A.434(XI) Кодекс безопасной практики перевозки навалочных грузов

 

Резолюция A.434(XI)

 

КОДЕКС БЕЗОПАСНОЙ ПРАКТИКИ ПЕРЕВОЗКИ НАВАЛОЧНЫХ ГРУЗОВ

(Принята 15 ноября 1979 года)

 

 

АССАМБЛЕЯ,

 

ССЫЛАЯСЬ на Статью 16 i) -Конвенции о Межправительственной морской консультативной организации, касающуюся функций Ассамблеи,

 

ССЫЛАЯСЬ ТАКЖЕ на резолюцию A.82(IV), которой она приняла Кодекс безопасной практики перевозки навалочных грузов,

 

ССЫЛАЯСЬ ДАЛЕЕ на то, что Комитет по безопасности на море был уполномочен принимать по мере необходимости поправки к Кодексу, не затрагивающие положенных в его основу принципов,

 

УЧИТЫВАЯ принятие Комитетом по безопасности на море пересмотренных изданий Кодекса в 1972 и 1977 годах,

 

ПРИЗНАВАЯ желательность включения в Кодекс положений, касающихся перевозки опасных навалочных грузов,

 

ПРИЗНАВАЯ ТАКЖЕ, что пересмотренное с этой целью издание Кодекса в настоящее время подготовлено и одобрено Комитетом по безопасности на море,

 

1. ОДОБРЯЕТ пересмотренный Кодекс безопасной практики перевозки навалочных грузов, текст которого изложен в Приложении к настоящей резолюции;

 

2. ВОЗОБНОВЛЯЕТ полномочия Комитета по безопасности на море по рассмотрению и принятию в необходимых случаях поправок с целью обновления Кодекса по мере надобности;

 

3. РЕКОМЕНДУЕТ правительствам принять Кодекс или использовать его в качестве основы при подготовке национальных правил;

 

4. ПРОСИТ Генерального секретаря опубликовать Кодекс вместе с Дополнениями для распространения его среди правительств-членов и общей продажи, а также опубликовывать по мере необходимости пересмотренные издания Кодекса после одобрения их Комитетом по безопасности на Море;

 

5. ОТМЕНЯЕТ резолюцию A.82(IV).

 

 

 

 

Приложение.

 КОДЕКС БЕЗОПАСНОЙ ПРАКТИКИ ПЕРЕВОЗКИ НАВАЛОЧНЫХ ГРУЗОВ

(включая грузы, способные разжижаться, и грузы,

обладающие опасными химическими свойствами)

 

ПРЕДИСЛОВИЕ

 

На протяжении более 100 лет такие грузы, как зерно и уголь, перевозились навалом. Однако в последние годы наблюдался рост разнообразия навалочных грузов, перевозимых морем, и теперь они составляют значительную часть международной морской торговли.

 

Миллионы тонн этих грузов - уголь, концентраты, зерно, удобрения, корма, минералы и руды - ежегодно перевозятся навалом по Мировому океану. Хотя громадное большинство этих перевозок осуществляется без инцидентов, к сожалению, имелся целый ряд серьезных аварий, которые привели не только к гибели судов, но и людей.

 

Проблемы, связанные с перевозкой навалочных грузов, отмечались делегатами Международной конференции по охране человеческой жизни на море 1960 года, но в то время невозможно было выработать подробные требования, за исключением требований, касающихся перевозки зерновых грузов. Конференция, однако, рекомендовала в пункте 55 Приложения D к Конвенции, чтобы под эгидой Межправительственной морской консультативной организации (ИМКО) был разработан приемлемый в международном масштабе кодекс безопасной практики перевозки навалочных грузов.

 

Эта работа была предпринята Подкомитетом по контейнерам и грузам Организации, и было выпущено четыре издания Кодекса, первое из которых вышло в 1965 году. Кодекс является руководством, рекомендуемым для использования Администрациями, судовладельцами, грузоотправителями и капитанами, и содержит нормы, применяемые для безопасной погрузки и перевозки навалочных грузов, за исключением зерна, в отношении которого имеются отдельные правила. Кодекс содержит общие рекомендации по процедурам, которых следует всегда придерживаться при отправке морем навалочных грузов, описание опасностей, связанных с перевозкой некоторых грузов, списки типичных веществ, перевозимых в настоящее время навалом, и подробное описание рекомендуемых методов проведения испытаний с целью определения различных характеристик перевозимых навалом веществ.

 

Следует отметить, однако, что список веществ, приводимый в Дополнениях А, В и С к Кодексу, никоим образом не является исчерпывающим и что физические свойства, приписываемые им, приводятся лишь для руководства. Вследствие этого перед погрузкой какого-либо навалочного груза необходимо получить (обычно от грузоотправителя) свежую информацию о его физико-химических свойствах.

 

Поскольку ценная информация, способствующая улучшению настоящего Кодекса, может быть получена из рейсовых отчетов, Администрациям рекомендуется побуждать своих капитанов извещать их о поведении различных типов навалочных грузов, и в частности сообщать обстоятельства любых инцидентов, связанных с такими грузами.

 

ВВЕДЕНИЕ

 

1. Главной целью настоящего Кодекса является содействие безопасной погрузке и перевозке навалочных грузов, осуществляемое путем:

 

.1 указания опасностей, связанных с перевозкой некоторых типов навалочных грузов;

 

.2 дачи руководящих указаний по процедурам, которых следует придерживаться в случаях, когда предполагается перевозка навалочных грузов;

 

.3 перечисления типичных веществ, перевозимых в настоящее время навалом, включая информацию об их свойствах и рекомендации по их переработке; и

 

.4 описания методов проведения испытаний, используемых для определения различных характеристик перевозимых навалом веществ.

 

2. Определения терминов, используемых в Кодексе, приводятся в Разделе 1.

 

3. В общем, опасности, связанные с перевозкой навалочных грузов, могут быть подразделены на следующие категории:

 

.1 Повреждение корпуса судна в результате неправильного распределения груза

 

Рекомендации по этому вопросу содержатся в Разделе 2 и Дополнении С.

 

.2 Потеря или снижение остойчивости во время рейса

 

Обычно это происходит в результате:

 

.2.1 смещения груза в штормовую погоду вследствие его недостаточной штивки или неправильного распределения;

 

(рекомендации по этому вопросу содержатся в Разделах 2, 3 и 5, а также в Дополнениях С и D.2).

 

.2.2 разжижения грузов под воздействием вибрации и качки судна и последующего пересыпания и перетекания их в одну сторону грузового трюма. Такими грузами являются обычно мелкозернистые вещества, включая мелкий уголь, которые перевозятся в увлажненном состоянии;

 

(рекомендации по этому вопросу содержатся в Разделах 6 и 8, а также в Дополнениях А и D.1).

 

.3 Химические реакции (например, выделение ядовитых или взрывоопасных газов, самовозгорание или сильная коррозия).

 

Рекомендации по этому вопросу содержатся в Разделах 4, 9 и 10, а также в Дополнениях В и D.4.

 

4. Если физические и/или химические свойства вещества, предъявленного к перевозке, неизвестны, то трудно определить, какие меры предосторожности, если они требуются, следует принять для обеспечения его безопасной перевозки. Необходимо поэтому, чтобы грузоотправитель предоставлял соответствующую информацию о перевозимом грузе.

 

Рекомендации по этому вопросу содержатся в Разделе 7.

 

5. В Разделе 4 особо упоминается необходимость того, чтобы весь персонал, участвующий в подготовке и осуществлении погрузки или выгрузки навалочных грузов, соблюдал при этом большую осторожность, особенно при входе в помещения, в которых возможно снижение содержания кислорода или в которых могут содержаться ядовитые газы.

 

6. Списки типичных веществ, перевозимых в настоящее время навалом, а также информация об их свойствах и методах переработки приводятся в Дополнениях А, В и С. Следует, однако, подчеркнуть, что эти списки не являются исчерпывающими и что свойства, приписываемые этим веществам, приводятся лишь для руководства. Вследствие этого перед погрузкой необходимо получить свежую информацию о физико-химических свойствах веществ, предъявленных к перевозке.

 

7. Подробные сведения о трех методах проведения испытаний, а также рекомендации по методике отбора характерных проб для проведения испытаний приводятся в Дополнении D.

 

8. Описанные в этом Дополнении три метода лабораторных испытаний применяются для определения следующего:

 

.1 влагосодержания, влажности разжижения и транспортабельного предела влажности веществ, способных разжижаться;

 

.2 угла естественного откоса зернистых веществ;

 

.3 экзотермического саморазложения удобрений, содержащих нитраты (лотковое испытание).

 

9. Настоятельно рекомендуется, чтобы эти испытания проводились только персоналом, прошедшим соответствующую подготовку. Для определения величин показателей, упомянутых выше в пунктах 8.1 и 8.2. судовым персоналом могут проводиться вспомогательные проверочные испытания, описание которых приводится. Эти испытания следует проводить лишь в тех случаях, когда капитан сомневается в том, что состояние груза обеспечивает его безопасную перевозку.

 

10. В Дополнении Е приводится алфавитный указатель всех веществ. упомянутых в Кодексе, с указанием соответствующего Дополнения, в котором содержатся дополнительные сведения. Следует еще раз подчеркнуть, что этот список веществ не является исчерпывающим.

 

ПРИМЕЧАНИЕ:

Если к перевозке навалом предъявляется  груз, не упомянутый в настоящем Кодексе, капитану судна следует проконсультироваться с соответствующими компетентными властями с целью получения Дополнительных сведений.

 

  Раздел 1 - Определения

 

 

1.1 Угол естественного откоса

- есть угол между горизонтальной плоскостью и образующей конуса такого груза.

 

/ \

/   \

/ УГЛЫ \

/ ЕСТЕСТВЕННОГО\

/     ОТКОСА      \

/______________________\

1.2 Грузы, способные

 

разжижаться

- есть грузы, которые подвержены миграции влаги и последующему разжижению, если они погружены с влагосодержанием, превышающим транспортабельный предел влажности.

1.3 Концентраты

- есть вещества, полученные из природной руды в результате процесса ее очистки методом физического или химического отделения и удаления нежелательных компонентов.

1.4 Грузовое помещение

- любое судовое помещение, предназначенное для перевозки груза.

1.5 Влажность разжижения (массы пробы во влажном состояния), при котором в результате проведения предписанного метода испытания характерной пробы вещества наступает его разжижение (см. Дополнение D.1).

- есть влагосодержание в процентах (от

1.6 Состояние разжижения

- есть состояние, наступающее в тот момент, когда масса зернистого вещества становится настолько насыщенной влагой, что под влиянием преобладающих внешних сил, таких как вибрация, толчки или качка судна, оно теряет свое внутреннее сопротивление к смещению и начинает вести себя как жидкость.

1.7 Влагосодержание

- есть та часть характерной пробы, которая состоит из воды, льда или другой жидкости*, выраженная в процентах от общей массы пробы во влажном состоянии.

1.8 Миграция влаги

- есть перемещение влаги, содержащейся в навалочном грузе, в результате усадки и уплотнения груза, возникающих вследствие вибрации и качки судна. Постепенно происходит вытеснение влаги, которое может привести к тому, что некоторые части или весь объем навалочного груза достигают состояния разжижения.

9 Испытываемая характерная проба

- есть проба вещества, отобранная в количестве, достаточном для проведения испытаний по определению физических и/или химических свойств груза, которые должны отвечать определенным требованиям. Отбор проб следует производить согласно соответствующей предписанной процедуре (см. 7.3).

 

________

* Методы, приводимые в Кодексе, применяются лишь в тех обычных случаях, когда влага почти полностью состоит из воды или льда.

 

 

1.10 Грузоотправитель

- для целей настоящего Кодекса термин "грузоотправитель" означает любое лицо, которым, или от имени которого, или по поручению которого с перевозчиком заключен договор морской перевозки грузов, либо любое лицо, которым, или от имени которого, или по поручению которого грузы фактически передаются перевозчику на основании договора морской перевозки.

1.11 Навалочный груз -

- есть любой груз, не являющийся жидкостью или газом, состоящий из смеси частиц, гранул или любых более крупных кусков вещества, являющийся в основном однородным по содержанию, который грузится непосредственно в грузовые помещения судна без применения каких-либо промежуточных видов тары.

1.12 Удельный погрузочный -

- есть цифра, выражающая количество объем кубических метров, занимаемое одной метрической тонной груза.

1.13 Транспортабельный предел влажности

- представляет собой максимальное содержание влаги в грузе, способном разжижаться, которое считается безопасным для перевозки его на судах, не отвечающих специальным положениям пунктов 6.2.2 и 6.2.3. Эта величина определяется на основе влажности разжижения (метод испытательного стола, Дополнение D.1) или данных, полученных посредством других методов испытания, одобренных соответствующими властями государства порта как обеспечивающих равноценную надежность.

 1.14 Штивка

- для целей настоящего Кодекса штивка означает любое частичное или общее выравнивание груза в пределах грузового помещения, производимое с помощью погрузочных рукавов или лотков, переносных механизмов и оборудования или вручную.

 

 

   Раздел 2 - Общие меры предосторожности

 

2.1 Распределение груза

 

2.1.1 Общие положения

 

2.1.1.1 Очень важно обеспечить правильное распределение на судне навалочных грузов, с тем чтобы в судовых конструкциях никогда не возникало чрезмерных напряжений и чтобы судно имело достаточную остойчивость. Однако для эффективного решения этой задачи необходимо, чтобы грузоотправитель снабдил капитана надлежащей информацией о перевозимом грузе, такой как удельный погрузочный объем, описание предшествующих случаев смещения груза, какие-либо особые проблемы и т.д.

 

2.1.2 Меры по предотвращению возникновения в судовых конструкциях чрезмерных напряжений

 

2.1.2.1 При погрузке высокоплотного навалочного груза с удельным погрузочным объемом около 0,56 м3/т или менее условия погрузки отличаются от нормальных, поэтому важно уделять особое внимание распределению веса груза, с тем чтобы избежать возникновения чрезмерных напряжений. Судно, предназначенное для перевозки генеральных грузов, строится обычно под перевозку грузов с удельным погрузочным объемом около 1,39-1,67 м/т при полной загрузке судна до его киповой грузовместимости и грузоподъемности. Из-за высокой плотности некоторых навалочных грузов при неправильном распределении груза возможно возникновение весьма значительных напряжений в судовых конструкциях, расположенных в месте приложения нагрузки, или во всем корпусе судна. Установить строгие правила по распределению груза на всех судах практически невозможно, поскольку системы набора судов могут значительно отличаться друг от друга. Рекомендуется поэтому снабжать капитана достаточно исчерпывающей информацией о погрузке, позволяющей ему распределять груз на борту его судна таким образом, чтобы в судовых конструкциях не возникало чрезмерных напряжений. В общем, капитанам следует руководствоваться информацией о погрузке, содержащейся в буклете с информацией об остойчивости судна, и данными, выдаваемыми погрузочными вычислительными устройствами, если они имеются.

 

2.1.2.2 В случаях, когда подробная информация о навалочных грузах высокой плотности отсутствует, рекомендуется принимать следующие меры предосторожности:

 

.1 общее распределение веса груза по длине судна не должно значительно отличаться от того, которое считается удовлетворительным для генеральных грузов;

 

.2 максимальное количество груза в тоннах, погруженного в любое грузовое помещение, не должно превышать

 

0,9 LВD тонн (2.1.2.2.2)

 

где:

 

L - длина трюма в метрах

 

В - средняя ширина трюма в метрах

 

D - осадка по летнюю грузовую марку в метрах;

 

.3 если штивка груза не производится или производится лишь частично, высота вершины груза над днищем грузового помещения не должна превышать

 

1,1 х D х удельный погрузочный объем (2.1.2.2.3),

 

где удельный погрузочный объем выражен в м3/т;

 

.4 если штивка производится до полного выравнивания груза, то максимальное количество груза в тоннах, погруженного в подтвиндечное грузовое пространство трюма, может быть увеличено на 20 процентов по сравнению с количеством, рассчитанным по формуле (2.1.2.2.2), при условии, однако, что при этом полностью выполняются требования пункта 2.1.2.2.1;

 

.5 поскольку туннель гребного вала оказывает усиливающее воздействие на днище судна, то подтвиндечные грузовые пространства трюмов, расположенных в корму от машинного отделения, могут быть загружены на высоту до 10 процентов большую, чем та, которая предусмотрена пунктами 2.1.2.2.2, 2.1.2.2.3 и 2.1.2.2.4, при условии, что такая дополнительная нагрузка не противоречит положениям пункта 2.1.2.2.1

 

2.1.3 Меры по увеличению остойчивости

 

2.1.3.1 Учитывая Правило 19(а) Главы II-1 Международной конвенции по охране человеческой жизни на море 1974 года, на борту всех судов, на которые распространяется действие этой Конвенции, должен иметься буклет с информацией об остойчивости. В случаях, когда должны перевозиться навалочные грузы, упомянутые в настоящем Кодексе и требующие принятия во время их погрузки и хранения указываемых здесь мер предосторожности, информация, выдаваемая капитану, должна содержать все необходимые данные, относящиеся к этому вопросу. Капитан должен иметь возможность рассчитать остойчивость судна для наихудших условий, предполагаемых во время рейса, а также на отход судна, и установить, что остойчивость является достаточной.

 

2.1.3.2 Вообще, грузы с высокой плотностью следует обычно грузить не в твиндеки, а в трюмы.

 

2.1.3.3 Однако в случаях, когда грузы с высокой плотностью необходимо перевозить в твиндеках или в вышерасположенных грузовых помещениях, должны быть приняты меры к тому, чтобы в палубе не возникало чрезмерных напряжений и чтобы остойчивость судна не была ниже минимально допустимого уровня, указанного в выдаваемом капитану буклете с информацией об остойчивости судна.

 

2.1.3.4 При перевозке груза с высокой плотностью особенно тщательно следует оценивать воздействие чрезмерной метацентрической высоты, которая может вызвать порывистую качку судна на волнении.

 

2.1.3.5 Каждый раз, когда навалочные грузы, которые могут легко смещаться, перевозятся в твиндеках или частично заполненных грузовых помещениях, следует устанавливать продольные переборки и выгородки, имеющие достаточную прочность.

 

2.2 Погрузка и выгрузка

 

2.2.1 Перед погрузкой грузовые помещения должны быть осмотрены и подготовлены к приему того навалочного груза, который предполагается грузить.

 

2.2.2 Капитан должен обеспечить, чтобы осушительные трубопроводы, измерительные трубки, а также трубопроводы других систем, расположенные в грузовом помещении, были в хорошем состоянии. Ввиду скорости, с которой некоторые навалочные грузы с высокой плотностью грузятся в грузовое помещение, может потребоваться принятие специальных мер для предохранения от повреждений арматуры, расположенной в грузовом помещении. По этой причине после окончания погрузки целесообразно произвести замер льял.

 

2.2.3 Особое внимание обращается на сборные колодцы льял и решетки осушительной системы, которые должны быть специально подготовлены к тому, чтобы облегчать осушение и не допускать попадания груза в осушительную систему.

 

2.2.4 Капитану рекомендуется принять меры предосторожности, с тем чтобы свести к минимуму количество пыли, которое может попасть на движущиеся части палубных механизмов и на расположенное вне судовых помещений навигационное оборудование.

 

2.2.5 Когда это возможно, во время проведения погрузо-разгрузочных операций системы вентиляции должны быть выключены или снабжены фильтрами, а системы кондиционирования воздуха, если они имеются, должны работать в режиме рециркуляции воздуха, с тем чтобы свести к минимуму попадание пыли в жилые или другие внутренние судовые помещения.

 

  Раздел 3 - Методы штивки

 

3.1 Навалочные грузы, имеющие угол естественного откоса*, равный 35° или менее.

 

3.1.1 Такие грузы следует расштивать так, чтобы они были разровнены в разумных пределах, а грузовые помещения, в которые они грузятся, должны заполняться до максимально возможного уровня, который не приводит к чрезмерному давлению груза на опорные днищевые конструкции или палубу.

____________

* О рекомендуемых методах определения угла естественного откоса см. Раздел 5.

 

3.1.2 При перевозке легкосыпучих навалочных грузов, подобных зерну, должны соблюдаться положения, применяемые при погрузке зерновых грузов. Следует, однако, учитывать плотность груза при определении:

 

.1 размеров и крепежных устройств для продольных переборок и переборок в выгородках; и

 


Купить полный текст документа можно после авторизации

За дополнительной информацией обращайтесь в ООО "Планета Одесса"
Тел. +38 (048) 792-54-36, 050-336-5436 email: rise3info@gmail.com

Home