреждения, вызывающие поступление воды, должны быть сделаны замеры уровней танков.

 

  3.2 Высота и протяженность палубного лесного груза

 

3.2.1 При условии соблюдения п.3.2.2, высота палубного лесного груза от верхней палубы в пределах зимней сезонной зоны зимой не должна превышать одну треть наибольшей ширины судна.

 

3.2.2 Высота палубного лесного груза должна быть ограничена таким образом, чтобы:

 

.1 была обеспечена необходимая видимость;

 

.2 поддерживался надлежащий уровень остойчивости на всех стадиях рейса;

 

.3 любая носовая часть каравана не выступала за корпус судна и не подвергалась бы ударам встречного волнения; и

 

.4 вес палубного лесного груза не превышал расчетную максимально допустимую нагрузку на верхнюю палубу и люки.

 

3.2.3 На тех судах, где имеются и используются лесные грузовые марки, палубный лесной груз должен быть уложен таким образом, чтобы простираться:

 

.1 по всей имеющейся длине колодца или колодцев между надстройками как можно ближе к концевым переборкам;

 

.2 по крайней мере до кормового конца кормового люка, в случае, если нет ограничивающей надстройки в корме; и

 

.3 от борта до борта как можно ближе к бортам судна с учетом имеющихся препятствий, таких, как леерные ограждения, стойки фальшборта, вертикальные стойки, доступ для приема лоцмана и тому подобное, при условии, что свободные промежутки на борту судна не будут превышать 4% ширины судна; и

 

.4 по меньшей мере до стандартной высоты надстройки, иной, чем приподнятый квартердек.

 

3.2.4 Основной принцип безопасной перевозки любых лесных палубных грузов — это плотная укладка груза на всех стадиях погрузки на палубу. Это может быть достигнуто только постоянным надзором со стороны судового персонала во время погрузки.

 

3.2.5 В Приложении А приводится общий совет по практике укладки, которая была признана эффективной для различных типов палубного лесного груза.

 

    ГЛАВА 4.
КРЕПЛЕНИЕ

 

4.1 Общие положения

 

4.1.1 Каждый найтов должен охватывать палубный лесной груз и должен быть соединен с рымами, пригодными и соответствующими намеченной цели, надежно прикрепленными к палубе в районе стрингера или к другим усиленным точкам. Найтовы должны быть установлены таким образом, чтобы облегать, насколько это практически возможно, с палубный лесной груз по всей его высоте.

 

4.1.2 Все найтовы и компоненты, используемые для крепления, должны:

 

.1 иметь прочность на разрыв не менее 133 кН;

 

.2 после начального обтягивания иметь удлинение не более 5% при 80-процснтной нагрузке от прочности на разрыв; и

 

.3 не иметь постоянной деформации, после того как они будут подвергнуты испытательной нагрузке не менее 40% от прочности на разрыв.

 

4.1.3 Каждый найтов должен быть снабжен натягивающим устройством или системой, расположенными таким образом, чтобы они могли безопасно и надежно работать, когда потребуется. Нагрузка, создаваемая натягивающим устройством или системой, не должна быть меньше чем:

 

.1 27 кН в горизонтальной части; и

 

.2 16 кН в вертикальной части.

 

Примечание:

 

1 ньютон равен 0,225 фунтов силы или 0,1 кгс.

 

4.1.4 После начального закрепления натягивающее устройство или система должны иметь запас свободной резьбы или натягивающей способности не меньше чем его половина, что необходимо для будущего регулирования.

 

4.1.5 Каждый найтов должен быть снабжен устройством для обеспечения регулирования длины найтовов.

 

4.1.6 Расстояние между найтовами должно быть таковым, чтобы два найтова с каждой стороны по всей длине непрерывного палубного штабеля размещались, как это практически возможно, ближе к оконечности палубного лесного груза.

 

4.1.7 Если используются струбцины для соединения стальных тросовых найтовов, следующие условия должны быть соблюдены, чтобы избежать значительного снижения прочности:

 

. 1 количество и размер используемых струбцин должны быть в прямой зависимости от диаметра стального троса, их должно быть не меньше четырех, каждая должна отстоять от другой на расстоянии не менее 15 см;

 

.2 "седло" струбцины должно накладываться на нагруженную часть троса, а U-образная часть струбцины - на короткий конец троса;

 

.3 струбцины должны быть первоначально затянуты так, чтобы они явно вошли в стальной трос, и потом дополнительно затянуты, после того как будут обтянуты найтовы.

 

4.1.8 Смазывание резьбы зажимных устройств, струбцин, соединительных скоб, талрепов увеличивает их держащую силу и предотвращает коррозию.

 

4.2 Стойки

 

4.2.1 Если по виду, высоте или характеру палубного лесного груза требуются стойки, они должны быть установлены.

 

4.2.2 Если устанавливаются стойки, они должны быть:

 

.1 изготовлены из стали или другого подходящего материала достаточной прочности с учетом ширины палубного груза;

 

.2 установлены на расстоянии, не превышающем 3 м;

 

.3 прикреплены к палубе угольниками, металлическими гнездами или другими такими же надежными средствами; и

 

.4 в случае необходимости прикреплены металлическим кронштейном к усиленным точкам, то есть к фальшборту, комингсу люка.

 

4.3 Пиломатериалы россыпью или в пакетах

 

4.3.1 Палубный лесной груз должен быть закреплен по всей длине независимыми найтовами.

 

4.3.2 С учетом п.4.3.3, максимальное расстояние между вышеупомянутыми найтовами определяется максимальной высотой палубного лесного груза в районе найтовов:

 

.1 при высоте 4 м и менее расстояние должно быть 3 м;

 

.2 при высоте более 4 м расстояние должно быть 1,5 м.

 

4.3.3 Пакеты, укладываемые на верхней прилегающей к борту кромке штабеля, должны быть закреплены по меньшей мере двумя найтовами каждый.

 

4.3.4 Если прилегающий к борту штабель палубного лесного груза имеет длину менее 3,6 м, расстояние между найтовами должно быть уменьшено, насколько это необходимо, или должны быть использованы другие пригодные средства, подходящие для этой длины лесного груза.

 

4.3.5 Прокладки из подходящего материала со скругленными углами и соответствующей конструкции должны использоваться вдоль верхней прилегающей к борту кромки штабеля, чтобы воспринять нагрузку и обеспечить свободное движение найтовов.

 

4.4 Бревна, окоренные бревна, брусы или подобный груз

 

4.4.1 Палубный лесной груз должен быть закреплен по всей длине независимыми найтовами, находящимися на расстоянии друг от друга не более 3 м.

 

4.4.2 Если палубный лесной груз укладывается на люки и выше, он должен быть, в дополнение к рекомендованным в п.4.4.1 найтовам, закреплен еще:

 

.1 системой поперечных найтовов (промежуточные найтовы), соединяющих каждую пару стоек левого и правого борта в районе верхней части штабеля и на других соответствующих уровнях, которые могут потребоваться, исходя из высоты штабеля;

 

.2 системой найтовов для обтягивания штабеля, при которой двойной непрерывный стальной трос пропущен с одной стороны на другую над грузом через серию канифас-блоков или других подходящих устройств, удерживаемых на месте короткими отрезками тросов (фут-трос).

 

4.4.3 Для облегчения дальнейшего натяжения двойной непрерывный стальной трос, указанный в п.4.4.2.2, направляется на лебедку или другое обтягивающее устройство.

 

4.4.4 Рекомендация п.4.3.5 применяется к палубному лесному грузу бруса.

 

4.5 Испытание, осмотр и оформление свидетельств

 

4.5.1 Все найтовы и компоненты, используемые для крепления палубного лесного груза, должны быть испытаны, маркированы, снабжены свидетельствами, оформленными в соответствии с национальными правилами или соответствующими стандартами международно признанных организаций. Копии соответствующего свидетельства должны храниться на судне.

 

4.5.2 Никакие обработки, которые могли бы скрыть дефекты или снизить механические свойства или прочность найтовов и компонентов, используемых для крепления палубного лесного груза не должны производиться после проведения испытаний.

 

4.5.3 Визуальный осмотр найтовов и компонентов должен проводиться с промежутками, не превышающими 12 месяцев.

 

4.5.4 Визуальный осмотр всех мест крепления на судне, включая места, расположенные на стойках, если они имеются, должен проводиться перед погрузкой палубного лесного груза. Любое повреждение должно быть качественно отремонтировано.

 

4.6 План(ы) крепления

 

Планы крепления, отвечающие рекомендациям данного Кодекса, должны постоянно находиться на судне при перевозке палубного лесного груза.

 

  ГЛАВА 5.
ЗАЩИТА ПЕРСОНАЛА, А ТАКЖЕ УСТРОЙСТВА ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ

 

5.1 Для защиты членов экипажа и персонала, занятого погрузкой, креплением или выгрузкой, должны быть предусмотрены соответствующая защитная одежда и снаряжение, такое как шипованные ботинки или шипованные накладки для обуви и каски.

 

5.2 На всех стадиях рейса, если отсутствует удобный для экипажа на палубе или под палубой проход, обеспечивающий доступ из жилых помещений во все помещения, используемые при эксплуатации судна, леерные ограждения или спасательные леера должны быть установлены с

 


Купить полный текст документа можно после авторизации

За дополнительной информацией обращайтесь в ООО "Планета Одесса"
Тел. +38 (048) 792-54-36, 050-336-5436 email: rise3info@gmail.com

Home