A.468(XII) Кодекс по уровням шума на судах

 

Резолюция A.468(XII)

КОДЕКС ПО УРОВНЯМ ШУМА НА СУДАХ

(Принята 19 ноября 1981 года)

 

 

АССАМБЛЕЯ,

 

ССЫЛАЯСЬ на Статью 16 i) Конвенции о Межправительственной морской консультативной организации,

 

ССЫЛАЯСЬ ТАКЖЕ на резолюцию A.343(IX), которой она приняла Рекомендацию по методам измерения уровней шума в местах прослушивания,

 

ОТМЕЧАЯ, что высокие уровни шума на судах могут оказывать неблагоприятное воздействие на здоровье моряков и безопасность судна;

 

РЕШИВ УСТАНОВИТЬ допустимые уровни шума на судах с целью охраны здоровья моряков и обеспечения безопасной эксплуатации судна, что дополнило бы пересмотр резолюции A.343(IX), имеющей целью ограничить помехи для прослушивания внешних звуковых навигационных сигналов, создаваемые судовыми шумами,

 

РАССМОТРЕВ рекомендацию, сделанную Комитетом по безопасности на море на его сорок четвертой сессии,

 

1. ПРИНИМАЕТ Кодекс по уровням шума на судах, текст которого изложен в Приложении к настоящей резолюции;

 

2. ПРЕДЛАГАЕТ всем заинтересованным правительствам:

 

а) Принять надлежащие меры для скорейшего осуществления положений Кодекса;

 

b) Информировать ИМКО о принятых в этом отношении мерах и об опыте применения Кодекса, а также направлять ей всю информацию, требуемую резолюцией A.343(IX).

 

АССАМБЛЕЯ,

 

ПРИНЯВ Кодекс по уровням шума на судах,

 

ПРИЗНАВАЯ, что настоящий Кодекс и рекомендации резолюции A.343(IX) являются совместимыми и дополняющими друг друга документами, хотя и базируются на различных методах измерения звука,

 

УПОЛНОМОЧИВАЕТ Комитет по безопасности на море осуществлять обзор как Кодекса по уровням шума на судах, так и Рекомендации по методам измерения уровней шума в местах прослушивания, с тем чтобы они отражали последний опыт их применения и другие, относящиеся к сфере их действия международные стандарты, а также изучить вопрос об объединении обоих этих документов.

 

Приложение.

КОДЕКС ПО УРОВНЯМ ШУМА НА СУДАХ

 

ПРЕАМБУЛА

 

1. Кодекс по уровням шума на судах (называемый далее Кодексом) разработан с целью обеспечения Администраций руководством по принципам борьбы с шумом на судах. Он предназначен для того, чтобы стимулировать борьбу с шумом и содействовать ей на национальном уровне в рамках руководства, согласованного в международном масштабе.

 

2. Обеспечение Администраций руководством по максимальным уровням шума и ограничению воздействия шума необходимо считать основной целью Кодекса.

 

3. Рекомендации, касающиеся методов и программ, необходимо рассматривать скорее как попытку установить единообразие в международном масштабе, а не как жесткие правила, которым надо следовать.

 

4. Кодекс разработан применительно к конвенциональным пассажирским и грузовым судам. Суда некоторых типов и размеров были исключены из области действия Кодекса и необходимо признать, что вопрос о полном применении его к судам, существенно отличающимся от судов обычных типов в отношении их конструкции или эксплуатации, может стать предметом особого изучения.

 

5. Кодекс не предназначен для непосредственного включения его в национальное законодательство, будь то ссылка или полное воспроизведение его текста, однако он может служить основой для такого законодательства.

 

6. Резолюцией A.343(IX) Организация приняла рекомендацию по методам измерения уровня шума в местах прослушивания. Эта рекомендация касается помех для надлежащего прослушивания внешних звуковых навигационных сигналов, создаваемых судовыми шумами. И хотя методы измерения уровней шума в соответствии с резолюцией A.343(IX) и Кодексом различны, эти документы не противоречат друг другу, поскольку Кодекс в первую очередь касается влияния шума на здоровье моряков и комфортабельность.

 

ГЛАВА 1
 ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

 

1.1 Область применения

 

1.1.1 Кодекс предназначен установить стандарты по предотвращению случаев возникновения потенциально опасных уровней шума на судах и обеспечению приемлемых условий обитаемости для моряков.

 

1.1.2 Даются рекомендации относительно:

 

.1 защиты моряков от опасности потери слуха, вызываемой шумом, в условиях, при которых в настоящее время невозможно снизить шум до безопасного уровня;

 

.2 измерения уровней шума и воздействия его на моряков;

 

.3 предельных значений максимально допустимых уровней шума для всех помещений, в которые обычно имеют доступ моряки.

 

1.2 Назначение

 

1.2.1 Назначением Кодекса является установление предельных значений уровней шума и уменьшение его воздействия с целью:

 

.1 обеспечения безопасных условий труда с учетом необходимости ведения устных переговоров и прослушивания звуковых сигналов, а также создания условий, позволяющих принимать здравые решения в постах управления, навигационных помещениях, радиорубке и обслуживаемых машинных помещениях;

 

.2 защиты моряков от чрезмерно высоких уровней шума, которые могут привести к потере слуха;

 

.3 обеспечения необходимой степени комфортабельности в помещениях для отдыха и развлечений и прочих помещениях, а также обеспечения условий для снятия последствий воздействия шума высокого уровня.

 

1.3 Применение

 

1.3.1 Кодекс применяется к новым судам валовой вместимостью 1600 рег.т и более.

 

1.3.2 Положения, касающиеся потенциально опасных уровней шума, содержащиеся в Кодексе, должны также применяться к существующим судам валовой вместимостью 1 600 рег.т и более, насколько это целесообразно и практически возможно с точки зрения Администрации.

 

1.3.3 Кодекс должен применяться также к новым судам валовой вместимостью менее 1 600 рег.т, насколько это целесообразно и практически возможно с точки зрения Администрации.

 

1.3.4 Кодекс не распространяется на:

 

- суда с динамическими принципами поддержания;

 

- рыболовные суда;

 

- баржи-трубоукладчики;

 

- плавучие краны;

 

- плавучие буровые установки;

 

- прогулочные яхты, не занимающиеся коммерческими операциями;

 

- военные корабли и войсковые транспорты;

 

- суда, приводимые в движение без помощи механических средств

 

1.3.5 Для судов, предназначенных и используемых на коротких рейсах или на других работах, требующих коротких периодов эксплуатации судна, разделы 4.2.3 и 4.2.4 могут применяться только при нахождении такого судна в условиях порта, если продолжительность Нахождения в таких условиях обеспечивает морякам нормальный отдых и восстановление сил.

 

1.3.6 Кодекс распространяется на суда, находящиеся в эксплуатации, т.е. суда, находящиеся в порту или в море с моряками на борту.

 

1.3.7 Кодекс не распространяется на пассажирские каюты и другие пассажирские помещения, за исключением случаев, когда они являются рабочими помещениями и подпадают под действие положений Кодекса.

 

1.4 Определения

 

Для целей Кодекса применяются следующие определения. Дополнительные определения приведены в соответствующих местах Кодекса.

 

1.4.1. Жилые помещения: Каюты, кабинеты (для ведения судовых дел), госпитали, кают-компании (столовые), комнаты для отдыха (такие как салоны, курительные, кинозалы, библиотеки и комнаты для игр и развлечений) и открытые места для отдыха, используемые моряками.

 

1.4.2 Вспомогательные механизмы: Механизмы, не являющиеся частью главных механизмов, которые работают во время нормальной эксплуатации судна, например, вспомогательные дизели, турбогенераторы, гидравлические моторы и насосы, компрессоры, котельные вентиляторы, насосы рулевого привода.

 

1.4.3 Уровень звукового давления, взвешенный по характеристике А, или уровень шума: Количественная величина, измеренная шумомером, в котором частотная характеристика взвешена в соответствии с кривой взвешивания А (см. Публикацию МЭК 651).

 

1.4.4 Помещения с постоянной вахтой: Помещения, в которых необходимо постоянное или продолжительное присутствие моряков во время нормальных периодов эксплуатации.

 

1.4.5 Плавучий кран: Судно с постоянно установленными кранами, предназначенными главным образом для грузоподъемных операций.

 

1.4.6 Рабочие места: Помещения, в которых расположены главное навигационное оборудование, судовое радиооборудование или аварийный источник энергии либо в которых сосредоточены средства управления системами пожаротушения или сигнализации обнаружения пожара, а также помещения, используемые как камбузы, главные буфетные, кладовые (за исключением изолированных буфетных и шкафов), почтовые отделения, кладовые ценностей, мастерские, не являющиеся частью машинных помещений, и другие подобные помещения.

 

1.4.7 Судно с динамическим принципом поддержания: Судно, которое движется по поверхности воды или над водой и характеристики которого отличаются от характеристик обычных водоизмещающих судов. В границах указанного общего определения - судно, которое имеет одну из следующих характеристик:

 

.1 вес или значительная его часть в одном из режимов работы уравновешивается силами, не являющимися гидростатическими;

 

.2 судно может перемещаться со скоростью, при которой отношение

 

v

≥ 0,9

gL

 

где:

 

"v" максимальная скорость;

 

"L" - длина по ватерлинии;

 

"g" - ускорение силы тяжести, все значения взяты в согласованных единицах.

 

1.4.8 Ушной протектор: Устройство, носимое для снижения уровня шума, воспринимаемого носящим.

 

1.4.9 Эффективный уровень шума Lеf(Х)(Н): Условный уровень непрерывного шума, рассчитываемый на основе разных уровней звука, взвешенных по характеристике А, с учетом длительности этих уровней и степени изменения ХДБ. Степень изменения ХДБ - снижение уровня шума на определенное число децибел до уровня, при котором можно удвоить время воздействия шума. Lеf(3)(Н) равен Lеq(Н). В случаях флуктуирующего шума и прерывистых воздействий шума Х часто принимают равным 5 ДБ. "Н" - рассматриваемый период времени в часах.

 

1.4.10 Эквивалентный уровень непрерывного шума Lеq(Н): Условный уровень, который в течение данного периода времени (Н) дает такую же звуковую энергию, взвешенную по характеристике А, что и реальный звук за этот период. "Н" - рассматриваемый период времени в часах.

 

 

Lеg = 10 lg

1

 

T(ра(t))2

dt

Tо

 

ро2

 

где:

 

Т - время измерения;

 

ра(t) - мгновенное звуковое давление, взвешенное по

характеристике А;

 

ро = 20 х 10-6 Па (нулевой уровень)

 

1.4.11 Рыболовное судно: Судно, используемое на коммерческой основе для промысла рыбы, китов, тюленей, моржей или любых других живых ресурсов моря.

 

1.4.12 Флуктуирующий шум: Шум, уровень которого изменяется, поднимаясь и опускаясь. Для целей настоящего Кодекса он может обозначать флуктуации, превышающие колебания уровня постоянного шума, определение которого дано в 1.4.31, и исключает импульсный шум, определение которого дано в 1.4.4.

 

1.4.13 Потеря слуха: Потеря слуха оценивается по отношению к стандартному порогу слышимости, конвенционально определяемому Стандартом ИСО 389 (1975). Потеря слуха определяется как разность между порогом слышимости обследуемого субъекта и стандартным порогом. В Стандарте ИСО 1999 (1975)* принимается средняя потеря слуха, равная 25 ДБ, рассчитываемая для частот 500, 1000 и 2000 Гц.

___________________

* Этот Стандарт в настоящее время (январь 1981 г.) пересматривается.

 

1.4.14 Импульсный шум: Шум продолжительностью менее 1 секунды, который возникает как отдельное событие или который является одним событием из последовательности событий с частотой повторения менее 15 раз в секунду.

 

1.4.15 Интегрирующий шумомер: Шумомер, сконструированный или приспособленный для измерения среднеквадратичного усредненного и взвешенного по характеристике А уровня звукового давления.

 

1.4.16 Индекс предельного спектра (NR) по нормам ИСО: Число, найденное путем наложения графика октавного спектра на кривые предельных спектров Стандарта ИСО Р 1996-1967 и выбора самой верхней кривой предельного спектра, касательной к огибающей спектра.

 

1.4.17 Машинные помещения: Все помещения, в которых расположены главные механизмы, котлы, установки жидкого топлива, паровые машины, двигатели внутреннего сгорания, электрогенераторы и ответственные электрические механизмы, станции приема топлива, механизмы холодильных установок, успокоителей качки, систем вентиляции и кондиционирования воздуха и другие подобные помещения, а также шахты, ведущие в такие помещения.

 

1.4.18 Плавучая буровая установка: Судно, способное производить буровые работы с целью разведки или разработки ресурсов, лежащих ниже морского дна, таких как жидкие или газообразные углеводороды, сера или соль.

 

1.4.19 Крылья ходового мостика: Части ходового мостика судна, которые простираются в направлении к бортам судна.

 

1.4.20 Шум: Для целей Кодекса все звуки, которые могут привести к повреждению слуха либо которые могут быть вредными для здоровья или опасными каким-либо иным образом.

 

1.4.21 Потеря слуха, вызываемая шумом: Потеря слуха, вызванная воздействием шума на нервные окончания в улитке уха.

 

1.4.22 Уровень шума: См. уровень звукового давления, взвешенный по характеристике А (1.4.3).

 

1.4.23 Номинальная эксплуатационная частота вращения вала: Частота вращения вала, определяемая при приемке судна после постройки или модернизации в зависимости от случая.

 

1.4.24 Случайное воздействие: Воздействие шума, обычно имеющее место раз в неделю или реже.

 

1.4.25 Пассажир: Любое лицо на борту судна, за исключением капитана и членов экипажа или иных лиц, работающих на судне либо выполняющих на нем какие-либо обязанности, связанные с деятельностью этого судна.

 

1.4.26 Баржа-трубоукладчик: Судно, специально построенное или используемое для работ, связанных с прокладкой подводных трубопроводов.

 

1.4.27 Условия порта: Условия, при которых все механизмы, требующиеся только для обеспечения движения судна, остановлены.

 

1.4.28 Потенциально опасные уровни шума: Уровни, при которых и выше которых лица, подвергающиеся их воздействию без защиты, рискуют потерей слуха, вызываемой шумом.

 

1.4.29 Звук: Энергия, передаваемая волнами сжатия в воздухе или других средах и являющаяся объективной причиной слуховых ощущений.

 

1.4.30 Уровень звукового давления: Мера уровня звука, L, в логарифмическом масштабе, определяемая по формуле:

 

L = 20 lg

(р)

dB

о)

 

где:

 

р - среднеквадратичное значение измеренного звукового давления в полосе частот 20 Гц - 20 кГц

 

ро = 20 х 10-6 Па (нулевой уровень).

 

1.4.31 Постоянный шум: Звук, уровень которого изменяется менее чем на 5 ДБ(А) при измерении, производимом в течение 1 минуты, шумомером, установленным на временную характеристику "медленно".

 

1.4.32 Короткие рейсы: Рейсы, во время которых судно обычно не находится в пути настолько долго, чтобы морякам потребовалось бы время для сна или продолжительного отдыха между вахтами.

 

  ГЛАВА 2
 ИЗМЕРЕНИЯ

 

2.1 Общие положения

 

По завершении постройки судна или как только станет практически возможно после этой даты, необходимо провести измерения уровней шума во всех помещениях, указанных в Главе 4, в эксплуатационных условиях, описанных в 2.2 и 2.3, и результаты измерений зарегистрировать согласно требованиям, изложенным в 4.3.

 

  2.2 Эксплуатационные условия в море

 

2.2.1 Измерения должны производиться на судне в грузу или в балласте.

 

2.2.2 Главные механизмы должны работать с номинальной проектной эксплуатационной частотой вращения вала. Гребные винты регулируемого шага и крыльчатые движители Фойт-Шнейдера, если таковые имеются, должны быть в нормальном рабочем положении.

 

2.2.3 Все вспомогательные механизмы, навигационные приборы, радиостанции, радиолокационные станции и т.д., используемые постоянно или готовые к использованию в любой момент времени, должны работать в течение всего периода измерений.

 

2.2.4 В помещениях, в которых расположены аварийные дизель-генераторы, пожарные насосы или другое аварийное оборудование, которое обычно работает только при авариях или во время проверочных испытаний, измерения должны выполняться при работающем оборудовании. При работе такого оборудования измерения в смежных помещениях могут не выполняться, если только не существует вероятности, что данное оборудование будет работать в периоды времени, отличающиеся от упомянутых выше.

 

2.2.5 Оборудование систем искусственной вентиляции и кондиционирования воздуха должно нормально работать, причем производительность должна соответствовать проектной.

 

2.2.6 Двери и окна, как правило, должны быть задраены, но в помещениях, где это является обычным условием, они должны быть открыты, например на ходовом мостике, где дверь с подветренной стороны обычно открыта.

 

2.2.7 В помещениях должно быть установлено все необходимое оборудование. Измерения могут выполняться без мягкой меблировки, но ее отсутствие не должно приниматься в расчет.

 

2.2.8 На судах, оборудованных носовыми подруливающими устройствами, успокоителями качки и т.д., при их работе могут возникнуть шумы высокого уровня. Измерения должны проводиться во время работы таких механизмов в местах, расположенных вокруг них, а также в смежных жилых помещениях и на рабочих местах.

 

  2.3 Эксплуатационные условия в порту

 

2.3.1 При нахождении судна в условиях порта должны выполняться измерения, указанные в 2.3.2, 2.3.3 и 2.3.4.

 

2.3.2 При работе судового грузового оборудования измерения шума должны выполняться в тех местах и жилых помещениях, которые находятся в зоне его действия. Шум от источников, внешних по отношению к судну, не должен приниматься в расчет, как это указано в 2.4.3.

 

2.3.3 Если судно является перевозчиком транспортных средств, которые производят шум во время погрузочно-разгрузочных операций, то необходимо измерить уровень шума в грузовых трюмах и продолжительность его воздействия. Оценка воздействия этого шума должна производиться в соответствии с Главой 5.

 

2.3.4 В машинных помещениях в условиях порта необходимо проводить измерения при работающих вспомогательных механизмах, если во время обслуживания, ремонта или других аналогичных работ, проводимых в порту, вместо положений, изложенных в 4.2.1.1, должны выполняться положения, изложенные в 5.3.1 в отношении защиты органов слуха.

 

2.4 Внешние условия

 

2.4.1 Глубина воды под килем судна и наличие крупных отражающих поверхностей вблизи судна могут оказать влияние на результаты измерений, и поэтому они должны быть указаны в протоколе замеров шума.

 

2.4.2 Погодные условия, такие как ветер и дождь, а также состояние моря, должны быть такими, чтобы они не оказывали влияния на измерения. Сила ветра не должна превышать 4 баллов, а волнение моря не должно быть больше 3 баллов. Если это не может быть соблюдено, то должны быть указаны фактические условия измерений.

 

2.4.3 Должны быть приняты меры предосторожности, для того чтобы шум от посторонних источников, таких как люди, строительные и ремонтные работы, не влиял на уровень шума на судне в местах измерения. В случае необходимости данные могут быть откорректированы с учетом постоянного фонового шума согласно закону суммирования энергии.


Купить полный текст документа можно после авторизации

За дополнительной информацией обращайтесь в ООО "Планета Одесса"
Тел. +38 (048) 792-54-36, 050-336-5436 email: rise3info@gmail.com

Home